Цедака́ (или цдака, ивр. צְדָקָה, идиш цдо́ка) – одна из заповедей иудаизма, заключающаяся в оказании помощи нуждающимся (финансовой и не только), акт восстановления справедливости.
Содержание[убрать] |
Источники заповеди о цедаке (стихи Торы)
Благотворительность — один из атрибутов самого Бога: «Ибо Господь, Бог ваш... дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду» (Втор. 10:17–18). В книге Исайи днем, угодным Богу, объявляется не день поста, а день, когда человек разделяет хлеб с голодным, приводит в дом бедного и бесприютного и прикрывает нагого (58:6–7). Пророк Иехезкель приписывает разрушение Содома как гордыне, пресыщенности и праздности его жителей, так и тому, что они не поддержали «руки бедного и нищего» (16:49). Оказание милосердия бедному считается равным отдаче займа самому Богу (Пр. 19:17). В книге Эсфирь посылка даров бедным рассматривается как существенная часть празднества по поводу избавления евреев от угрожавшей им гибели. С именами Эзры и Нехемии связано предписание оказания благотворительности неимущим к празднику Рош hа-Шана (Нех. 8:10).
Цдака в Талмуде
В Талмуде благотворительность обозначается словом цдака (צְדָקָה). Поскольку это слово означает буквально `праведность` или `справедливость`, то сам выбор его свидетельствует об отношении законодателей Талмуда к благотворительности. Убогий имеет право получать, а благодетель обязан давать, ибо «ты и то, что есть у тебя, принадлежит Ему» (Авот 3:8). По мнению законоучителя рава Асси, «благотворительность (цдака) по своей важности равна всем остальным заветам вместе взятым» (ББ. 9а). Наряду с Торой и служением Богу благотворительность является одной из основ, на которых стоит мир (Авот 1:2). Законоучители Талмуда, рассматривая благотворительность как библейское предписание подробно рассмотрели касающиеся ее законы. Они установили, кто и каким образом обязан заниматься благотворительностью, кто имеет право пользоваться ею, каковы размеры помощи в целях благотворительности. Содержавшиеся в Талмуде установления о благотворительности были |кодифицированы Маймонидом в «Мишне Тора» в разделе «Хилхот матнот аниим» («Галахические постановления о дарах беднякам») и затемЯаковом бен Ашером и Иосефом Каро. В соответствии с этими установлениями благотворительность — обязанность каждого: даже тот, кто сам в ней нуждается, должен помогать более нуждающимся. Можно принудить судом к оказанию благотворительности того, кто отказывается помогать бедным или дает меньше, чем позволяют его средства. В пользовании благотворительностью женщины имеют приоритет перед мужчинами; бедному родственнику нужно оказать помощь раньше, чем постороннему бедняку; «бедняки твоего города предпочтительнее бедняков иногородних», за исключением бедняков Эрец-Исраэль, которые имеют преимущество над всеми другими нуждающимися (Ш. Ар., И. Д. 251:3). Оказавшийся в чужом городе без средств также имеет право на благотворительность (Пеа 5:4). Человек не обязан продавать предметы домашнего обихода, чтобы содержать себя, и, находясь в нужде, вправе пользоваться благотворительностью (там же 8:8). Бедняка, из гордости отказывающегося принять благотворительность, разрешается обманывать, позволяя ему думать, что оказанная помощь дана ему в долг (Кт. 67б).
Уровни и размеры цдаки
Маймонид выделяет восемь ступеней цедаки, от низшей к высшей (Мишне Тора 10:7-15).
- Давать нехотя, с плохим выражением лица. Но все равно это является выполнением заповеди.
- Давать, но недостаточно.
- Давать после того, что он попросил.
- Давать напрямую бедняку, ещё до того что он попросил.
- Дающий не знает, кому он дает, но бедняк знает, от кого он получает.
- Дающий знает, кому он дает, но бедняк не знает, от кого он получает.
- Дающий не знает, кому он дает, а бедняк не знает, от кого он получает.
- Дать взаймы бедняку или найти ему работу, чтобы он мог поправить свои дела и он более не нуждался в посторонней помощи.[1]
Отчисление десятой доли состояния на благотворительность считается «посредственной» добродетелью, а пожертвование двадцатой части или менее — скупостью. С другой стороны, не следует расходовать на благотворительность больше одной пятой части состояния, чтобы самому не обеднеть и не быть вынужденным пользоваться благотворительностью других. Следует принимать в расчет психологию бедняка и нельзя делать ничего, что может быть воспринято пользующимся благотворительностью как позорящее его. Поэтому наилучшая форма благотворительности — та, в которой оказывающий ее и пользующийся ею не знают друг друга. Что касается организации благотворительности, то по Маймониду, «в каждом городе, где живут евреи, они обязаны назначать старост благотворительности (габбаэй цдака), людей знатных и честных, которые должны собирать деньги у своих единоверцев в каждый канун субботы и раздавать их бедным... Мы никогда не видели и не слышали о еврейской общине, которая не имела бы кассу благотворительности» (Яд, Хилхот матнот аниим 9:1–3).
Особенности заповеди цедака
- Корень слова צְדָקָה – צ.ד.ק. означает «справедливость», и часто именно так и переводится это слово. Деньги изначально не принадлежат человеку, любой заработок (от выигрыша в лотерею и наследства, и до заработной платы) даётся по воле Всевышнего, и потому не просто хорошо, но правильно передавать часть этого дохода нуждающемуся.
