Tuesday, September 17, 2013

Tzdedakah, Wisdom, Prayer

33. Цдака

«Цдака может и не спасти нас, но сделает нас достойными спасения» (так профессор Реувен Кимельман перефразировал слова Авраама-Йегошуа Гешеля: «Молитва может не спасти нас, но сделает нас достойными спасения»).

Цдака

1. Тора велит нам оказывать помощь другому еврею: "Раскрывай руку свою брату твоему" (Дварим, 15:11), "И пусть будет жив брат твой с тобою" (Ваикра, 25:36). Каждый, кто видит бедняка, просящего подаяние, и ничего не дает ему, нарушает запрет Торы: "Не ожесточай сердца твоего и не сжимай руки твоей перед братом твоим нищим" (Дварим, 15:7).
Готовность к оказанию помощи - отличительный признак потомства Аврагама, о котором говорит Всевышний: "Избрал Я его для того, чтобы он заповедал потомкам своим... творить добро и справедливость" (Брейшит, 18:19). И обещает пророк от имени Всевышнего, что народ Израиля будет освобожден из этого, последнего, изгнания только за исполнение заповеди о цдаке: "Сион правосудием будет искуплен, а возвращающиеся в него - милосердием" (Йешаягу, 1:27). Потому что сказали наши мудрецы, что каждого, кто жалеет других, жалеет Всевышний; тот же, кто ожесточает свое сердце, тем самым свидетельствует, что не принадлежит к потомству Аврагама.
2. Буквальный перевод слова цдака - "оказание справедливости", а вовсе не "милостыня". В этом русском слове (как, впрочем, и в его эквивалентах на многих других языках) есть оттенок хвастовства и одновременно эгоизма: дескать, бедняку этому я, в общем-то, ничего не должен, но я такой добрый, что оказываю ему "милость". В отличие от этого на иврите слово цдака отражает один из фундаментальных принципов иудаизма: все, что у меня есть, я получил от Всевышнего, на самом деле Он - подлинный хозяин моего достояния, и раз Он предписывает мне делиться с моим братом-евреем, я должен делать это с радостью. И не имеет никакого значения, соответствует это моей натуре или нет.
3. Каждый еврей обязан исполнять заповедь о цдаке в зависимости от своих возможностей. Даже бедняк, сам пользующийся материальной помощью от других, тоже обязан делать это. Более того: поскольку деньги, которые он отдает как цдаку, ему самому жизненно необходимы, в глазах Всевышнего это имеет гораздо большее значение, чем крупные пожертвования богача.
Исключение составляет человек, доход которого столь мал, что его едва хватает на его собственное пропитание: этот еврей освобожден от обязанности исполнять заповедь о цдаке. И так же тот, кто обременен долгами, сначала обязан вернуть деньги своим заимодавцам, а потом уже использовать свои деньги для исполнения заповеди о цдаке.
4. Тора предписывает обеспечивать нуждающегося всем, что ему необходимо (см. Дварим, 15:8). Это относится к постоянному жителю данного населенного пункта, которому другие жители обязаны давать цдаку именно в таком размере. Однако незнакомому бедняку дают небольшой подарок - в зависимости от средств дающего, однако всегда, если тот просит, предоставляют ночлег.
Завещали наши мудрецы давать пропитание и одежду бедным неевреям (и даже идолопоклонникам) ради сохранения добрых отношений с ними.
5. Обычный размер цдаки - 1/10 часть доходов. Мудрецы запретили проявлять излишнюю щедрость, отдавая больше 1/5 части, чтобы в результате самому не оказаться в положении нуждающегося в помощи других. Однако умирающий имеет право выделить на нужды цдаки до 1/3 своего состояния.
6. Цдаку надо давать тем, кто действительно нуждается: беднякам, для поддержания йешивы, талмуд-Торы, синагоги. Весьма похвальное дело - помочь совершить церемонию обрезания или бракосочетания. Можно также использовать деньги цдаки на покупку книг, чтобы изучать их самому и одалживать тем, кому они нужны - но только в том случае, если ограниченные доходы не позволяют сделать это на деньги, не предназначенные для цдаки. На таких книгах следует сделать пометку, объясняющую, на какие деньги они куплены, чтобы после смерти хозяина наследники не сочли их своим законным наследием.
