“Когда творишь милостыню, пусть левая твоя рука не знает что делает правая”
Продолжая в Нагорной проповеди излагать Свои мысли о творении милостыни, Иисус Христос сказал: ”У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая” (Матф. 6:3). Как нужно понимать эти слова?
В данном изречении Иисуса Христа мы сталкиваемся с иносказательным выражением, которое нужно понимать следующим образом. Без милости Господней человек ничего не в состоянии сделать, потому что без Бога человек – ничто, так как сам по себе ничего не представляет. “Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба” (Иоан. 3:27). И если человек имеет возможность оказать милостыню, то это происходит потому, что Бог дал человеку такую возможность. То есть по воле Божьей человеку предоставлена возможность участвовать в делах благотворительности.
Подавая милостыню ближнему своему, человек совершает доброе благое дело, за которое его хвалят. Но помимо восхваления, исходящего со стороны людей, человек может возгордиться тем, что творит добрые дела и мысленно похвалить себя сам. Хотя человек должен не себя хвалить за совершение доброго дела, а Господа Бога, Который дал возможность человеку совершать дела благотворительности. Однако бывает так, что многие люди, забыв об этом и получив в свои руки возможность творить добро в виде подачи милости ближним, именно себя, а не Бога, считают источником благотворительности. Таких людей начинают одолевать тщеславные мысли и в их сердце проникает гордыня. Такие люди любуются совершением своего доброго поступка.
Однако гордыня и возвеличивание себя самого за совершение доброго поступка, тоже является грехом. Поэтому, чтобы избежать таких скверных чувств, как гордыня и тщеславие, которые могут возникнуть при совершении милостыни, Иисус Христос и советует “когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая”. То есть Иисус Христос рекомендует творить добро в виде подачи милостыни как бы в тайне от себя самого. Примером такого иносказания и является то, что левая рука не знает о том, что делает правая.
Иными словами, предостерегая от греха гордыни, Иисус Христос советует подать милостыню в виде совершения доброго поступка и быстро забыть об этом. Более того, Спаситель советует не вспоминать о добром поступке и никому не рассказывать о нем. Это нужно делать для того, чтобы не поддаться искушению от возможно возникшего тщеславия и гордыни, и не восхвалять самого себя. В этих словах Иисус Христос учит о том, что делать добро, в виде подачи милостыни, человек должен только одной своей рукой, одной частью своего существа. А именно той частью тела, то есть правой рукой, которая необходима для подачи милостыни, и после подачи милостыни тут же забыть об этом поступке, чтобы не возгордиться. А левая рука должна оставаться в неведении о том, что человек правой рукой совершил милостыню. То есть остальная часть человеческого тела и существа, несвязанная с подачей милостыни, вообще ничего не должна знать об этом поступке для того, чтобы не допустить возникновения гордыни.
Согласно другому пояснению, под двумя руками Иисус Христос иносказательно представляет духовную природу человека. Создав такой аллегорический образ, Иисус Христос как бы говорит, что в творении добра должна участвовать только правая рука, то есть тот орган человеческого тела, который собственно и совершает подачу милостыни. Другая левая рука, то есть левая часть духовного существа человека, ничего не должна знать о совершении доброго поступка, чтобы избежать искушения гордостью и самовосхвалением.
Почему в данном примере Иисус Христос именно правой руке дает возможность знать о совершении милостыни, а левой руке такого знания не дает. Это объясняется тем, что в культуре восточных народов, в том числе и у древнееврейского народа, существовало деление на правые и левые поступки. В своем примере это деление Иисус Христос перенес на правую и левую руки человека, совершающего милостыню. В культуре этих народов считалось, что правые поступки это правильные, праведные действия человека. А левые поступки представляли собой такие действия, в которых человек для достижения своей личной выгоды мог слукавить, в чем-либо исказить правду, не придерживаться справедливости. То есть допустить нарушения Закона Божьего и пойти вопреки своей совести. Недаром по представлениям христиан, Ангел-Хранитель находится у человека за правым плечом, а лукавый дух-искуситель помещается за левым плечом.
Деление в совершении правых и левых (то есть честных и нечестных) поступков переносилось древними евреями и на две руки: правую и левую. Правая рука была символом честной работы, честно заработанных благ и богатств. А левая рука служила символом лукавых действий, обходящих Закон Божий и нравственность. Отождествляя левую руку с низменной лукавой частью человеческой духовной природы, Иисус Христос и говорит о том, чтобы левая рука (а наряду с ней и левая половина духовного существа человека) не знала о совершении милостыни.
Такой совет Иисус Христос дает потому, что именно в левой половине духовного существа человека обитают низменные инстинкты, которые могут пробудить у человека гордыню, тщеславие и самопрославление, вызванное совершением доброго поступка в виде подачи милостыни. Согласно аллегории Иисуса Христа, правая рука, как часть правой стороны в духовной природе человека, олицетворяет собой честный труд, исполнение трудной, но нужной и правильной работы и не будет поддаваться гордыне. Поэтому правой руке и разрешено знать о совершении доброго поступка в виде подачи милостыни.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что Иисус Христос советует совершать добро (в данном случае в виде подачи милостыни) только правой рукой. То есть той частью человеческой природы, которая символизирует бескорыстие, искренность, добросовестность и честное исполнение работы, за которую человек не требует восхвалений и прославлений. Левая же рука, как символ низменной лукавой части духовной человеческой природы, ничего не должна знать о совершении доброго поступка в виде подачи милостыни. Это делается для того, чтобы в лукавой левой части человеческой духовной природы не пробудились низменные чувства самопрославления и гордости. После творения милостыни человек не должен никому рассказывать о своем добром поступке, чтобы его не хвалили люди. И должен сам поскорей забыть об этом поступке, чтобы не возгордиться в своей душе сделанным добром. Зато творящий милостыню человек, должен постоянно помнить о том, что добро нужно делать всегда искренне и бескорыстно, подчиняясь чистому сердечному порыву. И что за совершение доброго поступка человек не должен ждать благодарности или похвал потому, что творением добра человек выполняет свои обязанности как христианина по исполнению воли Божьей, и проявляет любовь к ближнему для соблюдения заповедей Божиих.