Monday, December 9, 2013

Guilt - 4

Глава 14. Освобождение от чувства стыда и вины

© Стив и Коннира Андреас (Steve and Connirae Andreas), 1990
© Перевод Александра Бродского, 1998
Проблема Риты заключалась в ее стыде, и ей было очень неловко обсуждать эту проблему. Она хотела избавиться от этого чувства, но, прежде чем согласиться воспользоваться моим методом, она взяла с меня слово, что ей не придется рассказывать мне о причинах возникновения этой проблемы.
Большинство из нас в прошлом испытывало стыд и, так же как и Рита, не любит обсуждать это с посторонними. В этом и состоит весь стыд. Стыд — это реакция на нарушение каких-либо корм. Когда мы испытываем стыд, мы обычно страшимся, что нас отвергнут, что мы станем одиноки из-за того, что нарушили реальные или вымышленные внешние нормы. У некоторых людей стыд может вызвать достаточно тривиальное поведение, как, например, испускание газов на людях (или даже письменное упоминание об этом!). Если человек попал в неловкую ситуацию, сболтнув что-то непреднамеренно, то это может вызвать у него легкий стыд. Проступки могут быть и гораздо более серьезными. Некоторые терапевты рассматривают стыд как причину многих личных затруднений, особенно это касается так называемого "взаимозависимого" поведения, наблюдаемого в семьях алкоголиков и людей, употребляющих наркотики.
В идеале, стыд предупреждает нас о том, что мы обидели другого человека, и, значит, если мы хотим оставаться с ним друзьями, нам следует изменить наше поведение. Однако многие люди, мучаясь от стыда, начинают относиться к себе как к никчемному человеку.
К счастью, мне совсем не нужно было знать причину Ритиного стыда для того, чтобы помочь ей. "О чем вам необходимо подумать, чтобы испытать чувство стыда? Совсем необязательно говорить мне об этом, просто постарайтесь отметить это для себя". Взгляд Риты скользнул вниз и влево. Казалось, что она смотрит в определенную точку, находящуюся примерно в двух футах от нее. Лицо Риты при этом помрачнело.

Процесс переживания стыда  
Я задал Рите несколько вопросов, что позволило мне узнать, как она видит "стыд". Лицо Риты исказилось и стало напряженным, когда она увидела этот образ. Когда она стыдилась больше всего, она представляла, что находится за столом, окруженным людьми, которые с неодобрением смотрят на нее. Эти люди были гораздо больше, чем она сама. Они не двигались, как это должно было быть в реальной жизни, а как бы застыли, осуждающе глядя на нее. При этом картина, предстающая ее взору, была темной и туманной.
Это очень типично для людей, испытывающих чувство стыда. Почти все люди, испытывающие стыд, видят, как "большие" люди смотрят осуждающе прямо на них. Картина при этом бывает обычно темной и неподвижной. Если вы на некоторое время попытаетесь представить это, вы, возможно, тоже испытаете чувство стыда.

Избавление от чувства стыда  
Знание внутренней структуры зарождения чувства стыда позволяет нам каким-то образом исправить дело. Для начала я попросил Риту вспомнить о таком случае, когда она нарушила какие-либо нормы, но при этом не испытывала стыда, а прореагировала как-то иначе. Когда Рита задумалась над таким случаем, взгляд ее скользнул совсем в другом направлении: вверх и вправо. Она увидела себя извне, смогла войти в образ и вновь пережить случившееся. Окружающие ее люди находились в движении и были такого же размера, что и она. Она также заметила, что ее тело окружено тонким, прозрачным предохранительным щитом.
Итак, теперь, когда я знаю, как Рита представляет ресурсный опыт, когда она не соответствовала нормам другого человека, я могу воспользоваться полученной информацией с целью изменения ее восприятия стыда. Я попросил Риту вновь вернуться к тому случаю, когда она испытывала чувство стыда. "Вы видите, как все окружающие пристально смотрят на вас. А что произойдет, если вы уменьшите их в размере? Сделайте их такими же, как вы сами". Эта новая картина понравилась Рите гораздо больше. Она почувствовала себя гораздо более сильной и могущественной, когда окружающие ее люди стали такими же, как она.
Теперь Рита была готова перекодировать свое чувство стыда, которое следовало закодировать точно также, как она это сделала с ресурсным случаем.
— Возьмите эту картину и поместите ее в ту же точку, где вы увидели базовый случай, когда вы не испытали чувство стыда.
— Она стала ярче и пришла в движение, — сказала Рита. При этом она выглядела совсем иначе, и ее голос стал более одухотворенным.
Окружающие больше уже не смотрели прямо на нее, они действовали более естественно, изредка поглядывая на Риту, глядя друг на друга и т.д. Когда я напомнил Рите о внесении в эту картину прозрачного защитного щита, она смогла увидеть ситуацию, прежде вызывавшую у нее чувство стыда, совсем иначе.