7. Деньги, предназначеные для цдаки, можно использовать на оплату за обучение детей старше 6 лет, а также для покупки подарков родителям. Более того: если нуждающиеся - родственники, то им надо помогать прежде, чем другим людям, и чем ближе родство, тем больше прав имеет нуждающийся на нашу поддержку. Знакомые бедняки - прежде незнакомых, земляки - прежде иногородних, евреи - прежде неевреев. Однако доверенное лицо синагоги, которому община поручила раздавать цдаку, ни в коем случае не имеет права оказывать предпочтение своим родственникам.
8. Каждый, кто дает цдаку бедняку, обязан делать это с приветливым выражением лица. Даже крупная сумма, пожертвованная со злостью, не принесет дающему никакой заслуги пред Всевышним. Очень похвально также сказать бедняку несколько ласковых, ободряющих слов.
9. Тора запрещает отказывать нищему, просящему цдаку. Если нет другой возможности, надо дать ему хотя бы самую малость. Но когда и это невозможно, надо попросить у него извинения и постараться его приободрить. 10. Вообще всё, что делают ради исполнения заповеди, следует делать как можно лучше. Если дают пищу голодному - она должна быть самой лучшей, которая есть, если дают одежду тому, кто в ней нуждается, это должна быть лучшая одежда из той, что есть.
11. Галаха относит цдаку к разряду обетов. Отсюда следует, что если человек говорит: "Принимаю на себя долг дать на цдаку столько-то денег", или: "Эта сумма денег предназначена для цдаки" - он должен отдать эти деньги как можно скорее. Однако можно поставить условие, кому именно предназначается этацдака, и отложить деньги, пока не представится возможность вручить их по назначению.
12. Лучший вид помощи - поддержать другого еврея, не дав ему обеднеть. Это можно сделать или в виде подарка, или займа, или взять его себе в компаньоны, найти ему подходящую работу. Так предписывает Тора, говоря: "Поддержи его" (Ваикра, 25:35) - поддержи его прежде, чем он упадет. 13. Лучше всего даватьцдаку тайно, когда дающий не знает, кто ее получает, а получающий -кто ее дает. Но, во всяком случае, нельзя хвалиться размерами цдаки. Разрешается, однако, написать имя дарителя на вещи, подаренной синагоге.
14. С особым вниманием надо следить за тем, чтобы были обеспечены те, кто все свое время посвящает изучению Торы. Если такой человек отказывается принимать цдаку, нужно найти другой способ: продать ему то, что он покупает, дешевле, а купить у него то, что он продает, подороже, или одолжить ему деньги, чтобы он их использовал на открытие какого-то собственного дела, которое принесет ему пропитание и оставит достаточно свободного времени, чтобы заниматься Торой. Чрезвычайно почетно выдать свою дочь замуж за знатока Торы и материально поддерживать их семью.
15. Наши мудрецы советуют изо всех сил избегать принимать цдаку, чтобы не становиться обузой для окружающих. Даже самому уважаемому мудрецу, если он беден, не зазорно исполнять любую грязную работу, лишь бы не обращаться к другим людям.
Однако тот, кто обременен многочисленной семьей, или стар, или болен и потому имеет право плучать цдаку, но, тем не менее, отказывается от нее из-за гордыни, уподобляется, по словам наших мудрецов, убийце и совершает страшный грех. В его поведении нет ничего, чем он мог бы гордиться.
16. Наши мудрецы говорят, что тот, кто на самом деле не нуждается в цдаке, но все же просит ее, в конце концов обязательно окажется в положении, когда безцдаки не сможет прожить. А тот, кто предпочитает жить в нищете, чтобы не быть обузой для других, в конце концов непременно разбогатеет и будет материально поддерживать других. Именно такого человека имеет в виду пророк Ирмеягу, восклицая: "Счастлив муж, который полагается на Г-спода!" (Ирмеягу, 17:7).

ЦДАКА - заповедь о пожертвовании




Подробнее:

1. Кому давать цдаку прежде всего?. 

2. Кто обязан давать цдаку?.

3. 
Сколько именно надо дать бедному?.

