Sunday, September 22, 2013

WISDOM IS MAIN

"Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум" (Притч. 4:7). "Начало мудрости - страх Господень" (Пс. 110:10). "Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу" (Притч. 8:13).

Высокомерие - пренебрежительное отношение к окружающим, уверенность в своем превосходстве над ними ◆ Особенно остро он переживал случаи, когда ему доводилось сталкиваться с начальственной грубостью или высокомериемАлександр Крон, «Капитан дальнего плавания», 1983 г.
заносчивость-/ noun /
arrogance
высокомериенадменностьсамонадеянностьзаносчивостьгоноркичливость

Го́рдость — положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности. В переносном смысле «гордостью» может называться причина такой самооценки (например,«этот студент — гордость всего института»).
Существуют несколько близких к понятию «гордость» понятий, например: честьтщеславиегордыня.

Николай Дмитриевич Гурьев в своей книге «Страсти и их воплощение в болезнях» выражает мысль, что гордость и гордыня понятия сходные. Так же, как твердость-твердыня, пустота-пустыня, святость-святыня. И если первое значение является по своей природе качеством, свойством, то второе — исчерпывающим воплощением этого качества или олицетворением.
В «Путешествии из Петербурга в Москву» это слово синонимично надменности, гордыне, тщеславию, на то, что оно одного происхождения с гордыней, указывает слово «горе́», означающее «вверх» (середина главы «Хотилов»).
В сочинениях Льва Толстого гордость часто имеет отрицательный смысл (ничтожность гордости и сила глубинной любви к родине — одна из главных мыслей «Севастополя в декабре месяце»«Хозяин и работник» — глава VI; также Библия, на которую он в значительной мере опирался, осуждает гордость: «не гордись, но бойся», «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» — притом есть свидетельства, что в конце жизни он отрёкся от своих художественных произведений).
Горды́ня — непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм.

Гордыня отличается от простой гордости тем, что ослепленный гордыней человек хвалится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Это самонадеянность человека, вера в то, что он все может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью и по воле Бога. В гордыне человек не благодарит Бога за все то, что имеет (например слух, зрение, жизнь) и получает (например пропитание, кров, детей)

Тщесла́вие (от тщетный (напрасный) + слава) — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть.
Смежными понятиями являются гордыня, спесь, звёздная болезньгордость.

В исламе кибр (высокомерие) считается большим грехом и причиной других грехов. Считается, что именно это заставило Иблиса отказаться совершить земной поклон созданному Аллахом Адаму и стать врагом рода человеческого.
««Сказал же Бог: „О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал Своими руками?“... Он сказал: „Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины“» (Коран(смысловой перевод), сура Сад 38:75-76)



Зло, как понятие, теряет свое единое содержание, ежесекундную актуальность и размывается по различным сферам человеческой деятельности. Зло утрачивает христианскую перспективу страшного суда и свой временной, исторический, но вселенский смысл.

Соответственно, зло теперь может мыслиться как то, что мешает прогрессу, что препятствует частным интересам и интимным потребностям, что тормозит человеческую активность, что нарушает или искажает возможную оптимальную социальную организацию.
Происходит и возврат к доветхозаветным представлениям о зле, как о слепой природной случайности, стихии, как о неизбежных прихотях человеческого существа, как о следствиях физиологических, психических, социальных и т.п. отклонений от социально-приемлемой нормы.