Итак, Рита чувствовала себя теперь более гибко, но этого было недостаточно. Возможно, что она по-прежнему будет нарушать нормы других людей, а затем страдать от последствий своего поступка. Поскольку стыд подразумевает нарушение чьих-либо норм, важно помочь Рите в определении того, согласно каким нормам она хочет жить, а какие нормы кажутся ей устаревшими или чуждыми. Когда Рита видела окружающих ее людей, как неких гигантов, она была неспособна оценить их нормы, поскольку была переполнена отрицательными эмоциями. Теперь, когда Рита чувствует себя более гибко, ей легче обдумать, какие нормы она нарушила в данной ситуации.
— Рита, когда вы теперь рассматриваете данный случай, обратите внимание на то, какие нормы вы нарушили и для кого это было важным. Может быть, эта норма соответствует и вам самим? А может быть, она присуща другим людям и когда-то в прошлом была свойственна и вам? — Рита сказала, что данная норма ей не подходила.
— Тогда какая норма вам подходит?.. — Рита определила одну, но не назвала мне ее. Затем я решил проверить, является ли ее норма взаимно обязывающей, напоминает ли она "золотое правило".
— Хотели бы вы, чтобы окружающие вас люди следовали этой же норме, которую вы выбрали для себя?
Рита утвердительно кивнула головой. Невербально Рита давала мне знать, что ее новая норма будет учитывать интересы окружающих.
— Обратите внимание на то, как вы хотите поступить в данной ситуации, учитывая то, что вы признаете нормы окружающих, и зная, какому жизненному принципу вы бы хотели следовать сами. Вам нужно лишь заметить разницу, совсем необязательно беспокоиться о жизненных принципах окружающих. Возможно, вам захочется сделать что-то, чтобы поддержать хорошие отношения с этими людьми, несмотря на то, что они следуют другим жизненным принципам. А может быть, вы не захотите иметь с ними ничего общего. У вас множество возможностей, и вы, без сомнения, можете воспользоваться одной из них, а затем, возможно, вы измените свою точку зрения.
Рита кивнула головой.
— Да, мне кажется, что я хочу работать в другой ситуации. Я не хочу больше работать с этими людьми. Их жизненные принципы глупы, и я не хочу находиться рядом с ними.
До этого момента Рита считала себя хуже этих людей, ее чувство стыда было во власти их норм жизни, хотя Рита и не была согласна с ними. Теперь же Рита действовала с некоторым "превосходством". Если бы она вновь вернулась к этим людям и повела себя высокомерно с ними, она тем самым вызвала бы у них озлобленность, а затем вновь пережила бы последствия этого. Поскольку мне не хотелось создавать ей дополнительные проблемы, я решил помочь ей придти к той реакции, которая бы была более сбалансирована и полезна.
— Интересно, а что произойдет, если вы подумаете об этих людях с чувством сострадания. Что изменится в случившемся, если вы смиритесь с существованием их жизненных принципов, пусть даже они вам и кажутся абсурдными и вы знаете, что ваши жизненные принципы гораздо лучше? Никто из нас не лишен недостатков, смиритесь с их недостатками, испытайте чувство сострадания к этим людям, проникнитесь уважением к ним. Что изменилось при этом?
Пока я говорил, Рита значительно изменилась. Она стала выглядеть мягче, добрее и более основательной. Имея эту перспективу, Рита все равно может предпочесть покинуть свою работу, но в таком случае она расстанется со своими коллегами, уважая их как людей, а не отталкивая их с чувством превосходства.
То, что мы только что проделали, разрешило конкретную ситуацию, которая беспокоила Риту, когда она не принимала жизненные принципы других людей. Однако данное решение было бы неуместно, если бы она принимала жизненные принципы, которые она нарушила. Если бы она была согласна с этими нормами жизни, то мы бы хотели, чтобы само осознание этого факта мотивировало ее извиниться за свое поведение, каким-либо образом загладить свою вину, и тогда она смогла бы сохранить отношения с окружающими.
После этого я попросил Риту вспомнить случай, когда она нарушила чьи-то .жизненные принципы, с которыми она была согласна. Когда она выбрала пример, я сказал: "Сначала оцените сам факт того, что вы смогли это заметить. Это означает, что проблема разрешима. Если бы вы этого не заметили, вы бы продолжали поступать таким образом, что это мешало бы вашей дружбе с этими людьми". Сначала Рита слегка удивилась, но затем улыбнулась: "Действительно, это так".
Мы убедились в том, что воспоминание о случившемся сконцентрировано в том же месте, что и базовый случай — вверху и справа, окружающие ее люди были одного с ней размера и находились в естественном взаимодействии. Прозрачный щит вновь позволил Рите спокойно анализировать ситуацию.
— Я хочу, чтобы вы решили, как вы хотите поступить, чтобы следовать своим жизненным принципам. Может быть, вы хотите извиниться или еще как-нибудь сгладить свою вину? Что вы можете сделать, чтобы окружающие вас люди поняли, что вы разделяете их жизненные принципы и готовы придерживаться их в будущем?..
