Духовность по-китайски: Шен
Шен – (или шень – кит. дух, разум), духовная энергия, духовность, дух. Шэн – это бессмертная природа человека, его хозяин. Подразделяется на изначальную, истинную духовную энергию юаньшэн, чжэньшэн, и обычную, познающую фаньшэн, шишэн.
Изначальная – частичка Священного Света «прежнего неба» сянь-тянь (сравни «искра божия» у христиан). Прежденебесный шэн – это «изначальный разум дао», вечная искра осознания, которая «не рождена и не умрет». Она располагается в сердце («Император Сердца») и практически не проявляется в обыденной жизни.
Посленебесный шэн располагается в мозгу. Её проявления – мышление, чувственное осознание, психика и психология личности. Она беспокойна и непоследовательна; порождает противоречивые эмоциональные реакции, которые не позволяют человеку увидеть свет прежденебесного духа. Когда ум спокоен и управляем, рождается эссенция — истинная энергия посленебесного шен («Царь в голове»).
Чтобы выплавить истинную энергию, нужно успокоиться, отрешиться от дум и стремлений, тогда она сама проявится. Кроме того, питая производящую энергию цзин и жизненную энергию ци, тем самым подпитывают и шэн, духовную, выплавляя её, как бы проявляя заложенное. В проявлении заложенного и состоит практика даосской алхимии – высших форм цигуна.
Изначальная энергия Цзин
В даосской метафизике Цзин – название тонкого вещества, которое содержится во всех физиологических жидкостях человеческого организма; иногда переводится как «жизненный потенциал» или воспроизводящая энергия. Цзин создает воспроизводящую жидкость и так же подразделяется на изначальную юаньцзин и обычную фаньцзин. Хранится в почках или нижнем котле – ся дань тянь.
Цзин связана с энергией почек и половой деятельностью, поддерживает жизнедеятельность полых и плотных внутренних органов (фу и цзан), являясь их воспроизводящей энергией; служит тонкой составляющей «пяти злаков» (у гу), то есть пищевых продуктов. В даосской алхимии цзин служит основой для преобразования в жизненную энергию ци, алхимическая связь которых преобразуется в духовную энергию шэн. Соединение цзин мужчины и женщины через их «смертные проходы» создает беременность.
В прежденебесном аспекте цзин – это первоначальная созидающая сила Космоса, причина зарождения и источник бесконечного существования всех вещей. Каждый из нас получает определенную порцию прежденебесного цзин, когда сперматозоид его отца проникает в яйцеклетку его матери. Когда организм начинает развиваться, прежденебесный цзин сохраняется в надпочечниках, а также в половых железах и органах. Затем, в ходе процесса воспроизводства, он переходит к следующему поколению. Таким образом, считается, что прежденебесный цзин не знает смерти и способен продлевать свою жизнь до бесконечности.
Посленебесный цзин возгоняется и синтезируется из питательных веществ, поступающих в организм вместе с пищей и водой. Вначале он сохраняется в печени, крови и костном мозге; затем принимает форму различных физиологических жидкостей (гормонов, ферментов, крови, лимфы, семенной жидкости и так далее). Его проявления – сексуальность и продолжение рода; посленебесный цзин дает нам силу, здоровье и иммунитет.
Даосские мудрецы утверждают, что чрезмерное расходование цзин является основной причиной болезней, дряхления, старения и преждевременной смерти человека. Наиболее распространенный способ такого расточительства – частые семяизвержения; вот почему мужчины обычно дряхлеют и умирают раньше, чем женщины. Даосы разработали множество практических приемов накопления и «взращивания» цзин, которые действительно улучшают здоровье и продлевают жизнь человека. Адепт, овладевший этими приемами, учится преобразовывать цзин в чистую энергию ци и использовать её для различных духовных упражнений.
Три Сокровища – цзин, ци и шэнь
Прежде, чем приступить к духовным практикам китайских традиций (таким как цигун), нам надо понять смысл и взаимосвязи «Трех Сокровищ» жизни – Цзин (семени-сущности), Ци (внутренней энергии) и Шэн (духа).