4. 
Какую часть своего капитала следует отдавать для Цдаки?.

5. 
На что могут расходоваться деньги цдака?.

6. 
Считается ли цдакой помощь родственникам?.

7. 
Можно ли давать цдаку с сожалением на лице?. 

8. Можно ли отказывать бедняку?.

9. 
Что является наивысшей ступенью цдаки?. 

10. Нужно ли афишировать свое пожертвование?.

11.
 В каких случаях можно обращаться за цдакой?.

12. 
Можно ли отказаться от цдаки?.

13. 
Когда и по каким случаям давать цдаку?. 


 

    Заповедь – цдака (пожертвование) равноценна всем заповедям вместе взятым», -говорит Вавилонкий талмуд, трактат «Бава Батра».
    Слово цдака происходит от ивритского цдек («справедливость»). Поделиться с нуждающимся — это, с точки зрения иудаизма, акт восстановления справедливости т.е вещь обязательная. Давая цдаку, вы становитесь посредником между Богом и нуждающимся.
    Основа существования еврейской общины – ощущение связанности людей друг с другом, обязанности помогать своему ближнему и возможность получать от него помощь.
    Вот что говорит о заповеди цдаки «Кицур шульхан Арух» - книга, в которой собраны все сведения о том, как следует поступать еврею во всех жизненных ситуациях:
    Всякий человек обязан давать милостыню, сколько в состоянии. И даже бедняк, кормящийся милостыней, должен подавать из тех денег, что ему подают. И даже если он может дать очень мало, пусть не отказывается по этой причине давать милостыню, поскольку его малое подаяние так же важно, как огромная милостыня богача.
    Раби Иегуда говорил: десять могучих вещей были созданы в мире. Гора могуча — железо вонзается в нее; железо крепко — огонь плавит его; огонь силен — вода гасит его; вода могущественна — облака впитывают ее; облака могучи — ветер рассеивает их; ветер могуч — но тело может устоять против него; тело крепко— страх сокрушает его; страх силен — вино ослабляет его; вино сильно — сон протрезвляет от него; а смерть сильнее всего — но цдака побеждает смерть, ибо сказано: "...добродетель (цдака) избавляет от смерти".

ПРИНЦИПЫ РАЗДАЧИ ЦДАКИ:

Тайна.

Человек, берущий цдаку, зачастую стыдится свой бедности и, давая цдаку,
мы должны делать это так, чтобы не ущемить чувство собственного достоинства берущего.
Искренность. 

Недостаточно просто давать деньги; нужно делать это от всего сердца
"с хорошим выражением лица", а не по неволе, с огорчением. 
Безотлагательность.


Когда человека просят о помощи, он не должен ее откладывать, как сказано:
"Не говори ближнему твоему: ”Поди и приди опять, а завтра я дам“, если имеешь при себе"
(Мишлей, 3, 28). Отсрочка может привести к несчастью, даже если делается с добрыми намерениями.

Подробнее о правилах цдаки.

1. Кому давать цдаку прежде всего?
   
    Заповедано давать Цдаку для бедных из народа Израиля, ибо сказано в книге Второзаконие (15:8): "Но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается". Сказано также: "Твой брат может жить с тобою в доме" (Левит 25:36). Любой человек, видящий бедного, который просит милостыню, и отворачивающий при этом свой взор, отказывая бедному в Цдаке, совершает нарушение закона, ибо сказано: "Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим" (Второзаконие 15:7). Цдака — это символ и знак нашего происхождения от Авраама, о ком сказано: "Ибо Я знал его, Я (Б-г) избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим..." (Бытие 18:9) — то есть "заповедал делать добро ближнему"... Человек должен помнить, что жизнь подобна колесу — еще неизвестно, не повернется ли жизнь так, что дети ваши, и дети детей ваших будут нуждаться в Цдаке. Потому не должен человек думать так: "Зачем уменьшу я мое достояние и отдам бедному?" Вместо этого человек должен знать, что его достояние дано ему Богом во временное владение, чтобы поступал человек по воле Его...

2. Кто обязан давать цдаку? 
 