Рита задумалась...
— Мне многое приходит на ум, и мне кажется, что убедительнее всего будет, если я осуществлю все, что я думаю.
Выражение лица Риты и то, как она это произнесла, свидетельствовало о том, что она была настроена осуществить все задуманное и планировала, как это сделать. Таким образом, мне не пришлось помогать ей в этом вопросе.
— Ни один человек на земле не способен жить в согласии со всеми своими жизненными принципами, бывают моменты, когда два жизненных принципа находятся в конфликте друг с другом, и мы вынуждены выбрать один из них. Вы принадлежите к тем людям, которые замечают, что преступили какую-то норму, и в будущем изменяют свое поведение с тем, чтобы соответствовать как можно большему числу жизненных принципов, а не одной какой-то норме...
Рита по-прежнему выглядела очень озабоченной, поэтому я спросил у нее, не возникли ли у нее какие-нибудь вопросы.
— Нет. Я просто думаю, что мне больше не надо мучиться от чувства стыда. Я могу просто отбросить что-либо, как не представляющее для меня значения, или сделать что-то, чтобы поправить положение. Все это кажется таким простым.
— Я поняла, откуда исходит это чувство стыда, — вдруг сказала Рита. Когда я была маленькой, моя бабушка была постоянно рядом со мной, грозя мне пальцем и повторяя, что мне должно быть стыдно.
— Я уверен, что это не доставляло вам удовольствия. Возможно, что вы были не согласны с одними ее жизненными принципами, а другие принимали. Было бы прекрасно, если бы вы смогли проделать то, что мы только что сделали, со всеми вашими случаями из детства, когда вам пришлось испытать чувство стыда.
Рита охотно приняла мое предложение.
Если бы мы решили разбирать эти случаи по отдельности, то нам бы на это потребовалось несколько месяцев. Вместо этого, я решил воспользоваться процессом, напоминающим процесс "разрушения решения", с тем, чтобы трансформировать сразу все переживания. Когда я спросил Риту, где находилось ее прошлое, Рита показала мне рукой влево. Именно там большинство людей хранят свои воспоминания.
— Закройте глаза и почувствуйте, что у вас есть ваша собственная перспектива, и вы можете не реагировать на то, что чьи-то жизненные принципы расходятся с вашими собственными. Вернитесь в прошлое к любому из случаев, когда ваша бабушка стыдила вас, сохраняя в себе эти новые возможности...
— Вы можете вернуться в самое раннее детство, а затем медленно продвигаться во времени, замечая, как прошлое ощущение стыда изменяется благодаря вашим новым способностям и перспективам... Двигайтесь все время в направлении настоящего, и, когда вы вновь в нем окажетесь, отправляйтесь дальше, в будущее, поступая так, как вам позволяют ваши новые возможности. Рита вернулась в настоящее с улыбкой, довольная полученными результатами.

Поведение, а не личность  
Несмотря на то, что Рита довольно часто испытывала чувство стыда, она рассматривала это чувство как нечто, связанное с ее конкретными поступками, совершенными в определенное время и в определенном месте. Она никогда не рассматривала это чувство относительно ее собственного "я", относительно ее бытия. Она воспринимала себя не как "дурного человека", а как человека, который время от времени поступает дурно.
В отличие от Риты, Джейн, которая также мучалась от чувства стыда, испытывала его в более общей форме. Для Джейн стыд был комментарием к ее существованию, к ее ощущению собственной ценности, а не результатом ее поведения. Там, где Рита говорила: "Мне стыдно за то, что я сделала", Джейн говорила: "Мне стыдно за себя". Она говорила о стыде, как о чем-то, затрагивающем самую ее суть. Я оценил мужество Джейн поднять этот вопрос на семинаре и попытаться решить его.
— В обычной жизни я никогда бы не задумалась об этом и никогда бы не заговорила об этом, потому что окружающие меня люди не делают этого, — сказала Джейн. — Но недавно я обнаружила, что передо мной встала проблема. Здесь я чувствую себя в полной безопасности и могут открыто смотреть на то, что происходит. Я могу выложить все, что меня беспокоит, и попытаться помочь себе.
Когда я спросил Джейн, как у нее возникает чувство стыда, она сказала, что обычно видит себя преувеличенно страшной, деформированной и обнаженной, окруженной людьми больших размеров, которые пристально и неодобрительно смотрят на нее. Как и у Риты, стыд у Джейн вырисовывался в соответствии с той же моделью людей больших размеров, пристально смотрящих прямо на нее. Я был рад, что" Джейн смогла перенести этот образ в свое сознание, так как теперь мы были способны изменить его и это стоило изменить. Когда я спросил ее, что произойдет, если она войдет в этот образ, Джейн ответила мне, что чувство стыда станет просто непереносимым.
Представьте себя обнаженной — это наиболее общий пример чувства стыда: все наши недостатки становятся видимы окружающим. Это напоминает те сны, в которых мы находимся среди людей и вдруг обнаруживаем, что не одеты или что на нас пижама. Стоять обнаженным перед людьми, разглядывающими вас — это классическое восприятие стыда.
