Monday, February 3, 2014

Jews - Torah - People

А есть ли вообще запрет обучать неевреев Торе?
Все раввины, о которых мы упоминали выше, исходили из предположения, что обучение неевреев Торе действительно запрещено Алахой. Однако в алахической литературе есть и другие мнения.
Уроженец Польши рав Иссахар Эйленбург (1550–1623), долгие годы бывший раввином различных североитальянских общин, в свое время обратил внимание на то, что многие его итальянские коллеги обучали неевреев Торе. Объясняя их поведение, рав Эйленбург справедливо заметил, что ни у Рамбама, ни у других ранних авторитетов запрет обучать нееврея Торе не упоминается. Из этого он сделал вывод, что соответствующее высказывание в трактате «Хагига» вовсе не является Алахой и имеет отношение лишь к наиболее эзотерическим составляющим еврейской традиции. Рав Эйленбург говорил, что не готов заявить об этом во всеуслышание лишь потому, что опасается реакции своих коллег.
Схожего мнения придерживался и рав Арье-Лейб Гинцбург (1695–1785), автор «Шаагат-Арье». Как мы помним, рав Йонатан в трактате «Сангедрин» (38а) утверждал, что нееврей, изучающий Тору, тем самым как бы совершает «кражу». Поэтому, как полагал рав Арье-Лейб, если еврей сам добровольно «отдает» нееврею Тору, в этом случае ни о какой краже речи быть не может. Исходя из этого, он разрешил обучать неевреев Торе, чтобы тем самым способствовать установлению более дружеских отношений с ними[12].
Заключение
В начале статьи мы задали вопрос, почему некоторые евреи не хотят, чтобы представители других народов знакомились с их религиозным наследием. На наш взгляд, вышеприведенные источники позволяют дать на него ответ. Если не касаться мистики, мотивы раввинов, не желавших обучать неевреев Торе, весьма прозрачны и очевидны. Во-первых, им хотелось провести четкую демаркационную линию между евреями и неевреями (Меири). А во-вторых, многие справедливо опасались, что нееврей будет использовать полученные знания в миссионерских или антисемитских целях (Шмуэль Абоаб).
В отдельных случаях подобные опасения справедливы и сегодня, поскольку среди неевреев, желающих изучать Тору, есть и миссионеры, и скрытые юдофобы. Однако при этом, на наш взгляд, было бы весьма неразумным подозревать всех и каждого во враждебных намерениях – тем более что история дает нам достаточно примеров того, когда неевреи, изучавшие Тору, использовали свои знания не во вред еврейскому народу, а во благо ему (например, для опровержения ложных обвинений против иудаизма[13]).