JEWS + Еврейский денежный секрет
от татарстанского раввина
Десятилетиями наше духовное и нравственное воспитание формировалось под лозунгом "Религия - опиум для народа". Богаче мы от этого не стали. В отличие от Бориса Березовского, который в нашумевшей статье "Как заработать большие деньги" назвал Евангелие "четкой инструкцией по пользованию Вселенной".
Тема нехватки денег близка многим, и обещание господина Березовского в "знак любви и уважения к русскому народу" открыть "еврейский секрет" делает статью весьма популярной. И принимаемой на веру. Ведь Ротшильд, Рокфеллер, Абрамович, Березовский - это не только имена финансово-нарицательные, но и представители одного народа. Секрет денежного успеха Березовский приписывает исключительно еврейской ментальности: "У людей разное количество денег лишь потому, что они по-разному воспринимают мир". Еврей, воспитанный в вере, что ему принадлежат богатства мира, с легкостью получает доступ к деньгам. Русский, привыкший верить, что деньги добывать сложно, имеет сложности на пути к достатку. Вывод: русским лишь достаточно упростить свое отношение к деньгам, вооружившись словами из Евангелия "просите - и дано будет вам" и "по вере вашей".
2000 лет (до 1948 года) евреи не имели своего государства, и ни правители, ни различные партии не влияли на воспитание еврейского народа. Его дух, стержень и целостность поддерживали и поддерживают раввины - хранители древних знаний и законов, предписывающих евреям нормы достойной как духовной, так и материальной жизни. Не лукавит ли Березовский, открывая важный "денежный секрет", мы поинтересовались у главного раввина Татарстана Ицхака Горелика.
- Верно ли, что только наша вера и воля определяют нашу бедность или богатство?
- В Торе сказано: "В мире всегда будут богатые и бедные". Достаток человека решается наверху, человек не может зарабатывать ни одной копейкой больше или меньше, чем определил Бог.
- Какова роль человека в собственном достатке?
- Бог решает, но и дает задачу человеку принять то, что ему дается.
Человек должен создать так называемый сосуд, чтобы принять благословение. "Сосуд" - это действия, в силу которых приходят деньги. Они не могут прийти чудесным образом. Это правило. Если ты засеял поле - урожай будет, не засеял - урожая не будет. Не потому, что тебе не дано, а потому, что ты не сделал "сосуд". Но тут есть тонкий парадокс: если Бог дает мне успех, то зачем я должен что-то делать? Но только через дела человека Всевышний посылает ему успех. Забывать об этом нельзя, чтобы был успех, необходимо молиться Богу.
- А когда молитва действенна?
- Бог слышит нас, он близко к нам. В первую очередь, должна быть вера, что Бог может помочь, и надо искренне молиться, а также совершать действия, чтобы успех пришел. У евреев считается, что Бог решает каждый день, что будет с нами, но есть один день в году, когда решается судьба людей. Это наш еврейский Новый год. Не веселый, а очень серьезный день. Каждый знает, что сегодня решается его судьба, и старается стать лучше.
- Что еще важно знать?
- Есть закон в Торе - 10 процентов от заработанного следует отдать нуждающимся, то есть вернуть обратно деньги Всевышнему. Делиться стоит не из желания сделать доброе дело, а исходя из веры, что из полученных 100 рублей 90 - мои, а 10 не мои. Если человек не делает этого, то он считает, что сам зарабатывает эти деньги. Очень богатый человек Лев Леваев, президент Еврейских общин СНГ, приезжая в Казань, выступал перед нашей общиной. Он открыл свой секрет: "Всевышний сказал, надо отдать 10 процентов, поэтому от тебя зависит твое богатство. Что ты можешь отдать - отдай, и Он даст тебе в 10 раз больше. Поверьте мне, это работает, я говорю это как опытный человек".
- Кому можно отдавать?