Джейн также хотела приобрести больше возможностей контролировать чувство стыда.
— Мне трудно определить, когда я не испытываю стыда. Мне кажется, что этот деформированный и обнаженный образ всегда преследует меня. Я думаю, что только раз в жизни я не испытала чувства стыда.
Как и у Риты, этот случай располагался у Джейн совсем в другом направлении, к тому же она так же была окружена "предохранительным щитом",
Я попросил Джейн вновь посмотреть на картину стыда.
— Прежде всего измените свое изображение. Вы больше уже не деформированы, вы видите себя такой, какая вы есть на самом деле. Вы так же можете надеть что-нибудь на себя, если вы этого хотите, так как в обычной жизни вы одеты. А теперь, глядя на это изображение, заметьте, как светится ваша внутренняя красота...
Я дал Джейн возможность внести все эти коррективы. Через некоторое время она выглядела довольной и одухотворенной. Итак, она была готова увеличить свое изображение, став, таким образом, одного размера с окружающими. После этого я попросил ее перенести эту картину в то направление, где находился тот случай, когда она не испытала чувство стыда, и добавить к ней "защитный щит"...
Затем я попросил Джейн рассортировать свои жизненные принципы так же, как это сделала Рита.
— В нашем обществе каждый человек имеет различные жизненные принципы, и то, что присуще вам, может оказаться неприемлемым для меня. Исходя из этой точки зрения, подумайте, каким нормам вы хотели бы следовать. Зная, что вы можете действовать в соответствии со своими жизненными принципами, вы можете так же модифицировать их в соответствии с тем, к каким последствиям приводят ваши действия. Вы сможете заметить, когда окружающие вас люди следуют другим правилам, и это, в свою очередь, поможет вам решить, чего вы хотите в каждой конкретной ситуации. Когда другие считают, что вправе навязывать вам свои жизненные принципы, вы заметите, что это так же является их жизненным принципом, — им кажется, что так будет лучше... Решите для себя, каким правилам вы хотите следовать...
А когда чьи-либо жизненные принципы отличаются от ваших собственных, вы, тем не менее, можете уважать их, чувствуя себя при этом уверенно, потому что уверены в своих собственных жизненных принципах...
Если же вы сделали что-то, что нарушило ваши собственные правила, все, что вам нужно — это решить, как вам следует извиниться и загладить свою вину. При этом нет никакой необходимости испытывать чувство стыда. Каждый из нас способен ошибиться, и, если вы способны заметить свою ошибку, вы должны быть рады, так как это дает вам возможность исправить ее. Если же вы не замечаете, где вы допустили ошибку, вы не способны ничего исправить и рискуете потерять дружбу людей, которыми вы дорожите.
Я убедился, что Джейн обобщила эту новую перспективу своих жизненных принципов и перенесла ее в другие сферы жизни. Было видно, что она испытала большое облегчение, приобретя способность думать о себе по-новому.
Спустя месяц Джейн сообщила мне, что ее "глубокое замешательство" значительно уменьшилось. "Теперь, когда я вспоминаю о тех вещах, которые вызывали у меня смущение, это меня больше так не пугает. Я больше не краснею и чувствую себя гораздо лучше. Я думаю, что мне нужно предпринять какие-нибудь действия, чтобы почувствовать собственную значимость, но мне кажется, что это уже не связано с чувством стыда, это уже совсем другая проблема".

Атрибуты стыда  
Стыд очень часто описывали как "потаенное чувство" или "скрытое чувство". Стыд может быть небольшим неудобством для одних и настоящей катастрофой для других.
Когда человек испытывает стыд, он обычно стесняется этого, и он не склонен рассказывать о нем. Вот почему мы так высоко ценим смелость Риты, Джейн и некоторых других наших пациентов.
Создание "надежного окружения", о котором говорила Джейн, облегчает задачу найти решение данной проблемы. Одна из возможностей создания такого "надежного окружения? — это признание того, что никто не виноват. Стыд очень часто является результатом того, что некто постоянно повторяет вам: "Ты плохой", не говоря вам при этом конкретно, что ему в вас не нравится, не давая понять, что и как вы должны делать. Так поступают родители, учителя и другие "авторитеты", но это происходит потому, что у них нет другого выбора. Все мы делаем все, что в наших силах. Если мы будем знать, как это сделать лучше, мы сделаем лучше.
В некотором смысле, человек испытывает чувство стыда потому, что он был способным учеником, воспитанным в окружении, где ему прививалось это чувство. Мы же пользуемся его способностями для того, чтобы он быстро сумел приобрести другое представление о себе.
Мы можем помочь ему побороть самое сильное чувство стыда, возникающее в результате того, что человек располагает лишь одним жизненным принципом: "Я должен угождать людям" — любым людям! Если человек будет уделять слишком много внимания на то, чтобы угождать окружающим, это приведет его к тому, что он будет уступать и сносить безропотно любые оскорбления.
