Monday, August 5, 2013

555 - Time for Yourself


Оставляйте время для себя.

Если вы в течение всего дня будете только собирать информацию, у Вас совершенно не останется времени для обдумывания прочитанного и узнанного за день.

Оставьте для себя несколько минут в конце дня, сядьте и сосредоточьтесь только на вашем внутреннем мире, закройте глаза и покиньте на несколько минут этот мир. Но в тоже время нужно на все 100% быть сосредоточенным на работе и Вашей реальной жизни. Научитесь находить некий баланс между реальной жизнью и Вашим внутренним миром. Это и есть – Искусство жизни.

Иногда очень важно на время уходить от своих проблем. Это помогает восстановить силы. Есть удивительная история о Шатрапати Шиваджи. «Однажды Шиваджи стал так сильно тяготиться своими обязанностями императора королевства, что пришел к своему духовному наставнику Самарт Рамдасу и сказал, что хочет отречься от власти. Рамдас ответил ему, что если у него есть такое желание, он может это сделать. Шиважди был так рад такому ответу, он впервые почувствовал себя по настоящему счастливым. Но вскоре Рамдас сказал ему: Отныне, я император, а ты мой слуга. Ты будешь мне беспрекословно подчиняться? Шиваджи ответил: Для тебя я готов сделать все, что угодно. На что Рамдас сказал: Отлично. Возьмешь ли ты ради меня снова бразды правления своим королевством? И Шиваджи ответил: Да, я снова стану императором, если ты этого хочешь». Полное отречение от своих обязанностей дало Шиванджи возможность отдохнуть и набраться энергии.

Когда мы расслаблены, нас начинает заполнять изнутри творческая сила. В нашем современном мире, полное отречение от обязанностей мы можем себе позволить только ночью или во время медитации. Уделяйте себе внимание, помните об отдыхе и размышлениях наедине с самим собой.

Лучше этого Мира есть только этот Мир.

Разница между стоячей водой и проточной рекой состоит в том, что в проточной происходит постоянная циркуляция воды. В стоячей реке у воды нет движения. Если нет направления, происходит смешение и неразбериха. В современном мире, очень много людей, движущихся без четкого направления, это люди, бессмысленно проживающие свою жизнь, они не знают, куда идти и, что делать в той или иной ситуации. Когда Вы счастливы внутри Вас появляется огромное количество положительной энергии, но когда энергии не находит для себя выход, она начинает застаиваться и уже не может принести положительного эффекта. Как и вода в стоячей реке со временем начинает цвести. Жизненная энергия должна постоянно циркулировать. Задавайте ей направление.

Наша жизнь всегда связанна с определенными обязательствами. В жизни любого человека есть обязанности, которые он должен выполнять. Школьник и студент имеют обязательства перед учебным заведением. Мать имеет обязательства перед своими детьми, а дети перед своей матерью, муж имеет обязанности перед женой, а жена перед мужем. Чем больше у Вас обязанностей, тем больше энергии и силы вам предоставляется для осуществления их. Чем серьезнее Ваши обязательства, тем легче Вам будет их выполнять, потому что вам всегда будет оказывать помощь Высшие силы. Чем меньше обязанностей – тем меньше для их выполнения сил и энергии Вам предоставляется, тем сложнее Вам будет справиться с ними. Это очень просто объяснить, в каждом человеке скрыт огромный потенциал, но, уходя от ответственности и обязанностей, энергия застаивается в нем, и мешает выполнять даже незначительные поручения.

Представьте, что у вас на день запланировано 10 основных дел, и если что-то пойдет не так с одним из них, Вы тут же преступите к осуществлению других, а незавершенное дело может разрешиться через время уже само собой. Но если у вас только одна цель, одно поручение или обязанность на день и Вы не справляетесь с ней, то Вы застреваете на одном месте и не знаете, что делать дальше. Люди считают, что для выполнения каких-то поручений нужно иметь хорошие возможности, но на самом деле, чем больше у вас обязанностей, тем больше возможностей к их реализации Вам придет автоматически. Что бы ты ни делал, как бы ты ни работал, обязательства приносят тебе силу. Не надо считать Ваши обязанности непосильной ношей, несите их с легкостью. В итоге, вовремя выполненные обязательства всегда принесут чувство безграничного удовлетворения. Не бегите от них, заполните этот мир собой.




Представления о времени в психологии. М.Н. Семёнова.



В понятийном аппарате психологии время присутствует всегда. Временная форма включена в основу устройства и функционирования психологического знания. Выяснение представленности и значимости для человека понятия «время» может внести вклад в построение модели его «образа мира».

На протяжении истории цивилизации в оценке времени отчетливо проступают две тенденции - «линейное» восприятие времени, текущего от прошедшего к будущему и «циклическое» круговое восприятие. Так, древнеегипетское и традиционное китайское описание - это циклическая последовательность эр; символ времени древней Индии - колесо, бесконечная цепь из «настоящего - будущего - прошедшего».

Представление о времени развивается постепенно как у отдельного человека, так и у человечества в целом, и временные категории определяются той культурой (или той цивилизацией), парадигмы которой довлеют в индивидуальном и коллективном сознании.

Идея времени, по мнению некоторых исследователей, психологически родилась из двух совершенно разных источников - повторяемости и неповторяемости событий, т.е. ритмического повторения чего-то (ударов пульса, суточной смены дня и ночи, сезонов года) и неповторимого однократного течения чего-то, например рождения, роста, старения и умирания живых существ.