    Каждый человек обязан давать Цдаку в зависимости от величины своего дохода. Даже бедняк, сам получающий Цдаку, обязан давать другим, если у него есть достаточно для собственного выживания — он должен поделиться частью своего имущества с другим бедняком. Пусть даже это будет очень малая часть, он не должен утаивать ее для себя. Ибо что для бедного "малая часть", то же самое и для богатого человека, хотя его часть” велика. Однако если бедному хватает лишь только на собственное существование, на нем нет обязанности давать Цдаку.

3.
 Сколько именно надо дать бедному? 
   
    Столько, сколько ему нужно для проживания — однако столько следует давать лишь тому, кто получает помощь тайно, в индивидуальном порядке. Такому нуждающемуся человеку жители города должны дать по потребности его — до того уровня жизни, к которому он привык, перед тем как стал бедным. Бедному же, просящему милостыню у каждой двери, давать следует в зависимости от его достоинства. В каждом городе такие бедные люди должны обеспечиваться по крайней мере питанием и жильем — едой два раза в день и местом, где провести ночь. Следует также кормить и одевать бедных иноверцев (идолопоклонников) ради мира на земле.

4. Какую часть своего капитала следует отдавать для Цдаки?
 
    В первый год вступления во владение имуществом — десятую часть всего твоего достояния. В последующие годы — десятую часть годовой прибыли (дохода). Это — средний путь. Но еще благороднее отдать пятую часть всего капитала в "первый год и пятую же часть годовой прибыли в последующие годы. Не следует, однако, раздавать больше пятой части, ибо благотворитель сам может обеднеть и оказаться на иждивении общества... Но перед смертью человек может раздать до одной трети всего своего достояния.

5. На что могут расходоваться деньги цдака?

    Отдаваемая десятая часть не может использоваться на какие-либо общественные нужды (например, на свечи в синагоге), а только для бедных. Однако если пожертвование совершается во время обряда обрезания ("брит"), или во время свадьбы между неимущими ("хупа"), или для покупки книг бедным студентам или ученым — тогда десятая часть может быть использована на эти благотворительные дела. Давая книги, следует надписывать их: "Дается на общественные нужды", чтобы ваши дети потом не вернули бы себе эти книги по ошибке.

6. Считается ли цдакой помощь родственникам?
   
    Если кто дает своим взрослым сыновьям и дочерям, которых уже не надо содержать на иждивении... или если кто дает подарок своему отцу, содержать которого не может другими средствами, нежели из денег, предназначенных на Цдаку, то все такие пожертвования будут считаться Цдакой. Более того, дающий должен предпочитать именно таких получателей Цдаки, т.е. прежде всего надо давать бедным родным, потом надо давать бедным в своем городе, а что осталось — другим. Ибо сказано во Второзаконии (15:11): "Твой бедный и нищий брат — на твоей земле".
Но сборщики общественных пожертвований ("габайим") должны избегать предоставления помощи своим родным или знакомым и предпочитать им всех прочих бедных людей.

7. Можно ли давать цдаку с сожалением на лице?

    Человек, который дает Цдаку нехотя или с сожалением, нарушает завет, который гласит: "Сердце твое не должно быть омрачено, когда даешь ближнему" (Второзаконие 15:11). Давать Цдаку следует с радостью и выражать симпатию к бедному или попавшему в беду, как сказал Иов: "Разве не плакал я о том, кто в беде, или не страдала моя душа о том, кто не имеет ничего?" (Иов 30:25). Давая нищему, следует произносить слова утешения, ибо сказано: "Я заставил петь сердце вдовы."

8. Можно ли отказывать бедняку?

    Запрещено отказывать просящему бедному человеку, пусть даже помощь ваша — кусок хлеба или какой-нибудь плод. Ибо сказано: "Не отпускай просящего в горести" (Псалтирь 74:21). Если же у вас нет ничего, что вы могли бы дать просящему, скажите ему хотя бы несколько слов утешения. Запрещается упрекать просящего, или повышать голос на него, или ругать его — ибо сердце бедного человека и так уже переполнено горечью, как говорится в псалмах: "Не презирай разбитого и страдающего сердца".
Горе тому, кто стыдит нищего. Надо относиться к нищему, как отец к детям, утешая его словами и делами, ибо сказано: "Я был отцом для неимущих"
(Иов 29:16).