- Цдака относится к одному из трёх действий, отменяющих жестокий приговор свыше. См. например, последние слова молитвы Унетане Токеф, читаемой на Рош hа-Шана и Йом Кипур: «Но раскаяние, молитва и цдака отменяют тяжкий приговор» или Притчи: «Не доставляют пользы сокровища неправедные, добродетель (צַדִיק) же избавляет от смерти» (Мишлей 10:2)
- Также намёк на то, что цдака способна спасти от мора, избавить от угрозы полного истребления в будущем мы видим в главе Тиса (Шмот: 30), где в качестве подсчёта населения со всех собрали по половине шекеля (מַחֲצִית השֶקֶל). В центре этого слова – буква צ, которая называется «цади», намекая на Цдаку, окружают её буквы ח и י, образующие слово חי (“живой”), а на периферии буквы מ и ת, образующие слово מת (“мёртвый”), т.о. цдака приближает жизнь и отдаляет смерть[2].
Порядок сбора цдаки
Сбор средств должен был производиться не менее чем двумя старостами, а раздачей их должны были заниматься не менее трех человек. Бедняки состояли на учете в управлении кассы благотворительности, и поэтому нищим, побиравшимся по домам, большие суммы не давались. Касса благотворительности служила также дляпленных выкупа и обеспечения приданого бедным невестам. Каждая община имела бесплатную столовую для бедных. Как правило, деньги, собранные для целей благотворительности, должны были расходоваться по предписаниям жертвователей. Хотя пользование благотворительностью вполне законно, и человеку, прибегающему к ней в нужде, стыдиться нечего, все же рекомендуется делать все возможное, чтобы не пользоваться ею.
Способность еврейского народа восстанавливать и обновлять свои силы коренится в немалой степени в расширении рамок благотворительности среди евреев и ее систематическом применении ко всевозможным нуждам взаимопомощи.
В средневековый период формами оказания социальной помощи обычно являлись:
- 1) суммы, выдаваемые через кассу благотворительности;
- 2) помощь продуктами питания;
- 3) выдача одежды и
- 4) забота о погребении.
Денежная помощь через кассу была основной формой благотворительности. Помощь продуктами питания состояла в содержании общинами бесплатных столовых для бедняков, в раздаче маццы и вина, а также в трапезах для бедных на свадьбах и других торжествах. Средства на цели благотворительности поступали из различных источников, в том числе из налогов, которыми общины облагали своих членов, пожертвований, наследства, завещанного на цели благотворительности, штрафов, арендной платы за пользование имуществом общины и т. п.
В течение средних веков возникли общинные организации, основной или частной функцией которых была благотворительность. Самой влиятельной среди них было погребальное общество Хевра Каддиша (буквально `святое общество`). Одной из его функций было бесплатное совершение предписываемого религиозной традицией ритуала над умершим бедняком и его бесплатное погребение. В более позднее время отделение погребального общества, занимающееся этим видом благотворительности, получило название гомлей хесед-шел-эмет (`обеспечивающие истинной милостью`). Как одна из наиболее влиятельных и богатых организаций общины, погребальное общество стало также оказывать денежную помощь бедным и нуждающимся. Члены общества Биккур-Холим (`посещение больных`) организовывали посещения больных, часто обеспечивали их врачебной помощью, медикаментами и уходом. Крупные общины, как правило, содержали врача для медицинского обслуживания нуждающихся. Заболевшие проезжающие обычно помещались в местном хекдеше (госпиталь и странноприимный дом), где могли найти приют и здоровые странники. Некоторые общины имели общество хахнасат-орхим (`прием гостей`) для приема уважаемых и ученых гостей, которым, по их положению, не подобало останавливаться в хекдеше. Общество хахнасат-калла (буквально `введение невесты`) обеспечивало невест-бесприданниц; группа сандаким заботилась об устройстве в неимущих семьях обрезания с последующей традиционной трапезой; в синагогах и общинных самоуправлениях нуждающимся раздавали предметы культа; общины содержали школы (Талмуд-Тора) для обучения детей неимущих; наконец, имелись общества, известные под названиями гмилут-хасадим, халваат хен (`ссуда милости`) или мишмерет-кодеш (`святая стража`), которые выдавали ссуды неимущим под символический процент или без процентов. В России отделение кагала (см.Община), занимающееся благотворительностью, часто называлось цдака гдола (`великая благотворительность`).
Цедака в наше время
В новейшее время переселение больших групп еврейского населения из сравнительно бедных стран в богатые развитые страны, а позже — почти полное истребление еврейских общин преимущественно в сравнительно бедных странах (см. Катастрофа) привели к значительным изменениям в социально-экономической структуре еврейского народа, выразившимся, в частности, и в снижении процента неимущих среди еврейского населения. Помощь эмигрантам и пострадавшим от войн, а также помощь первоначально ишуву, а затем Государству Израиль потребовали объединенных усилий всего еврейского народа. С этой целью было создано множество местных, государственных и международных филантропических организаций. В новейшее время еврейские благотворительные организации различного типа превосходят по размерам своих фондов и объему благотворительности другие соответствующие организации, созданные по государственным, этническим, конфессиональным, или религиозным принципам.
Афоризмы о цдаке
«Цдака по своей важности равна всем остальным заветам вместе взятым»рав Асси (Баба Батра, 9а)