Без этого понимания у нас не будет ни корня для практики, ни ключа к теории. Основными целями традиционных духовных практик Китая являются:
- сохранение цзин
- усиление и сглаживание циркуляции ци
- пробуждение шэн.
Для достижения этих целей нам надо научиться регулировать тело (тяо шэнь), регулировать ум (тяо синь), регулировать дыхание (тяо си), регулировать ци (тяо ци) и регулировать шэн (тяо шэнь).
Регулирование тела включает в себя укоренение всего тела в выполняемых движениях. Для создания прочного корня нам необходимо уметь центрироваться, приводить в равновесие тело и, что наиболее важно, расслабляться для обеспечения циркуляции ци.
Регулирование ума включает в себя умение сохранять ум в спокойном, умиротворенном и сосредоточенном состоянии для того, чтобы иметь возможность объективно оценивать различные ситуации и направлять ци в желаемые места. Ум является главным ключом к успеху в духовной практике.
Для регулирования дыхания необходимо уметь дышать так, чтобы дыхание и ум соответствовали и «сотрудничали» друг с другом. В этом случае наш ум сможет быстрее возвращаться в спокойное состояние и, таким образом, концентрироваться на управлении ци.
Регулирование ци — одна из важнейших целей практики. Для эффективного управления ци необходимо сначала отрегулировать тело, ум и дыхание и только тогда ум будет достаточно ясным, чтобы ощутить, как ци распределяется в теле, и понять, как ее отрегулировать.
Для буддийских монахов, стремящихся к просветлению Будды, регулирование шэн является конечной целью их духовной практики. Это позволяет им достичь нейтрального, объективного видения жизни – видения Будды.
Обычный человек, занявшийся цигун, ставит перед собой более скромные цели. Он «поднимает свой шэн», чтобы увеличить способность к концентрации и укрепить свою жизненную силу. Это дает ему возможность эффективно направлять ци по всему телу, чтобы она могла выполнять свои управляющие и охраняющие функции. Тем самым поддерживается отличное здоровье и замедляется процесс старения.
Основы понимания практики
Прежде, чем вы приступите к духовной практике, необходимо понять смысл Трех Сокровищ (сань бао): цзин (семени-сущности), ци (внутренней энергии) и шэн (духа). Их также называют Тремя Истоками (сань юань), так как они считаются началами и корнями вашей жизни.
Цзин можно перевести как «сущность», «семя», «квинтэссенция». Цзин – это первоисточник и фундаментальная часть каждого живого существа, определяющая его природу и качества. Это корень всей жизни человека.
Ци – это внутренняя энергия вашего тела. Она подобна электричеству, приводящему в движение машину. Ци получается отчасти при преобразовании цзин, полученной вами от родителей, отчасти из воздуха и пищи.
Шэн – это центр всего вашего существа, то, что делает вас человеком. Животные не имеют шэн. Шэн в вашем теле должен питаться ци, или энергией. Когда ци наполнена, шэн оживлен.
Китайцы, практикующие медитацию и цигун, считают, что в теле содержится два основных типа ци. Первый тип называется Пренатальная ци и происходит из трансформированной Изначальной сущности, которую вы получаете от родителей в момент зачатия. Второй тип, называемый Постнатальная ци, рождается из цзин пищи и воздуха, которые поступают в наш организм извне. Ци, которая направляется в мозг, энергетизирует шэн и душу. Энергетизированный и поднятый шэн может направлять ци в любую точку тела. Каждый из этих трех элементов имеет свой собственный корень. Необходимо знать эти корни, чтобы уметь укреплять и защищать наши Три Сокровища.
- Ваше тело нуждается во многих типах цзин. За исключением цзин, наследуемой вами от родителей и называемой Изначальной цзин, все остальные типы цзин получаются из пищи и воздуха. Среди всех этих видов цзин Изначальная является наиболее важной. Это корень и семя вашей жизни, ваша основная сила. Если ваши родители были сильными и здоровыми, ваша Изначальная цзин также будет сильной и здоровой, обеспечивая вам крепкую основу для дальнейшего роста. Китайцы верят, что для того, чтобы прожить долгую и здоровую жизнь, необходимо защищать и поддерживать эту цзин.