Трансформируя чувство стыда, очень важно признать разницу между жизненными принципами других людей и вашими собственными. Необходимо так же быть очень внимательным в решении того, какие жизненные принципы приносят вам пользу. Поступая таким образом, мы тем самым строим чувство собственного "я", которое часто называют самоуважением или целостностью личности: "Вот кем я являюсь, вот что мне кажется важным". Мы начинаем существовать как личности только тогда, когда становимся независимыми в этом смысле. До этого же момента мы остаемся отражением другого человека и зависим от него в. смысле нашей индивидуальности. Если вы вспомните героя Вуди Аллена из фильм "Селиг" с характером хамелеона, вы получите хороший пример человека, не имеющего ни собственной индивидуальности, ни собственной души.
И Рита и Джейн оказались способными быстро перейти от ощущения стыда к более гибкой реакции. Если вы никогда ранее не задумывались о ваших собственных предпочтениях, не пожалейте времени на то, чтобы их тщательно проанализировать.
Очень часто чувство стыда оказывается связанным с другими проблемами, переживаемыми человеком. Например, бывает полезно поработать с травмирующими переживаниями.
Безусловно, гораздо легче избавиться от чувства стыда, если рядом с вами человек, обученный данному методу. Но если вы решите воспользоваться данным методом самостоятельно, мы предлагаем вам его подробное описание.

Метод избавления от стыда  
  1. Определите, о чем вы думаете, когда испытываете чувство стыда.
    Когда вы стыдитесь? Возможно, вам понадобится некоторое время на то, чтобы осознать, что вы должны увидеть и что вы должны сказать себе, чтобы почувствовать стыд. Почти каждый человек видит перед собой определенную картину, хотя поначалу он это и не осознает. Возможно вам поможет, если вы спросите себя: "Если бы я знал, что это будет, какую бы картину я увидел?", а затем обратите внимание на то, что придет вам на ум.
  2. Вспомните о случае, когда вы нарушили какое-то правило, но не испытали чувство стыда.
    Напротив, вы прореагировали на ситуацию так, как вы считаете нужным. Назовем это вашим "ресурсным" случаем.
  3. Обратите внимание на разницу в кодировании случаев, когда вы испытали стыд и когда вы прореагировали как-то иначе.
    Как располагаются эти случаи в вашем внутреннем пространстве, на каком расстоянии от вас? Большинство людей видят их в разных местах и на разном расстоянии.
    Обратите внимание на то, какого размера в этих случаях окружающие вас люди и вы сами. Непременно воспользуйтесь своим ресурсным случаем, где вы одного размера с окружающими.
    Обратите внимание на то, видите ли вы эти случаи в движении или в виде застывшей картины. Может быть, вы заметите еще какие-нибудь отличия.
  4. Трансформируйте "стыд" в "ресурсное" ощущение.
    1. Прежде всего убедитесь, что тот, кого вы видите на картине, полностью соответствует вам в жизни. Если вы заметили какие-то физические изменения, как это случилось с Джейн, постарайтесь внести изменения, чтобы вновь стать самим собой, освещенным внутренней красотой.
    2. Затем приведите себя в соответствие с окружающими, либо увеличив себя до их размеров, либо уменьшив их.
    3. Измените местонахождение вашего образа "стыда", перенесите его туда, где находится "ресурсный" случай. Часто это действие влечет за собой другие изменения в разнице кодирования.
    4. Внесите дополнительные изменения, требующиеся для того, чтобы случай, вызвавший у вас чувство стыда, превратился в ресурсный случай. Возможно, вы превратите этот случай в фильм, добавите кусок или внесете другие изменения.
    5. Если у вас до этого был предохранительный щит, убедитесь, что он присутствует и на этот раз. Если вы его не обнаружите, возможно, вам захочется привнести его в картину. Представьте, что вы окружены прозрачным щитом, который не мешает вам общаться с окружающими и в то же время защищает вас от них.
  5. Проверка.
    Испытываете ли вы теперь одинаковое чувство в обеих ситуациях? Если нет, найдите теперь еще какие-нибудь различия в кодировании и замените их с тем, чтобы завершить трансформацию чувства стыда.
  6. Оцените жизненные принципы и нормы поведения.
    Сначала спросите себя: "Какие нормы я нарушаю в случаях, когда обычно испытываю чувство стыда?", "Если я не хочу следовать этим нормам, то какие нормы я выберу для себя?", "Хотелось бы мне, чтобы этим нормам следовали окружающие меня люди?" (вопрос золотого правила).
  7. Программирование своего будущего.
    Учитывая жизненные принципы окружающих, а также те, которым вы хотите следовать, сначала решите, что вы хотите сделать, а затем представьте, что вы действуете в соответствии с этими принципами в будущем, когда могут возникнуть расхождения между вашими жизненными принципами и принципами окружающих...
  8. Обобщите приобретенные вами знания.
