Если были у евреев в истории друзья — так это персы.
Вавилонский царь Навуходоносор в 587 году до н.э. разрушил Первый Храм и угнал в плен жителей Иудеи. Но в 539 году до н.э. персы завоевали Вавилонию, и уже через год царь Кореш разрешил евреям возвратиться в Землю Израиля, вернул им храмовые сосуды и санкционировал восстановление Иерусалимского Храма. Завершить этот проект помог великий завоеватель царь Персии Дарий, снабдивший евреев деньгами, войсками для защиты и замечательным руководителем Нехемией.
Любовь Дария к евреям все же носила восточный колорит. Так, он велел бросить в яму ко львам своего любимца пророка Даниила, а когда узнал, что львы не тронули Даниила, «царь очень обрадовался и приказал вытащить Даниила из ямы» (Даниил, 6:24).
Евреям понравилось жить в империи персов, и большое их число не вернулось в возрождаемую Иудею. Вавилония, ставшая провинцией Персии, была прародиной Авраама, и для еврея считалось падением переехать оттуда в иную страну, кроме, конечно, Земли Израиля. Несмотря на случавшиеся время от времени эксцессы, вроде описанных в книге «Эстер», евреи добились в Персии больших успехов в разных областях, главный из них — составление Вавилонского Талмуда.
Верность евреев Персии сослужила им дурную службу во время «мировой войны VII века». Поддержав персов против Византии, евреи подверглись за это жестокому избиению греками, после резни вновь лишился еврейского населения Иерусалим. Тем не менее, до исламской революции 1979 года евреи благополучно жили среди персов.
В феврале 1987 года я приехал в Вену встретить родителей, выехавших из СССР. Все еврейские организации города были забиты толпами иранских евреев. Они уходили от исламского режима Ирана пешим ходом через горы. По сравнению с этим отъезд из СССР «по путевке ОВИРа» выглядел цивилизованным.
В одночасье два с половиной тысячелетия дружбы превратились в смертельную, до эпилептических спазмов, ненависть. Я не видел более трагичного места, чем улица Пастера в Буэнос-Айресе. Около каждого по-городскому хилого деревца, высаженного вдоль тротуаров этой улицы, установлена табличка с именем четырех-пятилетнего еврейского ребенка. В 1994 году агенты Ирана взорвали здесь Еврейский культурный центр вместе с детским садом, размещавшимся в нем. Когда в Аргентине пришел к власти приличный президент Нестор Киршнер (в период взрыва президентом был араб Мегем, замявший расследование), был выписан ордер на арест «умеренного» политика Рафсанджани, который, президентствуя в 1994 году в Иране, санкционировал взрыв. Мир, правда, на расследование в Аргентине не отозвался.
Президент Ирана публично ставит перед своей страной задачу стереть Израиль с карты мира. 11 октября американцы объявили, что американский и иранский гражданин Manssor Arbabsiar и Gholam Shakuri из иранского спецназа «Кудс» пытались организовать в США серию терактов, в том числе взрыв израильского посольства. Уже было переведено из Ирана 100 000 долларов «исполнителям», оказавшимся агентами ФБР.
Мучительный вопрос: откуда такая внезапная ненависть персов к евреям, ставящая на карту благополучие их собственной страны? Ведь на такой акт войны, как атака посольства в столице США, любой американский президент, кроме Картера и Обамы, по крайней мере, разнес бы крылатыми ракетами штаб-квартиру спецназа «Кудс» и его материнской организации «Революционные гвардейцы».
Ссылки на антисемитизм ислама не годятся — персы больше тысячелетия мусульмане, однако до 1979 года хорошо уживались с евреями. Создатель их религии Мухаммед действительно хранил обиду на евреев за отвержение его «откровений». Он вырезал или изгнал все, многочисленные в его время, еврейские общины Аравии. Однако после Мухаммеда евреи спасались от христианских гонений в мусульманских странах.
Ссылка на солидарность с палестинскими арабами тоже неубедительна. Л. Радзиховский недавно писал: «…когда Иордания — по официальным данным — танками уничтожила, раздавила, расстреляла не менее 100 000 «братьев-палестинцев», по сему поводу никто в арабском мире не рвал на себе волосы, не вносил запросов в ООН… судьба палестинцев самих по себе никого не волнует — ни в арабском мире, ни в Европе, ни, что самое смешное, в самой Палестине… Нет палестинской проблемы, есть еврейская проблема».
Намек на то, что же стряслось с персами, дает Тора. После того как евреи покинули Египет, напал на нас народ амалек. Без всякого повода, просто из ненависти. Тогда «сказал Б-г Моше: «Запиши это на память в Книгу… что сотру Я совершенно память об амалеке под небесами» (Шмот, 17:14). Но тут же Моше сказал: «Б-г клянется своим престолом, что война у Него с амалеком из рода в род» (17:16). То есть, после того как будет стерта память об одном злодее — враге евреев, вскоре появится другой. И так из рода в род.
