Friday, October 4, 2013

Tora

Тора – бесконечная Мудрость Творца – была дарована нам, ограниченным созданиям, чтобы мы по ней выверяли свои взаимоотношения с миром. Облекаясь в язык, доступный человеческому сознанию, она в сути своей остается "многомернее" той реальности, в которой мы живем. Мнения различных мудрецов, не сочетающиеся, казалось бы, друг с другом, одновременно являются истинными "словами Б-га живого", потому что отображают различные проекции многранной истины на плоскость индивидуального восприятия. В Талмуде принятие единого закона согласно большинству было не определением абсолютной правоты, а выявлением грани высшей истины, наиболее соответствующей пространству нашего мира.
То, что в наше время это невозможно по причине отсутствия в изгнании института Сангедрина, говорит о том, что от нас теперь требуется более многостороннее воздействие на этот мир. Поэтому талмудист Хаим и каббалист Янкель (или, скажем, сефард и ашкеназ) могли бы не спорить до хрипоты о разнице в обычаях, а молча каждый заниматься своим делом.
Раскрывшееся в недавних поколениях учение хасидизма уникальным образом позволяет соединить грани различных аспектов мудрости Торы гармоничным сочетанием. Например, в пресловутом вопросе о времени сотворения мира разные мнения соответствуют, оказывается, различным уровням: уровню замысла Творения в духовном эквиваленте времени соответствует месяц Нисан, что отразилось в точке зрения рабби Йеошуа, но реальное воплощение Творения пришлось на Тишрей, поэтому большинство мудрецов согласны с рабби Элиэзером.
Раскрывая саму сущность Торы, учение хасидизма связывает воедино все уровни ее мудрости: простой смысл Писания, его исторические сюжеты, законы, каббалистические тайны и т.п. Создавая при помощи этого в своем сознании такую вот объемную голограмму, человек, в силу своего воздействия на реальность, приближает момент полного раскрытия бесконечной Истины в этом физическом мире, которое произойдет с приходом Машиаха.