Заповеди
боевой морали Шаолиньского монастыря
Первым
кодексом шаолиньского удэ стали десять
коротких правил, сформулированных
фактическим создателем канонического
шаолиньского ушу Цзюэюанем в 30-х
годах XIII в. Они получили название
«Десять запретов» («Ши цзинь»), по
аналогии с десятью запретами, известными
каждому буддисту. Эти правила касались
десяти запрещенных или «неправедных»
поступков, которые не должен был совершать
монах-боец: отрекаться от учителя (не
соглашаться с учителем), иметь неправедные
(еретические) мысли, обманывать,
неоправданно демонстрировать свое
искусство, воровать, совершать безрассудные
поступки, совершать злые (преступные)
деяния, нарушать указы и законы, обижать
слабых, пить вино и предаваться разврату.
На
протяжении шести столетий эти правила
формировали собой канон поведения не
только монахов-бойцов монастыря, но и
тысяч светских последователей шаолиньцюань
по всему Китаю.
Со
временем «Десять запретов» получили
свое осмысление непосредственно в
терминах боевых искусств, хотя в течение
долгого периода их чисто «боевая»
трактовка существовала лишь в устном
виде. Наконец в 1915 г. «Шаолиньские
заповеди» были
опубликованы в книге известного мастера
ушу и адепта шаолиньской традиции Цзунь
Воцзи «Тайные речения Шаолиньского
ушу». Приведем некоторые из них:
- «Основная цель того, кто изучает нашу технику заключается в том, чтобы укреплять тело и дух. Учащийся обязан заниматься с рассвета до заката и не должен прекращать занятия, когда ему вздумается.
- Совершенствующийся в боевом ремесле делает это лишь ради самозащиты, укрепляя собственную кровь и циркуляцию ци, воспитывает в себе смелость и отвагу в бою. Тот, кто нарушает этот принцип, совершает то же преступление, что и нарушающий буддийские предписания.
- Ежедневно общаясь с наставником, необходимо быть предельно уважительным к нему. Нельзя совершать поступки, в которых сквозит заносчивость или пренебрежение.
- В отношении собратьев следует вести себя мягко и обходительно, быть искренним и не допускать обмана. Нельзя, бравируя силой, обижать слабого.
- Если во время странствия встретишь мирянина, главное, что при этом необходимо — терпеливо, снисходя к низшему, стараться спасти его, нельзя необдуманно демонстрировать свое умение.
- Каждый, кто познал методы шаолиньских учителей, не должен пускать в ход силу для выяснения отношений. Если он вдруг встретит человека, неизвестно откуда пришедшего, он должен сначала поместить левую ладонь на уровень бровей; Если странник принадлежит к той же школе, он должен ответить знаком правой ладони, дабы по нему они узнали друг друга и оказывали друг другу помощь, выражая дружеские чувства к товарищу по Учению.
- Употребление вина и мяса является тяжелейшим грехом в буддизме. Следует благоговейно придерживаться этого запрета, никогда его не преступая. Употребление вина отнимает волю, а мясо ослабляет дух.
- Увлечение женщинами и мужеложством неизбежно встретит гнев Неба, тому же это непростительно с точки зрения буддизма. Все последователи нашей чаньской школы не должны забывать об этом строжайшем запрете.
- Не следует необдуманно обучать технике последователей-мирян, дабы избежать вреда, который может принести это обучение в мир, в нарушение основных принципов буддизма. Если же ты твердо уверен, что природа и характер человека чисты и беспорочны, а в учении он не дерзок и не бесчеловечен, то можно начинать передачу ему патры и рясы (т. е. учения — AM.). Но если он впадет в грех и увлечется вином и развратом, то надо взять клятву с этого человека, дабы впредь он соблюдал правила приличия. Нельзя, однажды добившись от него энтузиазма в обучении, сразу же поверить, что это на всю жизнь. Таков первостепенный и наиважнейший принцип нашей школы ни в коем случае им нельзя пренебрегать.
- Остерегайся духа соперничества, избегай также привычки к самовосхвалению. Этим ты убиваешь сам себя, к тому же отравляешь и других, даже неизвестно, скольких. Жизненным принципом таких людей, практикующих боевые искусства, является либо бахвальство своим умением, либо жажда обогащения, поэтому все это — лишь пена, выходящая за пределы оснований ушу. Такие люди являются отбросами чаньской школы. Принесшему позор в этот мир через короткое время воздается смертью. Разве в этом смысл искусства, созданного первоучителями?! Все последователи должны крепко-накрепко запомнить это».
В
середине 20-30 гг. нашего века каноническим
становятся “боевые уложение” (у се),
созданные настоятелем монастыря,
представителем 30-го поколения шаолиньских
бой-цов Чжэньсюем (1893-1955): “Боевая мораль
воспитывает прекрасных наставников, а
из трудностей вырастают великие мастера.
Обучаясь боевому искусству, сначала
получают удары и с улыбкой на лице
встречают обман со стороны других. В
спокойствии надо переносить удары
противника и никогда нельзя начинать
поединок пер-вым. Избегай дурных поступков
и тогда с радостью воспримешь душу
первоучителей» Понятие удэ — «боевой
морали» или «благодати бойца» — может
толковаться весьма расширительно в
шаолиньской традиции. Например, сегодня
под него подпадают такие аспекты как
особенности ношения традиционной одежды
монахов, ее покрой, цвет, характерное
складывание рясы, тонкости питания,
соблюдение распорядка дня и режима
тренировок. Существуют и устные
дисциплинарные предписания и обеты,
также относящиеся к категории удэ,
которые посвященный монах не должен
открывать мирянам
Одним
из самых известных бойцов за всю историю
Шаолиньсы стал Мяосин (мирское имя —
Се Мэнвэнь), прозванный «Золотой архат»,
который исполнял обязанности старшего
наставника по ушу, а позже и настоятеля
в 20-х гг. нашего века. Он был «благочестив,
соблюдал все буддийские правила, был
искусен в ушу и литературе». Тем не менее
этот добродетельный человек, выступая
вместе с отрядом монахов на стороне
одного из местных лидеров-милитаристов,
с успехом использовал в бою даже
огнестрельное оружие, разя противников
с коня. Именно Мяосину принадлежит одна
из последних крупных редакций шаолиньского
удэ, которые были обобщены под
названием «Пять
запретов и семь вредоносных факторов».
«Пять
запретов»:
«Первое
— сторонись нерадивости и лени, второе
— сторонись гордыни и похвальбы,
третье — сторонись вспыльчивости и
суетливости, четвертое — избегай
перескакивать через установленные
ступени, пятое — избегай чрезмерного
увлечения вином и женщинами».
«Семь
вредоносных факторов» заключались
в следующем: «Первый — сексуальные
связи вредят семени, второй — вспышки
гнева вредят ци, третье — мучительные
раздумья угнетают дух, четвертый —
зависть вредит сердцу, пятый — излишества
в напитках и питании вредят крови, шестой
— ленивый образ жизни вредит мышцам,
седьмое — суетливость вредит костям».
Не
сложно заметить, что правила Мяосина,
также как и ряд старых Шаолиньских
кодексов, по сути повторяли обычные
буддийские предписания. По сути, это
означает, что шаолиньская практика
боевых искусств воспринималась как
абсолютно естественная часть монашеской
жизни