Tuesday, September 17, 2013

Thinking - World View

Стрессогенное мировоззрение

В статье использованы цитаты из книги В.С. Ротенберг «Сновидения, гипноз и деятельность мозга». М.: Центр Гуманитарной литературы «РОН», 2001. – 256 с. Скачать книгу можно здесь.


Под стрессогенным мировоззрением понимаются положения мировоззрения человека, способствующие развитию хронического стресса.

Недостаток поисковой активности
Термин «поисковая активность» можно трактовать по-разному, но в последнее время под ним понимают «поисковую активность Роттенберга».
На сегодняшний день доказано, что психика человека требует наличия некоего объема т.н. «поисковой активности» - стремления к чему то новому, получению новых впечатлений и реализации проектов, желательно «своих».
Основной фактор, влияющий на стрессовую устойчивость сознания и организма в целом, - не "знак" эмоции, а характер поведения: наличие или отсутствие поисковой активности. Лучше испытывать неприятные переживания, стимулирующие поиск, чем находиться в «упадническом» состоянии.
Устойчивые положительные эмоции возникают только в процессе поискового поведения.
Отсутствие «поисковой активности» - серьезный фактор деградации психики и сообразно ряду психофизиологических механизмов, здоровья. 
Это касается и стрессовой ситуации – лучше что-то делать, чем находиться в состоянии беспомощности. Чувство беспомощности – самое негативное состояние для психики.
Бытует мнение, что долгая напряженная деятельность исключительно вредна для человека. Однако зачастую во время долгого напряженного периода, человек может быть в целом здоров, несмотря на значительные трудности. И соматические и психические заболевания нередко появляются как раз после того, как человек достигает желанной цели, если вслед за этой "сверхцелью" не ставятся никакие другие задачи.

Требовательность и негибкость
Предположим с поисковой активностью у человека хорошо. Но существует проблема противоположного характера: в результате сильных желаний (получить объект, завершить процесс, поддержать или развить определенное качество) человек может стать чрезмерно требовательным. Человек предъявляет к себе, другим людям и миру в целом неадекватные, завышенные требования и прилагает очень большие усилия к выполнению этих требований. Часто используются слова «должен, обязан».
Человек снова и снова возвращается к одной и той же мысли, пока она не заполняет собой всё пространство сознания.
Результатом этого может стать «чёрно-белое мышление». Человек склонен делать чрезмерные обобщения. На основании единичных фактов формулируется глобальный (и ничем не подтверждённый) вывод. Часто используются слова «никогда, никто, ничего, все, всё, всегда». Возникает устойчивая тенденция «вешать ярлыки» и выносить осуждения. Человек занимает позицию строгого судьи и выносит мысленный приговор себе или другому. Мир начинает восприниматься в чёрно-белых тонах, без цвета и полутонов. Человек мыслит категориями «всё» или «ничего» и считает себя полным неудачником при малейшем несовпадении ожиданий с реальностью.
Вариантом развития может стать мышление, нацеленное на максимальное удовольствие и полное устранение страданий и любых ограничений. Часто встречаются фразы: «я этого не выдержу», «мне это нужно прямо сейчас», «это слишком тяжело».
Вывод: результатом стремления к созданию чрезмерных доминант становиться НЕГИБКОСТЬ, а соответственно, конфликтность с реальным положением вещей.
При этом человек настроен на определённое объяснение событий и упорно пытается найти этому подтверждение. Если же подходящих фактов не обнаруживается, «подтверждения» формируются из всего, что находится под рукой, в том числе из собственных эмоций.
Варианты негибкого типа мышления особо часто свойственен людям напористым, всегда готовым твёрдо отстаивать свою точку зрения, с развитым чувством ответственности. Они чрезвычайно активны и всегда готовы интенсивно работать. Им постоянно не хватает времени, и поэтому они привыкли ускорять все, что делают.
НЕГИБКОСТЬ признана одним из главных факторов стресса.

