Monday, December 9, 2013

GOD MAKE EVERYTHING

Как избавиться от чувства вины и гордыни


Всем нам знакомо чувство вины, когда мы считаем и чувствуем, что поступили плохо, и чувство гордости – «какой же я молодец» – за свои достижения и хорошие поступки, которое может легко перерасти в гордыню.

В чем разница между гордостью и гордыней, и что плохого в этих чувствах? Например, разве это плохо – гордится успехами своего ребенка или собственными достижениями в той или иной сфере жизни? Несмотря на различные оттенки и значения слова «гордость», разница между чувством гордости и гордыней на самом деле невелика, так как второе – это более яркое выражение первого (более «запущенный» случай). Оба этих чувства, как и вина, происходят из одного и того же источника, который мы рассмотрим чуть ниже. 

Религии рассматривают гордыню как один из «смертных грехов», «забывая» указать, что чувство вины – это своего рода разновидность гордыни, в чем мы можем убедиться, проанализировав причины проявления этих двух чувств. А значит, чувство вины – это такой же грех, как и гордыня. 

Причина гордыни и чувства вины


Откуда берется чувство вины? Оно может возникнуть только в том случае, если мы считаем себя причиной чего-то плохого, например, когда мы сделали что-то нехорошее, будь то умышленно или совершенно неумышленно. Я чувствую себя виноватым, только когда считаю себя причиной своих плохих действий. То есть, сразу должна появиться идея личной причинности в совершаемых действиях. 

Точно также и с гордыней: прежде чем возникнет чувство гордости, я должен считать себя причиной своих хороших действий, иначе годиться мне будет нечем. Таким образом, в обоих случаях мы можем выделить общий знаменатель – ощущение себя причиной действий. Только затем, в зависимости от того, к чему эти действия привели, у нас может возникнуть чувство вины или гордость. 

Но что не так с идеей «я являюсь причиной своих действий»? – спросите вы, и это очень хороший вопрос, который нужно изучить как следует, прежде чем мы сможем избавиться от ложного чувства вины и ложной гордыни. Эти чувства ложны с самого начала, в том смысле, что они не имеют под собой никаких оснований, кроме настолько же ложной идеи о личной причинности. 

Корень вины и гордыни


Чувство личной причинности, то есть автономности и авторства мышления, реагирования и действий – это и есть причина ложного чувства гордости и не менее ложного чувства вины. 

Увидев корень проблемы, можно понять абсурдность и безосновательность гордости и вины, и тогда эти переживания сами избавят нас от своего нежелательного присутствия – нам не придется прилагать даже малейших усилий для избавления от них. 

Попробуем посмотреть на ситуацию с самого начала – с рождения. Мы рождаемся в маленьком теле, и за то время, пока оно научится понятным языком выражать свои мысли, происходит отождествление сознания (нашего чистого «я») с этим материальным телом. Известно немало случаев, когда дети даже в более взрослом возрасте не отождествляли себя с телом, а говорили «это хочет кушать», показывая на тело, или говорили о себе в третьем лице, называя имя, как будто оно не имеет к ним никакого отношения. 

Подобные явления объясняются религиями и эзотерикой, утверждающими, что человек в основе своей является духовным существом (чистым нематериальным сознанием), которое временно отождествляется с материальным телом, через которое оно воспринимает мир. Эти отождествления ложны от начала и до конца, что подтверждается личным опытом множества практикующих, причем в разных духовных практиках, в опыте клинической смерти и различных других ситуациях и обстоятельствах. Во время «духовного пробуждения» человек осознаёт ложность отождествлений, и его больше невозможно убедить в том, что он является телом.

Но вернемся к причине гордости и вины – почему они возникают и как от них избавиться. 

Так как тело действует, а с этим телом имеется отождествленность, мы говорим «Я сделал то-то и то-то». Но факт состоит в том, что все действия производит тело, а не сознание, которым мы по сути являемся. Тело действует так, как ему диктует ум, который, в свою очередь, руководствуется прошлым опытом (в т.ч. по генетической линии) и ситуацией в настоящем, и вся эта деятельность тела и ума подчиняется законам вселенной, и не имеет никакой автономности и даже малейшей независимости (см. статью «Есть ли свобода выбора»). 

Что же делает душа, или сознание, которым является каждый из нас в основе своей?

В Бхагавад Гите, священном писании индуистов, об этом говорится четко и конкретно: душа ничего не делает, все действия совершают гуны (энергии) материальной природы. Под влиянием этих энергий и в зависимости от набора различных факторов в тот или иной момент времени, нам в голову приходят те или иные мысли, эмоции, желания и чувства, которые вызывают соответствующие реакции и порождают действия, которые мы называем своими из-за ложной отождествленности с телом. 