Представления о времени не являются врожденными - они развиваются постепенно в процессе формирования личности, и временные (как и пространственные) понятия человека определяются той культурой (цивилизацией), к которой он принадлежит.

Представления о том или ином явлении в науке определяют понятия, методологию, методы исследования. Проблема включения времени как категории в научную психологию возникла давно.

А.Г. Асмолов пишет: «О природе времени и его роли в детерминации развития личности в психологии известно до обидного мало. Классические исследования В.И. Вернадского о качественно различных структурах времени в физической, геологической, биосферной и социальных системах затронули психологию по касательной. Точно так же, как психология изучала личность в «искусственных мирах», «средах», она долго довольствовалась представлением о времени, заимствованном из классической механики. Любые трансформации времени в истории культуры или сознании человека, его уплотнения или ускорения интерпретировались как иллюзии, некие «кажущиеся» отклонения от физического времени. В советской психологии тезис зависимости времени от тех систем, в которые оно включено - в неорганическую природу, в эволюцию органической природы, в социогенез общества, в историю жизненного пути человека - был сформулирован С.Л. Рубинштейном. Эти представления лишь недавно стали интенсивно разрабатываться в психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник). В исследовании Е.И. Головахи, А.А. Кроника дается характеристика различных форм детерминации времени жизни человека: «физического» или «хронологического» времени, к которому до сих пор сводится представление о времени в позитивистски ориентированной психологии познания; «биологического» времени, зависящего от жизнедеятельности биологических систем и изучаемого прежде всего в цикле работ о биологических ритмах жизни, о биологических часах; «исторического» времени, обусловленного особенностями социогенеза конкретно-исторических общностей; «психологического» времени личности, представляющего собой одновременно условие и продукт реализации деятельности в ходе жизненного пути личности».

В изучении времени в современной психологии выделяются несколько направлений: сенсорный (восприятие времени); событийный (психологическое время личности - как смена событий); описательный (представления о времени как образы в искусстве, живописи, поэзии) и др.

В науке XX столетия вошло представление об отличии физического времени, имеющего строгие, объективные, научно выверенные показатели и величины измерения, от времени субъекта, переживаемого, осознаваемого и конструируемого самой его активностью. Реальность и объективность физического, математического времени нетождественна реальности времени социального бытия человека, эти реальности и научные понятия о них не совпадают, хотя и связаны. Человеческая жизнь протекает в объективном физическом времени, но для человека имеют значения не константы времени, а то, какова качественная форма активного бытия во времени, каково осуществление жизни.

В работах С.Л. Рубинштейна и его учеников был сделан шаг в пони-мании активности личности в отношении ко времени. Личность предстала как субъект «жизненного пути», не только как зависящая от событий, периодов жизни, но и как строящая «жизненную перспективу». Была показана зависимость хода жизни, жизненного пути со всем многообразием его событий от типа личности, личностных особенностей, ее способов направлять, ускорять события своей жизни. К.А. Абульханова-Славская,

подчеркивая зависимость жизнедеятельности от самого субъекта жизни, различает три структурных образования жизненного пути личности: «жизненную позицию», «жизненную перспективу» (понятие, близкое к понятию временной перспективы), «смысл жизни». Таким образом, активность личности в отношении к времени жизни стала предметом всестороннего изучения, что позволяет строить программы обследования и диагностики посредством анализа жизненных планов, жизненных позиций и временных перспектив.

Самостоятельность и научность психологии означает признание актуальности временного, пространственного и логико-математического структурирования ее содержания. Основной психологический смысл связи сигнала и реакции, информации и ее интерпретации выражается не столько самой по себе идеей соотносительной связи психологического и физического времени, сколько тем, что введение этой координаты в систему психологического знания позволяет осуществлять измерение качественно раз-личных процессов изменения психологической активности человека.

Время - основа организации, упорядочения и координации деятельности людей. Временную координату имеют все характеристики человеческой деятельности - условия, ситуативные обстоятельства, возможности и реальное осуществление. Всякое действие субъекта представляет собой процесс, а любой процесс развернут во времени и характеризуется особыми временными закономерностями. Опыт субъекта - это его мир, который имеет свою структуру, складывающуюся в прошлом, а с другой стороны - погруженную в сиюминутную деятельность. Структуры опыта в виде пространственных и временных схем управляют поведением человека. «Время - это поток, но в той его области, где поток проходит сквозь субъекта… Жизнь входит в определение времени», - замечает Ю.К. Стрелков, рассматривая понятие времени в современной психологии.

В отличие от абсолютного, однородного, каузально нейтрального и математически непрерывного физического времени субъективное время жизни личности относительно. Оно центрировано на субъекте. Понимание человека как активного по отношению к самому себе субъекта жизни, имеющего представление о прошедшей части жизни, проживающего на-стоящее и проектирующего будущее, не представимо без включения фактора собственно «человеческого» времени, неоднородного по своей сути.

По мнению В.П. Зинченко, время для психологии выступает в качестве важнейшего средства изучения психики, условия (фактора) облегчающего или затрудняющего протекание психических процессов, существенного критерия эффективности последних.

Время в сознании поведении человека приобретает конкретное психологическое содержание как элемент культуры, уровень развития которой определяет доминирующую в данном сообществе концепцию времени. Временные понятия человека всегда определены той культурой, к которой он принадлежит. Перед человеком стоит рефлексивная задача дифференциации им самим порожденной реальности, в том числе собственных образов пространства и времени, от действительности.

Таким образом, представления о времени в науке являются одной из точек отсчета в понимании человека, определяют подходы к изучению психологии человека.