Страх
При повышенном стремления к какой-либо доминанте (объекту, процессу, качеству), человек часто боится ее потерять (не завершить процесс и т.д.). Человек делает определенные доминанты настолько значимыми, что ставят «свое Я» в сильную зависимость от этих объектов и процессов. И зависимость может сохраняться, даже если интерес к этим объектам или процессам уже потерян.
Либо же «устрашающие» доминанты возникают просто под влиянием опасений за жизнь, здоровье и пр. Есть психофизиологический закон, по которому отрицательные ожидания закрепляются в сознании гораздо сильнее, чем положительные. В результате чувство страха может подавить все остальное.
По мере увеличения таких страхов у человека появляется тенденция «хотеть меньшего» и «меньше высовываться» - чтобы не испытывать боль от недостижения желаемого и не быть отвергнутым. Т.е. – происходит подавление поисковой активности. И эта тенденция усугубляются с течением времени. Ее можно проследить, сравнив группы людей разного возраста последовательно. Конечно, всегда есть исключения, но в целом прослеживается тенденция уменьшения сферы и «глубины» интересов и увеличения сферы опасений.
Постепенно возникает склонность к «катастрофизации» - «раздувании из мухи слона». Происходит преувеличение негативного события до тех пор, пока оно не вырастает в сознании человека до размеров катастрофы. Могут использоваться слова «кошмарный, ужасный, страшный, трагический» и т.д. А затем приходит и пессимизм, при котором преуменьшаются хорошие новости и преувеличиваются плохие. Человек обращает внимание только на негативные стороны жизни, при этом упорно игнорируя позитивные моменты.
Хронический (зачастую глубоко загнанный) страх является очень сильным фактором генерации хронического стресса.

Иллюзии
 Если же достижение желаемого объекта, качества или процесса постоянно не удовлетворяется, человек может пытаться создать иллюзию, в которой «все хорошо». Человек полон красочных, но абсолютно нереалистичных ожиданий насчёт себя, других людей, работы, профессии, окружающего мира и т.д. При этом часто не видит реальной проблемы или убеждает себя, что проблемы не существует, хотя на самом деле она довольно выражена.
Да, на короткое время это уменьшает стресс, но  в глобальном смысле это приводит человека к «выпадению из реальности». Постоянно появляются противоречия с «иллюзорной картиной мира» и сознанию приходиться и эти противоречия «вытеснять».
Развивается значительный скрытый диссонанс между составляющими личности, человек начинает выглядеть «потерянным», неадекватным.
«Нестрессовый» вариант иллюзорного мировосприятия – «чрезмерный позитивизм». Слоган – «чего париться то, все пофигу».
В общем-то проблему стресса эти люди решают, по крайней мере, на достаточно долгое время, пока реальность не «встанет перед ними лицом к лицу». Тогда все становиться очень плохо. Но этого может и не быть до конца жизни. Однако такого человека в любом случае подстерегает следующая проблема.

Отсутствие способности к формированию многозначности
Отсут­ствие способности к созданию многозначных связей с не­исчерпаемо богатым миром - миром вокруг нас и миром наших собственных переживаний - лежит в основе самых разнообразных форм психических и психосоматических расстройств и лишает человека счастливого ощущения гармоничной вписанности в этот мир.
Излишняя «узость» мировоззрения – как в результате повышенной требовательности, так и повышенной иллюзорности значительно уменьшают способность к формирова­нию «многозначного контекста».  Т.е. – восприятию мира (жизни) как сложного  многофакторного и многомерного процесса. Доказано, что это не только обедняет лич­ность, но и делает человека более уязвимым к разнооб­разным конфликтным ситуациям, прежде всего к мотивационным конфликтам. Альтернативное, однозначное логи­ко-вербальное мышление часто оказывается бессильным в поисках выхода из таких конфликтов.
Если способность к формированию многозначного контекста не развивается и тем самым утрачены все преимущества этого способа адаптации к миру, естественной в нем интеграции - человек вынужден прибегать к другим механизмам адаптации. Он пытается восполнить свой дефект за счет все более выраженных усилий по упорядочиванию, структурализации действительности, т.е. за счет активизации левого полушария.
Значительно ухудшаются возможность выразить собственные переживания, эмоции и ощущения, способность челове­ка быть в контакте с собственным внутренним миром. Человек как бы отделен от всего того в себе самом, что не поддается строго логическому упорядоченному анали­зу. Все нюансы собственных душевных движений остают­ся для него скрытыми. Предполагается, что на уровне мозга это заключается в нарушении связей между правым и левым полушариями.  Т.е. – между логическим и «целостным» типами мировосприятия.