- Тем, кто нуждается. Здесь имеется в виду, не тем, кому я и так должен отдавать: детям до 18 лет отдают по закону. Но дети не обязаны кормить родителей. Если человек обеспечивает ребенка, то не считается, что он отдал 10 процентов, но если дает родителям, то это считается. Кого считать нуждающимся? Например, у меня нет вертолета, и я не чувствую, что мне он нужен, а есть человек, которому не хватает вертолета. Он всю жизнь летал на частных вертолетах, а сейчас не может его купить. По закону можно помочь ему, потому что он в нем нуждается.
Принцип такой: Бог делает кого-то богатым, но при этом хочет, чтобы тот понимал, что через него посылаются и деньги бедным. Если не поймет, то завтра он получит лишь 90 процентов от того, что получил сегодня.
Цдака - благотворительность - имеет восемь уровней, от самого низкого, когда помощь нуждающимся оказывается неохотно, до самого высокого, когда оказанная помощь позволяет человеку больше не нуждаться. Очень важно не задеть чувства нуждающегося, лучше оказать помощь до того, как вас об этом попросят. Но Бог учитывает любую помощь. Дома можно завести ящик для цдака: каждый день перед началом любого дела, перед молитвой, положить в него хотя бы монетку, потом передать накопленное нуждающимся.
Главное, что верующие родители должны передать детям не секреты, как разбогатеть, а секреты, как надо выстраивать отношения со Всевышним. Для жизненного успеха очень важно соблюдать Его Законы.
- Очень часто люди задают себе вопрос о том, что и живут по закону, и трудятся, создавая "сосуд", а нет благословения Всевышнего. И есть кто-то рядом финансово обеспеченный, но духовным и нравственным ценностям не следующий…
- Очень важный вопрос. Во-первых, пути Бога никто из нас не сможет понять до конца. Но самое главное, что материальный достаток - это не все, чем Всевышний может благословить человека. Понятие богатства и успеха нужно рассматривать глубже. Этот успех, который мы видим у людей, не соблюдающих Закон, не означает благословение Бога. Тому, кто соблюдает правила и живет скромно, Бог тоже посылает свое благословение: здоровье, семью и хороших детей - вещи более ценные.
По определению Талмуда, богаты не те, у кого много, а те, кому хватает. По настоящему богат тот, кто благодарен за то, что имеет. Иначе человеку любого богатства будет не хватать. Мы всегда желаем в два раза больше, чем у нас есть.
И главное, мы верим, что, кроме тела, у нас есть душа и еще одна жизнь, кроме жизни материальной. Мы верим в духовное богатство. После смерти душа не умирает и живет в другом мире, где важно духовное богатство. Бог может дать богатство как на материальном, так и на духовном уровне, что для человека окажется важнее и чего он достоин.
И детей надо воспитывать, прививая более важные жизненные ценности, чем материальное благополучие, причем собственным примером. И это относится как к людям верующим, так и к неверующим - всегда нужно стараться сделать жизнь лучше, помогая другим.
Наталья УРЕЙСКАЯ
P.S. На следующий день после интервью с ребе Ицхаком я поехала к себе на родину. На развилке пришлось "голосовать" более часа. Мой случайный попутчик бросил вслед очередной проезжающей мимо машине: "Сам ведь когда-нибудь стоять будешь!". Я стала пересказывать ему слова раввина, что Бог ценит, когда нуждающимся оказывается помощь, и это одно из условий нашего богатства и жизненного успеха. Не успела закончить фразу, как к нам подъехала машина. За рулем и на месте рядом с водителем оказались православные священники. Священнослужители показали личный пример помощи нуждающимся в ней. Слово "цдака" очень близко по звучанию слову "саадака", означающему благотворительность у мусульман. В православии есть понятие десятины, которую нужно вернуть Богу с благодарностью за его милость. Знания и законы евреев, русских и татар во многом совпадают. И это наш общий, и не только денежный, секрет.