Синагога Хадассы. 12 Колен Израилевых.
..На церемонии открытия синагоги Шагал говорил о той радости, с которой он привез - “… свой скромный подарок еврейскому народу, который всегда мечтал о библейской любви, о дружбе и мире среди всех людей. Для народа, который жил здесь тысячи лет тому назад среди других семитских народов. Я надеюсь, что я здесь для того, чтобы протянуть руку представителям культуры, поэтам и художникам, живущим со своим народомСоздание витражей было плодом вдохновения и для Шагала, и для его ассистента Шарля Марка, вместе с которым он два года работал над проектом.
Шарль Марк выработал специальную технологию нанесения пигмента на стекло, и эта технология позволила Шагалу использовать до трех цветов на единой стеклянной панели, а не так, как это делается традиционным способом, когда тонким полосками отделяют каждую цветную панель.
Для того, чтобы убедиться, что каждый витраж будет достаточно освещен, Шагал специально приезжал в Иерусалим и исследовал то место, на котором он должен находиться.
Витражи представляют двенадцать сыновей патриарха Якова, от которых произошли двенадцать колен Израилевых. Они наполнены легкими фигурами животных и рыб, цветами и еврейскими символами. Полы и внутренние стены здания синагоги изготовлены из иерусалимского камня. Освещение осуществляется за счет солнечного света, проникающего сквозь чудесные витражи Марка Шагала.
Для полного понимания смысла и значения каждого из витражей, нужно их рассматривать, исходя из чувства полной сопричастности мастера с историей евреев, с их трагедиями и победами, а так же с его личным прошлым, связанным с Витебском – местом, в котором он родился и вырос. “Все время, пока я работал, – рассказывал он, – я чувствовал, что мой отец и моя мать смотрят из-за моего плеча, а за ними – те миллионы евреев, которые исчезли недавно и тысячи лет тому назад”.
***
Все взращенное Ашером будет приносить плоды в изобилии, он станет поставщиком Храма. Главный мотив витража – драгоценное оливковое масло. Это и основной фон витража – серо-зеленый оттенок оливы и само изображение оливкового дерева. В левом нижнем углу находится сосуд, выполненный в виде птицы. Менора (семи рожковый канделябр, являющийся одним из священнейших предметов в Храме), наполнявшаяся чистым оливковым маслом, помещена в нижней части окна. Справа от неё находится кубок, которым заливали масло в менору. Наверху изображена голубка с оливковой ветвью в клюве – вечный символ Мира.
Вениамин – младший сын Якова и Рахели. Рахель умерла при его родах.
Из колена Вениамина произошел первый царь Израиля Шауль. Вениамин будет героем. Несмотря на то, что Иерусалим формально не принадлежал ни одному колену, Храмовая Гора находится на территории Вениамина. Изображение на витраже большого круга символизирует единство. Шауль – первый царь объединенного Израиля, который объединил разрозненные колена (маленькие круги), был из колена Вениамина.
Животное внизу – это Хищный Волк, пожирающий свою добычу.
* * *
Колено Дана самое маленькое, но очень воинственное. Из-за своей малочисленности будет побеждать змеиной мудростью, так жалить вражеских князей, что всадники будут слетать на землю, и милость божия будет всегда с ними. Вначале территории Дана находились по соседству с филистимлянами, которые его очень притесняли. Местность вокруг Тель-Авива до сегодняшних дней носит имя «Дан». Но колено вынуждено было покинуть свои земли и искать другое место на северо-востоке Израиля, где в настоящее время находятся Голанские Высоты. Яков сказал, что Дан должен управлять (“судить”) его людей как одно из колен, что означает, что кто-нибудь из выдающихся лидеров Израиля также будет из колена Дана. Герой Шимшон (Самсон) был из колена Дана.
Основным мотивом витража является изображение оружия, что отражает воинствующий характер этого колена. Враги будут теснить потомков Гада, но сумеют они оттеснить врага, и сдастся враг на милость колену Гадову.
* * *
Потомки Иссахара будут крепкого телосложения, работящие, основным занятием их будет скотоводство. Общий зеленый цвет Витража символизирует землю Галилеи, где были расположены унаследованные земли колена. Этот витраж был серьезно поврежден иорданским артиллерийским обстрелом во время «шестидневной войны» в 1967 году. Белое пятно на изображении осла – это отверстие от пули. В 1967 году Шагал специально приехал в Иерусалим для реставрации витражей. Пробоину на изображении осла он оставил преднамеренно.
* * *
Леви – третий сын Леи, первой жены . Из колена Левитов вышли Моисей и его брат Аарон, и их сестра – Пророчица Мирьям Во время истории с золотым тельцом Моисей призвал каждого, кто остался верным ему, помочь наказать грешников. Все колено Леви пришло к нему, таким образом, показывая, что не было ни одного изменника среди них, что расценивается, как готовность Левитов игнорировать братство и дружбу, когда речь идет о борьбе с поклонением идолам.
В награду за верность, колено Леви было назначено служить для Святилища. Желтый цвет витража Леви символизирует золото, которое использовалось в Святилище…Животные, вероятно, являются животными жертвоприношения, такими, как козел отпущения, овца и голуби. В нижней части витража можно различить Скрижали Завета, которые Левиты должны были преподать другим народам. Скрижали Завета окружены свечами. Это известный еврейский символ просвещения и исследований. ТОРА – значит Свет.