    1. Прежде всего вновь повторите этапы с 1 по 7, но на этот раз с другим случаем, когда вы испытали чувство стыда. Большинство людей обнаружили, что во второй раз они проходят практически через те же самые изменения, поэтому процесс идет гораздо легче и быстрее. Эти действия помогут вам убедиться в том, что ваш мозг отлично знает, как поступать в тех ситуациях, когда вы нарушили чьи-то нормы.
    2. Итак, теперь, когда вы трансформировали два случая по отдельности, возможно, вы уже готовы взять приобретенные вами знания и распространить их на свое прошлое. Вы сможете это сделать, если прочтете следующий абзац, а затем закроете глаза и проделаете все нижесказанное.
    Вспомните самый первый случай, когда вы испытали чувство стыда. Предположим, что вам тогда было четыре года. Теперь представьте, что вы берете свою новую способность борьбы с чувством стыда и переносите ее в то время, когда вам еще не было четырех лет. Затем совершите быстрое путешествие во времени, сохраняя все время эту только что приобретенную способность. По мере того как вы будите приближаться к настоящему, все ваши прошлые переживания, связанные с чувством стыда, будут претерпевать изменения. После того как вы вновь окажетесь в настоящем, оглянитесь назад, в прошлое, и вы заметите, насколько оно изменилось. Затем вы можете представить, как вы отправляетесь в будущее, чувствуя, насколько оно изменилось благодаря приобретенной вами способности.

Вина  
В наших исследованиях, посвященных чувству стыда и вины, мы обнаружили, что несмотря на то, что вина в некотором смысле имеет много общего со стыдом, между ними существуют значительные отличия. Чувство стыда часто не несет в себе полной информации о том, в чем заключается проступок и как он влияет на окружающих. Вина же всегда включает в себя представление о том, какой вред вы причинили окружающим, а также часто предполагает возможные последствия вашего проступка в будущем. Вина — это чувственная реакция на нарушение ваших собственных жизненных принципов, в то время как стыд подразумевает нарушение жизненных принципов другого человека.
Когда мы имеем дело с чувством стыда и спрашиваем человека: "Хотите ли вы, чтобы этот жизненный принцип стал вашим?", человек иногда отвечает: "Да. Даже несмотря на то, что он присущ другому человеку, я все равно хочу .ему следовать?. Когда же человек осознает, что нарушил свои собственные жизненные принципы, то вместо чувства стыда он испытывает чувство вины.
В целом же наша работа с чувством вины напоминает то, что мы делаем с чувством стыда. Сначала мы превращаем это чувство в более гибкое ощущение способности спокойно оценить сложившуюся ситуацию. Затем мы просим человека проанализировать этот принцип, чтобы понять, не устарел ли он, не нужно ли его пересмотреть или дать ему новую формулировку. И, наконец, мы исследуем, что человек хочет сделать, чтобы исправить ситуацию.
Пабло испытывал чувство вины из-за того, что он сказал своему коллеге, и был все время озабочен этим. Прежде чем попросить его подумать о его вине, я сказал: "Я знаю, Пабло, что были моменты, когда ваши поступки расходились с вашими жизненными принципами, но вы при этом не испытывали чувство вины, а начинали думать, как возможно исправить случившееся. Вполне вероятно, что вы допустили какую-то очень незначительную оплошность, но я хочу, чтобы вы вспомнили об этом".
Когда Пабло вспомнил один из таких случаев, я продолжил: "Теперь я хочу, чтобы вы сравнили то чувство, которое вы при этом испытали, назовем его "знание, как поступить", с вашим чувством вины и отметили, какая между ними разница".
Пабло сосредоточился на различиях и заметил, что его вина предстала перед ним в виде плоского застывшего изображения, расположенного очень близко от него примерно на 20 градусов вправо. Чувство "знания как поступить" предстало перед ним в виде стереоскопического фильма, достаточно удаленного и находящегося под углом 30 градусов влево.
Когда я попросил Пабло взять чувство вины и перенести его в том направлении, где находилось чувство "знания, как поступить", оно автоматически превратилось в стереофильм, представляющий возможные альтернативные поступки, которые могли бы исправить сложившуюся ситуацию. Когда Пабло выполнил это, все его тело расслабилось и ему стало гораздо легче. Теперь Пабло был готов к тому, чтобы рассмотреть различные возможности и решить, как ему следует поступить.
Но, прежде чем он это сделал, я попросил его пересмотреть нарушенный им жизненный принцип, чтобы быть полностью уверенным в том, что он ему подходит и не нуждается ни в пересмотре, ни в модификации. Пабло задумался на некоторое время, а затем сказал:
— Я рад, что вы попросили меня сделать это, так как мне не часто приходится делать это и мне не следует об этом забывать. В моей жизни были моменты, когда мне было действительно очень полезно тщательно пересмотреть мои жизненные принципы. Но в данном случае я ничего не хочу менять. Я хочу следовать этому жизненному принципу.
Затем Пабло перешел к рассмотрению возможностей и решил, как ему следует поступить. Теперь оставалось лишь представить, как он это сделает, чтобы быть уверенным в том, что он поступил правильно.