9. Что является наивысшей ступенью цдаки?

    Высшей степенью Цдаки является помощь человеку до того, как тот станет бедным. Следует помочь ему деньгами вежливой форме, чтобы нуждающийся смог использовать вашу помощь для увеличения своего дохода. Или дать нуждающемуся какую-либо работу, или дать ему возможность войти в дело — чтобы не стал он бедным и неимущим и не нуждался бы в помощи общества. Ибо сказано: "...ты должен поддержать ближнего" (Левит 25'35).

10. Нужно ли афишировать свое пожертвование?

    Следует давать Цдаку как можно более тайно, не привлекая внимания окружающих к вашей благотворительности. Лучше всего, если и дающий, и принимающий Цдаку не знают друг друга.

11. В каких случаях можно обращаться за цдакой?

    Каждый должен стремиться устроить свою жизнь так, чтобы вообще не нуждаться в Цдаке. Лучше отказывать себе в чем-то, нежели обращаться к общине за помощью. Ибо так повелевают наши мудрецы: "Сделай твой Шабат как будний день недели и не уповай на помощь от ближнего" (Шабат 118). Даже видный знаток Торы, обедневший по какой-либо причине, должен предпочесть любую работу тому, чтобы находиться на иждивении других людей.

12. Можно ли отказаться от цдаки?

    Если кто-либо нуждается в помощи по старости, болезни или нетрудоспособности, но отказывается от помощи, он сам виновник своего горя и совершает при этом моральный грех — впадает в гордыню. Но если человек нуждается, но старается как можно дольше не получать Цдаку — не из гордости, а от желания не быть обузой обществу — такой человек достоин всяческого уважения. О таких людях говорится в писании: "Благословен человек, уповающий на Бога" (Иеремия 17:7).

13. Когда и по каким случаям давать цдаку?

    Цдаку следует давать каждый день, кроме субботы и некоторых еврейских праздников. Обычно цдаку дают перед утренней молитвой. Для этого дома стоит иметь коробочку для цдаки – купат цдака.
    Особо принято уделять внимание заповеди о цдаке в преддверии праздников, чтобы помочь общине устроить для бедняков трапезу.
    Кроме того, цдаку принято отделять по случаю какого либо личного или семейного торжества:обрезания, дня рождения, свадьбы, Бар мицвы и т.п, как благодарность Богу за эту радость.
    По этой же причине принято отделять цдаку в случае избавления от опасности, особой удачи или свершения.


Цдака – зачем, сколько, когда и где?    
к главе «Ръэ»
Агада рассказывает о королеве Англии, которая встретила Моше Монтефиори и захотела узнать стоимость имущества, находящегося в его владении. Монтефиори ответил, что он должен выяснить этот вопрос. Спустя несколько дней он пришёл к королеве и назвал ей определённую сумму. Королева изумилась: «Ведь всем известно, что стоимость компаний, которыми ты владеешь, несравнимо большая».
Монтефиори заметил: «Земля и фабрики не являются моей настоящей собственностью. Сегодня они находятся в моём владении, а завтра – нет. Только деньги, которые я отдал на цдаку (благотворительность), представляют мою настоящую собственность…».

Недельная глава акцентирует заповедь цдаки и говорит: «Но раскрывай ему руку свою» для бедного и слабого. Цдака обладает высшей ценностью в иудаизме, и во все времена евреи отличались тем, что оказывали помощь нуждающемуся человеку и давали цдаку. Давайте рассмотрим заповедь цдаки по вопросам: зачем, сколько, когда и где?

Почему необходимо давать цдаку?
Первое, «Вс-вышнему принадлежит земля и всё, что наполняет ее». Любая вещь, в том числе и деньги, принадлежат Творцу, и наша задача состоит лишь в том, чтобы правильно ими распорядиться. Вс-вышний решил предоставить нам деньги, чтобы мы часть их отдавали тому, кто испытывает в них нужду. Если мы вспомним, что являемся всего лишь «казначеями», то нам будет легче раскрыть своё сердце, карман и достойно выполнить нашу задачу.
Вдобавок к этому, мы не должны забывать основную заповедь - «Люби ближнего, как самого себя». Любой еврей -  наш брат, поэтому на нас лежит ответственность о его благополучии.