В течение тысячелетий меняются народы, берущие на себя роль амалека. Пытались нас уничтожить древние римляне, недавно пытались немцы. Сейчас примеряют на себя роль амалека персы.
(397 хитов, 3 хитов сегодня)Любовь Дария к евреям все же носила восточный колорит. Так, он велел бросить в яму ко львам своего любимца пророка Даниила, а когда узнал, что львы не тронули Даниила, «царь очень обрадовался и приказал вытащить Даниила из ямы» (Даниил, 6:24).
Евреям понравилось жить в империи персов, и большое их число не вернулось в возрождаемую Иудею. Вавилония, ставшая провинцией Персии, была прародиной Авраама, и для еврея считалось падением переехать оттуда в иную страну, кроме, конечно, Земли Израиля. Несмотря на случавшиеся время от времени эксцессы, вроде описанных в книге «Эстер», евреи добились в Персии больших успехов в разных областях, главный из них — составление Вавилонского Талмуда.
Верность евреев Персии сослужила им дурную службу во время «мировой войны VII века». Поддержав персов против Византии, евреи подверглись за это жестокому избиению греками, после резни вновь лишился еврейского населения Иерусалим. Тем не менее, до исламской революции 1979 года евреи благополучно жили среди персов.
В феврале 1987 года я приехал в Вену встретить родителей, выехавших из СССР. Все еврейские организации города были забиты толпами иранских евреев. Они уходили от исламского режима Ирана пешим ходом через горы. По сравнению с этим отъезд из СССР «по путевке ОВИРа» выглядел цивилизованным.
В одночасье два с половиной тысячелетия дружбы превратились в смертельную, до эпилептических спазмов, ненависть. Я не видел более трагичного места, чем улица Пастера в Буэнос-Айресе. Около каждого по-городскому хилого деревца, высаженного вдоль тротуаров этой улицы, установлена табличка с именем четырех-пятилетнего еврейского ребенка. В 1994 году агенты Ирана взорвали здесь Еврейский культурный центр вместе с детским садом, размещавшимся в нем. Когда в Аргентине пришел к власти приличный президент Нестор Киршнер (в период взрыва президентом был араб Мегем, замявший расследование), был выписан ордер на арест «умеренного» политика Рафсанджани, который, президентствуя в 1994 году в Иране, санкционировал взрыв. Мир, правда, на расследование в Аргентине не отозвался.
Президент Ирана публично ставит перед своей страной задачу стереть Израиль с карты мира. 11 октября американцы объявили, что американский и иранский гражданин Manssor Arbabsiar и Gholam Shakuri из иранского спецназа «Кудс» пытались организовать в США серию терактов, в том числе взрыв израильского посольства. Уже было переведено из Ирана 100 000 долларов «исполнителям», оказавшимся агентами ФБР.
Мучительный вопрос: откуда такая внезапная ненависть персов к евреям, ставящая на карту благополучие их собственной страны? Ведь на такой акт войны, как атака посольства в столице США, любой американский президент, кроме Картера и Обамы, по крайней мере, разнес бы крылатыми ракетами штаб-квартиру спецназа «Кудс» и его материнской организации «Революционные гвардейцы».
Ссылки на антисемитизм ислама не годятся — персы больше тысячелетия мусульмане, однако до 1979 года хорошо уживались с евреями. Создатель их религии Мухаммед действительно хранил обиду на евреев за отвержение его «откровений». Он вырезал или изгнал все, многочисленные в его время, еврейские общины Аравии. Однако после Мухаммеда евреи спасались от христианских гонений в мусульманских странах.
Ссылка на солидарность с палестинскими арабами тоже неубедительна. Л. Радзиховский недавно писал: «…когда Иордания — по официальным данным — танками уничтожила, раздавила, расстреляла не менее 100 000 «братьев-палестинцев», по сему поводу никто в арабском мире не рвал на себе волосы, не вносил запросов в ООН… судьба палестинцев самих по себе никого не волнует — ни в арабском мире, ни в Европе, ни, что самое смешное, в самой Палестине… Нет палестинской проблемы, есть еврейская проблема».
Намек на то, что же стряслось с персами, дает Тора. После того как евреи покинули Египет, напал на нас народ амалек. Без всякого повода, просто из ненависти. Тогда «сказал Б-г Моше: «Запиши это на память в Книгу… что сотру Я совершенно память об амалеке под небесами» (Шмот, 17:14). Но тут же Моше сказал: «Б-г клянется своим престолом, что война у Него с амалеком из рода в род» (17:16). То есть, после того как будет стерта память об одном злодее — враге евреев, вскоре появится другой. И так из рода в род.
В течение тысячелетий меняются народы, берущие на себя роль амалека. Пытались нас уничтожить древние римляне, недавно пытались немцы. Сейчас примеряют на себя роль амалека персы.