По природе своей душа является пассивным наблюдателем, независимым свидетелем происходящего, о чем многократно говорится в Ведических священных писаниях, и что можно постичь на собственном опыте в момент самопознания или разотождествления. Но пока душа (сознание) отождествлена с телом, автоматически возникает переживание себя как деятеля, к тому же, зачастую, с ощущением независимости мышления и свободы выбора. 

Чувство личной причинности, подразумевающее автономность мышления и поведения человека, является ложным, или иллюзорным, как можно легко увидеть в результате даже поверхностного анализа. Мы можем видеть, что всё в этом мире взаимосвязано и согласованно, и здесь автономность и независимость может быть только иллюзией, несмотря на кажущуюся реалистичность. Ничто в материальном мире не обладает независимостью, иначе этот мир не смог бы существовать.

Таким образом, мы пришли к пониманию, что, во-первых, душа ничего не делает, и, во-вторых, что у тела и ума нет свободы выбора: ум несвободен в мышлении, равно как и тело несвободно в действиях – все происходящее подчиняется законам, которые поддерживают этот мир в рабочем состоянии. Люди, достигшие определенного уровня в различных духовных практиках, видят, что все здесь гармонично, взаимосвязано и взаимозависимо. Человек, по сути, является раздражительно-ответным механизмом, который полностью находится во власти Жизни, подобно тому, как шестеренка в механических часах полностью находится во власти всего механизма часов, не имея никакой свободы выбора, кроме кажущейся.

Понимание избавляет от вины и гордости


Отождествленность с телом создает иллюзию личного действия: «это я сделал», а последствия этих «своих» действий, в зависимости от того, «хорошие» это последствия или «плохие», заставляют нас испытывать чувство вины или гордость за содеянное или достигнутое. 

Познав себя (свою истинную духовную природу) и осознавая тот факт, что «я никогда ничего не делаю; мышление является неконтролируемым мной процессом, а все действия совершаются энергиями материального мира», человек может легко избавиться от иллюзии личной причинности и, соответственно, от чувства иллюзорной вины и ложной гордости. 

Вместе с этими ложными чувствами, человек лишается и множества других Иллюзий Жизни, обретая свободу, спокойствие и то, что называют истинным смирением. Возникает понимание, что всё в этом мире принадлежит Богу, На все Воля Бога, и нет ничего кроме Бога (всё есть проявления Его энергий).

Избавление от гордыни, иллюзий и чувства вины приносит тем большее облегчение, чем сильнее человек был отождествлен с умом, принимающем решения, и телом, выполняющем действия в соответствии с желаниями и решениями ума. 

Как душа (или сознание), человек всегда свободен и безгрешен, но как тело и ум – всегда зависим и подвержен поощрениям и наказаниям в социуме за производимые действия, поэтому не следует истолковывать эту статью как призыв «забить» на законы и моральные нормы общества и делать все что захочется. Тем не менее, избавляться от гордыни и чувства вины весьма желательно, так как эти две вещи, прямо или косвенно, приносят нам страдания и неприятности, вовлекая нас в другие иллюзии жизни и привязывая к материальным преходящим вещам, затуманивая нашу духовную природу и лишая спокойствия. 

Методы и способы избавления от гордыни и чувства вины


Даже частичное понимание вышеизложенного способно избавить нас от чувства вины и гордости, по крайней мере – в какой-то степени. Чтобы больше разобраться в этой непростой теме, почитайте также статьи «Природа ума», «Иллюзии Жизни», и другие материалы сайта. 

А в качестве практики можно использовать Проработку Дуальностей, «упражнение Я Есть» или упражнение попроще – «Медитация на поток восприятий». Любые способы и методы, которые помогают избавиться от гордыни и чувства вины, также автоматически избавляют нас от других иллюзий жизни, поэтому, если вас интересует самопознание, можете их использовать. 

Предлагаю посмотреть небольшой ролик с Рамешем Балсекаром, который хорошо дополнит рассматриваемую тему. 





Увидев, что нет никаких реальных оснований винить себя (или кого-то еще) в чем либо, или приписывать себе (или кому-то еще) причинность или какие-либо заслуги, мы обретаем внутренний покой и глубже познаём свою истинную природу – присутствующее сознание, вечное, неизменное и неприкосновенное. «Нет счастья превыше покоя», говорил Будда, а покой такого качества возможен только в осознании своей духовной природы.