Как в случае стыда, так и в случае вины мы прежде всего создаем более гибкое состояние. Затем мы рассматриваем жизненные принципы и нормы, чтобы понять, не нуждаются ли они в пересмотре, и убедиться в том, что человек знает, каким принципам он хочет следовать. И, наконец, мы ищем те будущие действия, в которых человек будет следовать этим принципам, .а затем проигрываем, как он это сделает в будущем,

Сортировка стандартов  
Хотя ценности выглядят на первый взгляд очень разнообразными, но, если вы спросите людей, чего им в действительности хочется, их ответы окажутся очень похожими. Каждый хочет, чтобы жизнь приносила ему удовлетворение и чтобы он имел возможность делать то, что ему нравится, иногда будучи наедине с собой, а иногда в окружении других людей.
Мы рассортировываем наши жизненные принципы и ценности в течение всей нашей жизни по мере того, как изменяется ситуация и мы сами. Процесс, который мы только что описали, трансформирует чувство вины и стыда в тщательное рассмотрение жизненных принципов и предпочтений. Это освобождает нас от вероятности того, что наши нерассмотренные внешние нормы становятся нашими тиранами, а также наделяет нас нашими собственными предпочтениями и решениями. Приведение наших внутренних переживаний в соответствие с новыми доступными возможностями позволяет нам понять, что все в порядке и мы можем двигаться вперед, исходя из признания собственной ценности. Если вы захотите пересмотреть ваши жизненные принципы, вы можете воспользоваться нашим планом, представленным ниже.

Стандарты  
Нормы поведения являются эффективными помощниками в решении того, как следует поступить. Они позволяют быстро и легко принять большинство решений.
Проблемы возникают тогда, либо когда мы нарушаем наши собственные жизненные принципы, либо когда наши жизненные принципы нуждаются в изменениях. Вот несколько типичных проблем, с которыми чаще всего сталкиваются люди.

Проблемные стандарты  
  1. Норма может быть слишком общей и универсальной.
    "Всегда быть честным" (даже если это наносит вред окружающим).
    Решение:
    Сделайте ее более конкретной. Когда и где лучше всего быть честным? Может ли честность вообще быть не самым лучшим качеством? (Однажды я попросил одного пациента составить мне список 10 приказов, сделав к ним сноски в виде особых исключений.) Бывают случаи, когда любая хорошая идея оказывается неприемлемой.
  2. Норма может быть устаревшей.
    Например, она может соответствовать ограниченному уму и миру маленькой девочки, но не взрослой женщины.
    Решение:
    Пересмотреть норму и сделать ее более актуальной.
  3. Норма слишком категорична — "либо все, либо ничего".
    Поцарапать чей-то палец так же плохо, как убить человека.
    Решение:
    Провести подробное сравнение норм, с тем, чтобы подразделить их по степени важности.
  4. Норма жизни, которой следует человек, совершенно уместна, но человек не умеет правильно вести себя, или у него недостаточно мотивации для ее достижения.
    Большинство людей, делающих при письме ошибки, мечтают научиться писать правильно, но не знают, как этого добиться. А может быть и так, что человек знает, как это сделать, но у него не хватает способности подтолкнуть себя к тому, чтобы это захотеть.
    Иногда мы говорим людям: "Если вы поступите определенным образом, зная при этом, как вам следовало поступить, значит вы не знали, как вам следовало поступить в том смысле, что вы не смогли мотивировать себя к тому, чтобы поступить именно так".
    В те времена, когда еще не были открыты антибиотики, я знал одного ребенка в возрасте 10 лет, которому следовало опускать сильно зараженный палец в горячую воду. Он знал, что не сможет этого сделать, если останется наедине с собой, поэтому он весь день следовал по пятам за своей матерью в надежде, что она напомнит ему о процедуре, если он о ней забудет.
    Решение:
    Научить человека тому, чего ему не хватает, чтобы он не только хотел следовать определенной норме, но и знал, как это сделать.
  5. Норма уместна, но человек не в состоянии предвидеть, что определенное поведение способно нарушить эту норму.
    Мы никогда не сможем абсолютно уверенно предсказать последствия всех наших поступков, поэтому все мы время от времени допускаем ошибки.
    Решение:
    "Вы поняли, что невозможно всегда заранее знать, что тот или иной поступок нарушит ваши нормы".
    Если человек просто сделал какую-то глупую ошибку, будет полезно сказать: "Никто не застрахован от ошибок, иначе и быть не может. Обычно ваши ошибки не наносят вред окружающим. Вы можете вспомнить множество случаев, когда, будучи за рулем, вы пересекали желтую линию на шоссе, и поскольку вы были там один, то это не имело никакого значения. Однако может случиться так, что та же самая незначительная ошибка может иметь серьезные последствия. Если это случится, вы сделаете все возможное, чтобы это больше не повторилось, а также постараетесь компенсировать причиненный вами вред".