Сколько выделять на цдаку? Какова её величина?
Величина цдаки определяется в соответствии с потребностями её получателя, как сказано в главе: «по мере нужды его, в чём он нуждаться будет». Но когда финансовые возможности дающего ограничены, также когда нет срочной необходимости помогать кому-либо, то Галаха определяет, что человек обязан выделять на цдаку хотя бы десятую часть (10%) своих доходов, а в лучшем случае указывает давать их пятую часть (20%).
Похожий обычай мы уже находили у наших Праотцев Авраама, Ицхака и Яакова. Тора также подробно указывает: «Отделяй десятину от всех плодов посева твоего», что Мудрецы связывают и в отношении выделения денежной десятины.

Когда давать цдаку?
Заповедь цдаки действует всегда, когда подходит бедный человек и просит милостыню. Есть также подходящее время, когда рекомендуется давать деньги бедным или благотворительным фондам. Стоит давать цдаку перед молитвой, как учил раби Элиэзер, у которого было принято давать цдаку перед молитвой на основании отрывка из Тегилим: «Сотворив справедливость, увижу я лик Твой». Стоит также давать цдаку перед зажиганием шабатних свечей.

Где цдака?
В дополнение к цдаке, которую мы даём бедным, важно, чтобы в каждом доме была коробка для цдаки. Рекомендуется положить коробки для цдаки в комнатах  детей, в качестве элемента еврейского воспитания, который придаст им особое желание давать цдаку. Любавический Ребе предложил класть коробки для цдаки в заметном месте дома, в таком как кухня, и лучше прибить её к стене  для придания святости стенам дома.




Что такое цдака?


Серебряная коробочка для цдаки, Москва, 1880 г
По материалам газеты «Исток»
Подаяние, благотворительный акт оказания помощи нуждающимся. Одна из самых важных заповедей Торы, которая постановляет (Дварим 15): «Не ожесточай своего сердца, не закрывай руки перед неимущим братом… Давать ты должен ему, и да не будет досадно твоему сердцу, когда даешь ему, ибо за это благословит тебя Всевышний в любом деле… Раскрой свою руку перед твоим братом — бедным и нищим».
На Йом-Кипур мы произносим: «Раскаяние, молитва и цдака отводят плохое постановление неба (принятое на небе за наши проступки)». Как видим, благотворительность является важнейшим элементом нашего исправления. Мудрецы учат, что тому, кто милосерден, Всевышний тоже окажет милосердие. Поэтому считается, что всякий, помогающий нищим, никогда не обеднеет. С другой стороны, всякий, избегающий оказывать благотворительность, является грешником, даже если внешне он вполне благочестив. То есть, способность к состраданию — критерий нравственности души.
Сам акт помощи считается полезным как для берущего, так и для дающего подаяние. Один римлянин спросил раби Акиву (заведовавшего общественной кассой, куда собиралась цдака): «Если Всевышний любит бедных, отчего Он Сам не помогает им?». Мудрец ответил: «Чтобы оказать милость дающим».
Помощь бедным — забота не только каждого еврея. В любой общине издревле устраивали обязательный сбор средств в различные кассы: для покупки беднякам еды, распределения денежных средств, устройства приезжающих, помощи ученикам ешив и пр.
Благочестивые люди стараются давать цдаку так, чтобы берущий не знал, от кого получает, а дающий не знал, кому ему помогает, — чтобы не нанести урона чувству его достоинства. Впрочем, насколько важно помогать другим, настолько же важно стараться не зависеть от чужих: «Терпи любое стеснение, но не обращайся за помощью, если можешь помочь себе сам» (Рамбам). Поэтому самой высокой степенью обладает такой вид помощи, когда бедняка поддерживают не денежным подарком, едой или одеждой, а дают ему возможность самостоятельно прокормить себя — ссужают деньгами для открытия дела, устраивают на работу…
Раби Йосе бен Йоханан, иерусалимский мудрец, живший в начале второго века до принятой эры, сказал: «Открой свой дом настежь, да будут бедные у тебя как домочадцы» (Авот 1:2, 5).