* * *
Это маленькое колено было размещено на севере Израиля.
Барак – герой, одержавший победу над сирийским военачальником Сисрой, – был из этого колена. Эта победа особенно важна в истории народа, т. к. она произошла в период отсутствия государственности. Армия Барака (вдохновляемая Деборой) представляла собой отряд плохо вооруженных добровольцев, вынужденных противостоять железным колесницам Сисры. После этой победы 40 лет не было войны. Дебора, которая возглавляла Израиль в то время и которая является автором знаменитой героической поэмы «Песня Деборы», была, вероятно, из рода Нафтали, хотя и жила на территории Иосифа. Самым важным символом витража является лань, которая, наряду с птицей, символизирует свободу. Птица также напоминает нам о песне, о поэзии.
Крутая гора – гора Тавор, у подножия которой был разгромлен Сисра, и где Дебора после этого пела свою песню победы.
* * *
Реувен – первый сын Якова и Леи. Реувен разочаровал своего отца своим поведением и тем, как он выполнял свои обязанности как перворожденный. Яков отменил особый статус Реувена как старшего. “Права первородства” на двойную часть наследства были даны Иосифу – первому сыну от любимой жены Рахели. Колено Реувена, вначале многочисленное и богатое, не сыграло особой роли в истории Израиля. Реувенцы вместе с коленом Гада обратились к Моисею с просьбой отдать им трансиорданские территории, которые уже были заняты Израилем. За это они предложили послать своих воинов в авангарде главного войска Израиля. Двусмысленные Моисеевы стихи: “Пусть Реувен живет и не умирает, но немногочислен он” могут быть интерпретированы и таким образом: пусть все Реувенцы будут живы, (и не пострадают от войны), и количество солдат, идущих на войну, будет равно количеству вернувшихся.
В витраже видны листья мандрагоры. Голубой фон и рыба представляют стих, что «непостоянен, как вода». Рыба – символ плодовитости.
Сверкающий круг наверху обозначает восход солнца, которое, в свою очередь, напоминает о статусе первородства Реувена – «Моя мощь и первый плод моей энергии».
* * *
Надел земли Звулуна начинался в районе современной Хайфы и простирался до Сидона в сегодняшнем Ливане. Сидон стал известен как крупный морской торговый центр, славящийся своим благосостоянием. Считается, что бриллиант (ЯХАЛОМ) был камнем этого колена. Однако, идентификация Яхалома с бриллиантом сомнительна. Представляется не очень убедительным, что евреи в Синайской пустыне могли найти такой большой бриллиант для нагрудной пластины, на котором могло бы быть выгравировано имя Звулун. В современном иврите слово Яхалом обозначает бриллиант, и это, вероятно, было известно Шагалу. Белый флаг колена предполагает чистый белый драгоценный камень, с изображенным на нем кораблем, как это было написано: “Звулун обитать будет на берегу моря”.
* * *
Шимон – второй сын Леи. Шимон и Леви отличались вспыльчивостью и необузданностью. Они задумали погубить своего брата Иосифа. Яков завещает, что потомки Шимона и Леви рассеются среди своих братьев. После того как Народ Израиля вошел в обещанную ему землю, слабое колено Шимона не смогло завоевать местность, которая для него предназначалась. Поэтому колено Иуды пригласило Шимона поселиться на территории Иуды. По пророчеству Якова колено Шимона растворилось и исчезло как племя. Животные на окнах смотрят друг на друга как в свидетельство напряжения и беспокойства.
Иуда – четвертый сын Леи. В эпизоде “Продажи Иосифа” Иуда показывает свое лидерство, предотвратив братоубийство. Яков ясно видит, что в будущем Иуда станет главой Царства Давида. Все братья будут почитать Иегуду, выпадут на его долю военные удачи и, освободит он землю Хаананскую. После каждой победы расположится Иегуда, как лев на отдыхе. Земля его будет настолько благополучна, что можно будет стирать одежды в вине, которое будет литься, как вода. Зубы Иегуды будут белы от изобилия молока.
Красный фон витража – вино, которое упоминается в благословении Якова, но это также может быть связано с королевскими предметами одежды, в которых преобладал пурпурный цвет. Очевиден смысл изображения короны в верхней части витража, как и Льва в основании. Позади Льва можно различить очертания Иерусалима.
Шагал подписал этот витраж на иврите.
* * *
Йосиф – первенец Рахели, любимой жены Якова.
Его колено, состоящее из двух частей, является лидирующим (особенно колено Эфраима) в центральной и северной части. Оно сыграло ведущую роль в еврейской истории. Большинство царей Северного царства произошло от Эфраима. Желто-оранжевый фон этого окна напоминает цвет зрелого зерна. “…с щедрым урожаем от солнца, с щедрым зерном от лун…” Мы видим здесь мирно пасущихся животных. А может, это коровы из сна фараона? А как же виноград и корзина с хлебом? Они символизируют плодородие земли сыновей Иосифа Менаше и Эфраима, но в то же время напоминают о снах правителя Египта, который обратился к Иосифу за толкованием. Лук и стрела в центре относится к строфе: “Стрелки ненавидели его, стреляли в него, гнались за ним. Но его лук оставался туго натянутым, и его руки тверды.” Укрепленная стена города – это стена Шхема – города, под которым Яков впервые купил участок земли, когда вернулся из Сирии. Яков передал эту землю как личный подарок Иосифу.