    Таким образом, если с человеком часто случаются подобные вещи, значит он не умеет правильно планировать будущее.
    Решение:
    Научить человека создавать более детальные внутренние картины того, к каким последствиям могут привести его поступки, и тогда он сможет лучше планировать будущее.
  6. Хотя это встречается и не очень часто, у некоторых людей вызывает беспокойство сама мысль о возможности нарушения определенной нормы: "Мысль настолько же вредна, что и поступок".
    Решение:
    Вы можете отметить, что существует огромная разница между мыслью и действием.
    Например: "Вы можете прийти к выводу, что подумать об этом и сделать это — одно и то же. Однако для окружающих все выглядит совершенно иначе, так как вред им могут нанести только ваши действия. Что же касается ваших мыслей, то они не только не пострадают от них, но даже не будут знать о том, что вы об этом подумали. Чем более внимательным вы будете к окружающим, тем лучше вы почувствуете эту разницу".
    "Если вы считаете, что сама мысль об этом настолько же дурна, как и поступок, то вы очевидно никогда не совершали этого. Что касается меня, я его совершал, и я знаю, что разница между мыслью и действием все-таки существует".
    "Сократ сказал, что то, что хорошие люди совершают лишь в своих фантазиях, дурные люди приводят в исполнение в реальной жизни".
    "Бог наделил нас способностью обдумывать наши действия, чтобы мы могли сделать выбор в пользу тех поступков, которые будут иметь хорошие последствия, И чтобы мы могли также избегать того, что может причинить вред как нам самим, так и окружающим нас людям. Ваши размышления над дурными вещами — это способ помочь вам рассмотреть имеющиеся у вас альтернативы и сознательно избрать то, что на ваш взгляд является самым приемлемым"...
    "Если все ваши дурные мысли все еще не реализовались, значит в вас есть очень сильное начало, которое знает, как следует поступать, и управляет вашим поведением".

Иерархия стандартов  
Очень часто, когда мы нарушаем какую-то норму и испытываем при этом чувство вины, мы, в действительности, следуем при этом какой-то другой, более важной норме, которую, возможно, мы не очень сознаем. "Какой нормы я придерживался, когда нарушал другую норму?" — такой вопрос, возможно, окажется вам полезным. Тоже самое можно сформулировать и несколько иначе: "Какую позитивную цель я преследовал, нарушая эту норму?" Если мы поймем, что в действительности следовали какой-то более важной норме, то скорее будем ощущать удовлетворение и полноту жизни, нежели чувство вины и стыда. Все это послужит хорошим основанием при рассмотрении того, как вам следует поступать в будущем.
Решение. Рассмотрите нормы и их последствия, расставьте их в порядке их значимости или интегрируйте их. Затем прокрутите внутренний фильм, в котором вы будете поступать так, как вы планируете сделать это в будущем. Это поможет "запрограммировать" вам то, что вы хотите сделать в ваших мыслях и в вашем поведении.
Например, аккуратность является важным жизненным принципом Джоан, но еще более важным является забота о детях. Если Джоан знает, какой ее жизненный принцип занимает приоритетное место, то она, возможно, отложит немытую посуду и займется дочерью, которая в данный момент чем-то огорчена и нуждается в ее помощи. При этом она не будет стыдиться того, что она такая неряха.

Мета-стандарты  
Человек, чрезвычайно озабоченный собственным совершенством, будет испытывать чувство вины чаще всего. Часто в своих мыслях он исходит из убеждения в том, что все, что он делает, непременно должно быть совершенным, или что его гуру знает, как следует все делать. Мы можем рассматривать это как некую мета-норму, то есть норму обо всех нормах.
Прежде всего вам следует отметить, не замечали ли вы за собой подобного стремления к совершенству. Переход к более правильному восприятию, ошибок как к средству приобретения знаний может потребовать дополнительных шагов. Этот переход окажется более лёгким, если вы будете иметь мета-норму, касающуюся использования обратной связи. Мы часто предлагаем нашим клиентам следующую перспективу: "Одной из самых важных норм, которой может обладать человек, является способность замечать, что ваше поведение не соответствует нормам жизни. Обладая такой способностью, вы либо сможете подогнать свое поведение к вашей норме, либо пересмотреть и исправить ваши нормы в случае, если они неуместны или устарели. Если вы этого не сделаете, то ваши нормы будут абсолютно произвольны и бессмысленны. Умение быть человеком, способным извлекать пользу из своих ошибок и исправлять свое поведение и свои нормы; — это гораздо более важно, чем быть человеком, который с первого раза делает все в совершенстве.
Очень полезно иметь такие нормы, которые бы направляли нас к тем переживаниям, которые мы хотим получить от жизни. Если мы замечаем, что преступили какую-то норму, мы можем пересмотреть наше поведение и наши нормы жизни, предпринять меры к их совершенствованию, возместить ущерб за причиненный нами вред. И тогда наша жизнь станет этически и морально полноценной, и нам не надо будет мучиться, переживая чувство вины или стыда.