Богатые должны понимать, что они назначены быть опекунами ешив и благотворительных учреждений
Почему люди среднего достатка нередко оказываются более щедрыми спонсорам религиозных учреждений, чем миллионеры? Притча о королевской армии, которую приводит Хафец-Хаим, полностью отвечает на этот вопрос.
(из писем Хафец Хаима)
Бывает, что люди среднего достатка поддерживают Тору гораздо больше (относительно собственного заработка), чем миллионеры. Какой же позор ожидает последних в будущем!
Слышал я историю, которая приключилась с военачальником одного небольшого королевства, командовавшим несколькими тысячами человек. Он имел обыкновение присваивать половину пайка своих подчиненных, и они постоянно испытывали голод и жажду. При этом он нагружал их сверх меры, и терпение войск подходило к концу. Однажды король посетил армейскую часть, и спросил у солдат, как они поживают, и получают ли все, что им полагается. Ответили ему двое с горечью: «Мы голодны и мучимы жаждою, и кости наши уже иссохли от сильного голода и всех невзгод, что мы испытываем здесь». Король велел позвать врачей, и те подтвердили справедливость солдатских жалоб. Разгневался король, сорвал с военачальника погоны, и обратился к строю: «кто из вас возьмется произвести смотр моему многочисленному войску?» Вызвался тут один из простых солдат: «Разрешите, Ваше величество, исполнить Вашу волю!» Монарх ответил согласием, и тот построил все войска: конницу, пехоту и все остальные части, и произвел смотр наилучшим образом. Тогда король обратился к военачальнику: «Посмотри, сколько я потратил на тебя, а сколько — на этого простого солдата! Его содержание обходится мне около двух рублей в год — это менее копейки в день, а на тебя уходят десятки тысяч рублей серебром. А теперь сравни свою и его работу! Ведь если я поставил тебя над войсками и снабдил большими средствами — это не означает, что деньги даны тебе для личного пользования, на них следовало содержать армию. А ты что сделал — присвоил все богатство себе, а солдаты мучаются голодом и жаждой! Теперь же я лишаю тебя звания, которого ты недостоин».
Знай же, брат мой, что Небесное царство подобно земному. Поэтому, когда Всевышний наделяет человека богатством — деньгами, или недвижимостью — тот должен понимать, что над всем этим поставлен он быть лишь распорядителем. Такова воля Его, Благословенного, чтобы этот человек, помимо того, чтобы жить самому, наслаждаясь своим достатком, использовал бы его также и для того, чтобы помочь выжить другим людям, обездоленным и несчастным, а также поддерживать Тору. И об этом был заключен в степях Моава союз между еврейским народом и Творцом, когда Он сказал: «Благословен тот, кто поддерживает Тору…», или, не дай Б-г, наоборот — в противном случае… Об этом и сказано в Торе: «Остерегайся оставить левита <без поддержки>…» (Дварим 12:19). Ведь в древности левиты были основными учителями Торы в Израиле, в то время как остальной народ был занят своим хозяйством, как сказано: «А о Леви сказал… будут учить сынов Израиля Твоим Законам…» (там же, 23:10).
Есть люди, которые, правильно понимая смысл вышесказанного, поступают соответственно, <не жалея денег на благотворительность>. Помимо того, что они приобретают себе доброе имя в этом мире, можно только позавидовать их доле в мире Грядущем! А тот, кто воображает, что все свое богатство он имеет право потратить только на себя, и нет ни у кого доли в этих деньгах, и поэтому не желает жертвовать на благотворительность (а если и дает, то лишь жалкие крохи относительно того, что мог бы дать) — стыд и позор ожидает его, когда покажет ему Всевышний в Грядущем мире других людей, которые не были столь скупы. Особенно тех, кто был далеко не так богат, и, тем не менее, поддерживал бедняков и нищих. Тем более, когда он увидит, какова доля этих людей в существовании множества ешив и хедеров. А он, возможности которого многократно превышали их возможности, был столь жаден, что все богатство использовал на одного себя. Как горько станет у него на душе, когда он увидит, как все эти люди, которые при жизни не смели и заговорить с ним — настолько была велика разница в их достатке и общественном положении, теперь находятся на недосягаемой высоте, а он просто жалок рядом с ними. (Похоже сказано и в Талмуде (Бава Батра 10б), <где повествуется о сыне рабби Йеошуа бен Леви, который чуть не умер от болезни, но поправился, однако успел увидеть, что делается в Мире Истины>. Спросил его <отец>: «Что ты видел, сын мой?» Ответил ему: «Мир, противоположный нашему, я увидел: те, кто <в нашем мире> на высоте <богатства и почестей>, там — в самом низу, и наоборот, презираемые <в нашем мире> там — на высоте»).
Однако иногда еще при жизни такого человека колесо его судьбы может повернуться в другую сторону — Всевышний, видя, что назначенный Им на роль опекуна человек не выполняет свою роль, отнимает у него эту должность, лишая средств. Главное правило, которое следует помнить, сформулировано в книге Диврей а-Ямим I (29:14): «Все, <чем мы обладаем> — от Тебя, и <все, что> мы отдаем Тебе — Твое же».