Корень Изначальной цзин (юань цзин) до нашего рождения пребывал в наших родителях. После нашего рождения Изначальная цзин занимает место в почках, которые считаются корнем энергии цзин. Сохраняя и укрепляя этот корень, мы обеспечиваем наше тело достаточным количеством Изначальной цзин. Цзин может быть потеряны в различных жизненных ситуациях или образе жизни, тогда возникают хронические недуги или психологические «пробоины». Хотя мы не можем увеличить количество имеющейся у нас Изначальной цзин, специальные практики могут повысить ее качество, вернуть потерянные цуни цзин, а так же могут научить нас более эффективно превращать цзин в Изначальную ци и затем использовать последнюю в жизненных задачах.
- Циполучается как из цзин, унаследованной вами от родителей, так и из цзин, которая происходит из потребляемой вами пищи и воды. Ци, получаемая из Изначальной цзин, называется Изначальной ци (юань ци). До рождения у человека нет собственной ци и он пользуется материнской ци. После рождения человек начинает создавать собственную ци из Изначальной цзин, полученной от родителей. Эта ци называется Пренатальной или Изначальной. Также ее называют Прежденебесной ци (сяньтянь ци), поскольку она происходит от Изначальной цзин, которую вы получили, прежде чем увидели небо (то есть до того, как вы родились). Если Изначальная цзин – важнейший тип цзин, то Изначальная ци – важнейший тип ци. Она чиста и высококачественна, тогда как ци, получаемая из пищи и воздуха, может сделать ваше тело слишком положительным или слишком отрицательным в зависимости от того, где и как вы их поглощаете. Сохраняя и защищая вашу Изначальную цзин, вы обеспечиваете чистый и непрерывный поток Изначальной ци.
В наших духовных практиках нам необходимо уметь превращать Изначальную цзин в Изначальную ци плавным и ровным потоком. Так как Изначальная ци происходит от Изначальной цзин, они имеют общий корень, который находится в почках. Если почки здоровы, Изначальная цзин сильна так же, как и получаемая из нее Изначальная ци. Эта ци находится в точке Нижний Даньтянь в области живота. Научившись трансформировать Изначальную цзин, мы сможем обеспечить наше тело необходимым количеством ци.
- Шэн – это сила, лежащая в основе вашей жизни. Дух-шэн невещественен, однако именно он придает выражение и проявление семени-цзин. Шэн также является центром управления ци. Если шэн силен, ци также будет сильной и эффективно управляемой. Корень духа-шэн находится в вашем И («уме мудрости», воле или намерении, которое живет в «желтых покоях» – область солнечного сплетения). Если ваш мозг энергетизирован и стимулирован, ваш ум будет более подвижен и способен к более интенсивной концентрации, а шэн будет подниматься.
Даосские мастера считают, что мозг всегда должен быть снабжен достаточным количеством ци, так как именно она придает уму ясность и способность к концентрации. При обильном снабжении ци ум легко энергетизируется и позволяет поднимать шэн и увеличивать жизненную силу. Сложные духовные практики включают превращение цзин в ци и ее направление в мозг для поднятия шэн. Этот процесс называется хуань цзин бу нао, что означает «возвращение сущности-цзин для питания мозга».
(В своих книгах Мастер Ян Цзюньмин употребляет в этом выражении то слово хуань, то слово фань. Оба они имеют значение «возвращаться, возвращать». Как это часто бывает с китайскими синонимами, фань и хуань могут образовывать и составное слово (фаньхуань) с тем же значением — «возвращать». — Пpим. пеpев.) Когда ци направляется в голову, она собирается в точке Верхний дань тянь (центр головы), которая является местопребыванием шэн. Ци и шэн взаимосвязаны. Когда шэн слаб, слаба и ци, и тело очень быстро приходит в упадок. Шэн – своего рода штаб ци. Ци, в свою очередь, поддерживает шэн, энергетизируя его и придавая ему остроту, ясность и силу. Если ци слаба, то и шэн также будет слабым.
