Методологические принципы акмеологии
Основополагающими в акмеологии являются методологические принципы :
• системности, рассматривающий сложные разноуровневые системы;
• изучения человека в процессе его развития как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности и универсума;
• одновременного изучения двух равноценных с позиций акмеоло-гии объектов — человека и деятельности;
• изучения общего в отдельном и через отдельное;
• развития и психологического детерминизма;
• активности;
• инвариантности.
Принцип системности. Разработка теоретико-методологических основ акмеологии на базе системного подхода является самостоятельным и актуальным для СКМ научным направлением, ибо показывает системную зависимость между факторами, изучаемыми ак-меологией, и подготовкой профессионалов для будущих организаций, действующих в государственной, материальной и духовной сферах.
Принцип необходимости изучения человека, его развития в движении. Предполагает изучение развития профессионализма в многообразии человеческих проявлений.
Принцип одновременного изучения человека и деятельности. Сегодня профессионал представляется личностью и субъектом труда. В акмеологических исследованиях изучаются два равноценных объекта — человека и его деятельность . В акмеологии нельзя изучать деятельность в отрыве от человека, который ее выполняет, и человека вне его деятельности. Рассмотрение профессионализма в диалектическом единстве профессионализма личности и деятельности является реализацией этого методологического принципа.
Принцип изучения общего в отдельном и через отдельное. Анализ результатов исследований дает основания полагать, что в акмеоло-гии рассматриваемый принцип реализуется в определении общего, единичного и особенного. Он проявляется в изучении общих закономерностей формирования профессионализма, типичных для конкретной профессиональной деятельности, изучения индивидуального развития профессионального мастерства.
Принцип детерминизма и развития. Указывает, что определение внутренних условий, побуждающих к саморазвитию, определение детерминантов развития должны стать составляющими акмеологи-ческих исследований. Акмеологическое исследование состоит, как минимум, из двух этапов. На первом этапе осуществляют поиск фундаментальных закономерностей, на втором — определяют акмеоло-гические условия, факторы, детерминанты .
Принцип активности. Предполагает определяющую роль субъекта труда в определении путей к профессионализму, индивидуальному развитию.
Принцип инвариантности. Определяет, что в акмеологических исследованиях следует обращать внимание на устойчивость в развитии. Этот принцип особо учитывают при разработке акмеологичес-ких инвариантов профессионализма и деятельности специалистов в особых условиях.
В акмеологических условиях кроме общих методологических принципов используют также частные, отражающие специфику исследуемого объекта: научности, реалистичности, прагматичности и др.
• системности, рассматривающий сложные разноуровневые системы;
• изучения человека в процессе его развития как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности и универсума;
• одновременного изучения двух равноценных с позиций акмеоло-гии объектов — человека и деятельности;
• изучения общего в отдельном и через отдельное;
• развития и психологического детерминизма;
• активности;
• инвариантности.
Принцип системности. Разработка теоретико-методологических основ акмеологии на базе системного подхода является самостоятельным и актуальным для СКМ научным направлением, ибо показывает системную зависимость между факторами, изучаемыми ак-меологией, и подготовкой профессионалов для будущих организаций, действующих в государственной, материальной и духовной сферах.
Принцип необходимости изучения человека, его развития в движении. Предполагает изучение развития профессионализма в многообразии человеческих проявлений.
Принцип одновременного изучения человека и деятельности. Сегодня профессионал представляется личностью и субъектом труда. В акмеологических исследованиях изучаются два равноценных объекта — человека и его деятельность . В акмеологии нельзя изучать деятельность в отрыве от человека, который ее выполняет, и человека вне его деятельности. Рассмотрение профессионализма в диалектическом единстве профессионализма личности и деятельности является реализацией этого методологического принципа.
Принцип изучения общего в отдельном и через отдельное. Анализ результатов исследований дает основания полагать, что в акмеоло-гии рассматриваемый принцип реализуется в определении общего, единичного и особенного. Он проявляется в изучении общих закономерностей формирования профессионализма, типичных для конкретной профессиональной деятельности, изучения индивидуального развития профессионального мастерства.
Принцип детерминизма и развития. Указывает, что определение внутренних условий, побуждающих к саморазвитию, определение детерминантов развития должны стать составляющими акмеологи-ческих исследований. Акмеологическое исследование состоит, как минимум, из двух этапов. На первом этапе осуществляют поиск фундаментальных закономерностей, на втором — определяют акмеоло-гические условия, факторы, детерминанты .
Принцип активности. Предполагает определяющую роль субъекта труда в определении путей к профессионализму, индивидуальному развитию.
Принцип инвариантности. Определяет, что в акмеологических исследованиях следует обращать внимание на устойчивость в развитии. Этот принцип особо учитывают при разработке акмеологичес-ких инвариантов профессионализма и деятельности специалистов в особых условиях.
В акмеологических условиях кроме общих методологических принципов используют также частные, отражающие специфику исследуемого объекта: научности, реалистичности, прагматичности и др.