Отсутствие социальной поддержки
 Доказано, что социальная поддержка значительно снижает воздействие стресса.
Поэтому излишняя интровертированность - неспособность или потеря доверительного общения со своим близким окружением может снизить стрессоустойчивость.  
Впрочем, и один в поле воин, но для большинства людей одиночество скорее всего будет  стрессогенным фактором.

Внешние факторы
Естественно, повышенным стрессогенным воздействием обладает лишение человеком привычных ценностей, и/или надежды на них. Хотя часто достаточно не самого факта потери, а только страха потенциальной угрозы. Сюда можно отнести:
- стихийные бедствия, катастрофы;
- негативные потрясения, "удары судьбы" (смерть или тяжкая болезнь близких, развод, финансовый крах, потеря работы и т.д.);
- частичная потеря функционирования (потеря части тела, импотенция и пр.)
- тяжелая болезнь (особенно «на всю жизнь), климактерическое состояние, и др.
Так же стрессом для неподготовленного и даже для подготовленного человека может бытьпериод смены ценностей:
-  беременность, послеродовый период);
- возраст (юношеский, поздний);

Существенную роль играет утомление: физические и эмоциональные перегрузки.  

 

Основные положения антистрессового мышления
  1. Имейте сознательно сформированные  стратегические доминанты (мотивации, проекты и пр.), представляющие для вас реальный ИНТЕРЕС.
  2. Нужно иметь таких целей больше чем 2, например интересную работу, существенное долгосрочное хобби, отношение с близкими, саморазвитие и пр.
  3. Понятно, что для реализации достойного проекта нужна повышенная требовательность. Компенсируйте ее чувством юмора и некоторым уровнем сознательного пофигизма.  Делать серьезный проект с расслабленным отношением – это искусство.
  4. При трудностях с реализацией одной или нескольких из доминант не следует падать духом. Вы всегда можете найти для себя интересное занятие, не требующее серьезных финансовых вложений.
  5. При проблемах со здоровьем нужно помнить – депрессия и беспомощность недопустимы. Жизнь продолжается.
  6. За исключением разумной предосторожности постарайтесь минимизировать страх в вашей жизни. Страх – это желание «не потерять». А, во-первых, вы всегда можете себе найти что-то еще, и во-вторых не бойтесь двигаться вперед. Даже если вы не продвинетесь, хуже не станет, а за счет «проб» вы станете сильнее. Кстати,  только так и становятся сильнее – двигаясь вперед, несмотря на локальные поражения.
  7. Развивайте как «конструктивно-критическое», так и «многозначное» мышление. По второму можно рекомендовать «арт-терапию» и медитативные практики с «внешним миром» (по отношению к индивиду) и его объектами. Проверяйте себя периодически, не отклонились ли вы слишком в одну сторону?
  8.  Учитесь быть в комфорте как в одиночестве, так и в обществе. А то бывает, что человек – «ни рыба, ни мясо» - и в одиночестве тоскливо, и отношения с другими людьми разной степени близости строить не может.

Самоуважение
Только сохранение самоуважения, представление о себе как о достойной фигуре, соответствующей собствен­ным идеалам, или по крайней мере наиболее важным па­раметрам этих идеалов, позволяет человеку сохранять целостное, интегральное поведение. В том числе сохранять оптимизм перед лицом неудач и трудностей и высокую активность в услови­ях неопределенности, то есть в условиях повседневного существования, где неопределенность сопутствует самым важным судьбоносным решениям и поступкам: решению кем быть в этой жизни, с кем связать свою судьбу, как ве­сти себя в условиях конфликта между желанием и долгом и т.п.
 Человек, утративший самоуважение, находится в постоянном конфликте с самим собой, сам себя отвергает и сам с собой не согласен, что очень быстро приводит ли­бо к дезорганизованному поведению, либо к депрессии, которая делает невозможным любое поведение.

Обратной стороной самоуважения будет являться стремление самому отвечать за свою жизнь, не перекладывать ответственность на других. Течением вашей жизни управляете только вы.