Практическое применение
Существует огромное количество духовных практик, направленных на управление и преображение этих и некоторых других энергий. Многие из них описаны в цигун, багуа джан, тай цзи… в ноэтических практиках и методах, в совместной работе с китайскими даосами и мастерами других направлений, мы синтезировали квинтэссенции этих концепций, без потери эффекта, и более подходящий для современной жизни.
Медитация «Чистая Ян таится в Инь»
Суть медитации в том, что мы погружаемся в глубину собственных ощущений, корневое состояние сознание, которое выравнивает движение энергий, очищает сексуальность и оздоравливает тело. Это самая суть физического и психологического здоровья. Если вы подстыли и начинаете заболевать – одна-две подобных практики и никакой простуды не будет, поверьте мне.
Ляг, расслабься… свечи или приглушенный свет, теплый воздух в комнате и мягкая музыка помогут успокоить ум и создать подходящее состояние. Когда возникло внутреннее спокойствие, начинай ощущать, будто ты погружаешься в землю. Твое тело втягивается силой гравитации в землю, проходя через слои грунта, камней, руды, песка, воды…. все глубже и глубже… пока не почувствуешь, что ты растворился во всей земле… что ты – и есть земля. Продолжай погружаться еще глубже, все больше растворяясь в прохладной, впитывающей и все принимающей земле, пока не почувствуешь тепло ядра. Останови свое погружение, оставайся в этом спокойном состоянии и позволь теплу ядра земли прогреть всего тебя насквозь. Впитывай это тепло до тех пор, пока не «насытишься» им, тогда начинай подниматься обратно. Сохраняя это тепло в ощущениях ты так же движешься через все эти же слои, нагревая и землю. Не торопись. Когда поднимешься и вернешься в тело, сохраняй ощущение тепла ядра земли в ощущениях, потом его можно собрать в области живота.
Медитация «Изначальная Цзин»
Суть медитации в том, что мы пробуждаем очень светлое и тонкое состояние изначальной энергии. Это самая суть внутренней гармонии и соединенности с миром. Эта практика восстанавливает контакт с жизненной силой, рождает уверенность, внутреннюю удовлетворенность и творческое спокойствие.
Можно, как и в прошлой практике, лечь или сделать эту медитацию сидя… расслабься. Свечи или приглушенный свет, теплый воздух в комнате и мягкая музыка помогут успокоить ум и создать подходящее состояние. Начни следить за своим дыханием, в котором со вдохом воздух входит в легкие, а с выдохом твое внимание погружается в темную пустоту в области живота. Выдохи могут быть длиннее вдохов. Почувствуй, как твое сознание как бы полностью перетекло в первый дантянь (в живот) и находится в этой бесконечной пустоте, в которой ты замечаешь маленькую яркую звездочку. Ты знаешь, что это свет сути почек (или, в другой версии, семенных желез), их эссенция – Цзин. Ты движешься, как бы влекомый этим светом, пока вся пустота не заполнится им и тогда ты сам становишься этим светом. Ты чувствуешь, что в этом свете ты находишься вне времени, тут существует одновременно и рождение твоих родителей, и (пра) бабушек с (пра) дедами… так же ты видишь/переживаешь в этом свете жизни своих детей, внуков и всех людей… но сейчас ты в этой изначальной силе. Можешь вспомнить/почувствовать свое лицо, которое было у тебя до рождения твоих родителей и дотронуться до него, чтобы ощутить. Через какое-то время ты замечаешь, что свет становится плотнее… и ты снова чувствуешь и ощущаешь свое тело. Ты видишь внутренним вниманием, как маленькие искорки этого света вибрируют в каждой клетке твоего тела… и ты чувствуешь эту вибрацию во всем своем существе, от кончиков волос до кожи на подошве… и в этом состоянии ты возвращаешься в обычному контуру внимания.
После любой из этих медитаций особо не нагружай ни голову, ни тело. Лучше всего – походи туда-сюда минут 20 с ощущением тепла в животе, или вибрации в тебе и ложись спать с этим же ощущением.