"Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум" (Притч. 4:7). "Начало мудрости - страх Господень" (Пс. 110:10). "Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу" (Притч. 8:13).
Высокомерие - пренебрежительное отношение к окружающим, уверенность в своем превосходстве над ними ◆ Особенно остро он переживал случаи, когда ему доводилось сталкиваться с начальственной грубостью или высокомерием. Александр Крон, «Капитан дальнего плавания», 1983 г.
Го́рдость — положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности. В переносном смысле «гордостью» может называться причина такой самооценки (например,«этот студент — гордость всего института»).
Существуют несколько близких к понятию «гордость» понятий, например: честь, тщеславие, гордыня.
Высокомерие - пренебрежительное отношение к окружающим, уверенность в своем превосходстве над ними ◆ Особенно остро он переживал случаи, когда ему доводилось сталкиваться с начальственной грубостью или высокомерием. Александр Крон, «Капитан дальнего плавания», 1983 г.
заносчивость-/ noun /
| |||
Го́рдость — положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности. В переносном смысле «гордостью» может называться причина такой самооценки (например,«этот студент — гордость всего института»).
Существуют несколько близких к понятию «гордость» понятий, например: честь, тщеславие, гордыня.
Николай Дмитриевич Гурьев в своей книге «Страсти и их воплощение в болезнях» выражает мысль, что гордость и гордыня понятия сходные. Так же, как твердость-твердыня, пустота-пустыня, святость-святыня. И если первое значение является по своей природе качеством, свойством, то второе — исчерпывающим воплощением этого качества или олицетворением.
В «Путешествии из Петербурга в Москву» это слово синонимично надменности, гордыне, тщеславию, на то, что оно одного происхождения с гордыней, указывает слово «горе́», означающее «вверх» (середина главы «Хотилов»).
В сочинениях Льва Толстого гордость часто имеет отрицательный смысл (ничтожность гордости и сила глубинной любви к родине — одна из главных мыслей «Севастополя в декабре месяце»; «Хозяин и работник» — глава VI; также Библия, на которую он в значительной мере опирался, осуждает гордость: «не гордись, но бойся», «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» — притом есть свидетельства, что в конце жизни он отрёкся от своих художественных произведений).
Гордыня отличается от простой гордости тем, что ослепленный гордыней человек хвалится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Это самонадеянность человека, вера в то, что он все может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью и по воле Бога. В гордыне человек не благодарит Бога за все то, что имеет (например слух, зрение, жизнь) и получает (например пропитание, кров, детей)
Тщесла́вие (от тщетный (напрасный) + слава) — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть.
В исламе кибр (высокомерие) считается большим грехом и причиной других грехов. Считается, что именно это заставило Иблиса отказаться совершить земной поклон созданному Аллахом Адаму и стать врагом рода человеческого.
«Сказал же Бог: „О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал Своими руками?“... Он сказал: „Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины“» (Коран(смысловой перевод), сура Сад 38:75-76) Зло, как понятие, теряет свое единое содержание, ежесекундную актуальность и размывается по различным сферам человеческой деятельности. Зло утрачивает христианскую перспективу страшного суда и свой временной, исторический, но вселенский смысл.
Соответственно, зло теперь может мыслиться как то, что мешает прогрессу, что препятствует частным интересам и интимным потребностям, что тормозит человеческую активность, что нарушает или искажает возможную оптимальную социальную организацию.
Происходит и возврат к доветхозаветным представлениям о зле, как о слепой природной случайности, стихии, как о неизбежных прихотях человеческого существа, как о следствиях физиологических, психических, социальных и т.п. отклонений от социально-приемлемой нормы.
|