Wednesday, August 27, 2014

ELUL - Jewish Calendar

Еврейский календарь

Элуль. Пробуждение «больших мозгов»...
Рав Ашер Кушнир, темы: Ашер Кушнир, Тшува, Раскаяние, Элуль, Рош Ашана
Элуль. Пробуждение «больших мозгов»...
Стенограмма аудиолекции рава Ашера Кушнира «Элуль. Пробуждение Больших Мозгов»

Добрый вечер. Наша тема — Элуль. Элуль — название шестого месяца еврейского календаря. За ним седьмой месяц — Тишрей, который начинается с Рош а-Шана, а затем, через 10 дней — Йом Кипур. Получается, что Элуль — преддверие этих дней строгости и суда, Грозных Дней. Элуль — особый месяц.

Поделюсь своими свежими впечатлениями. Недавно пришлось ехать на семинар за границу. И, естественно, путь туда и обратно лежал через аэропорт. Там заметил необыкновенное оживление, все радостно жуют жвачку, весело беседуют, кто уже загорел, а кто ещё бледный. И тут вспомнил, что сейчас сезон: август, сентябрь и люди во всем мире едут в отпуск, погулять.

И вот интересно, именно в эти дни, когда во всем мире вершина веселья, отдых и расслабление, у евреев жуть — одни страхи. Элуль!!! Караул!!! У евреев пришло время страха, ответственности за то… как в отпуск съездил. Имеется в виду, как год прожит — как в отпуске?! Пришел Элуль. Кто живет еврейской жизнью, для того Элуль — особое время, время проверки себя: я такой же, как был год назад, или все же изменился, хоть чуть-чуть? Это время самоанализа и исправления своих дел, улучшения самого себя — тшува называется.

Рассказывают, что в былые времена от одного слова «Элуль» в дрожь бросало. Слышал историю, как в одном из еврейских местечек поссорились два торговца. Разногласия быстро перешли в громкий спор, начался крик, и вдруг возле них открылось окно и женщина крикнула: «Элуль!». Спорщики тут же замолкли и разошлись. Почему? Были времена, когда евреи жили с ощущением приближения Рош а-Шана. Скоро Йом Кипур, наступают Грозные Дни, день суда над человеком. Если человек осознает, что есть Творец и он сам — творение, и все судится, и вся его судьба устанавливается в эти дни, это не может оставить его равнодушным. Это время ответственности! Но если человек просто живет, без осознания смысла существования, без особой ответственности, то это время отпуска…

Почему не приходит пробуждение?

Рассказывают, что один еврей во время сталинских репрессий шел мирно по Москве. И вдруг около него останавливается «черный ворон», выскакивает из него мужик в черной кожанке: «Ты Абрам?». Тот, не успевая подумать, ответил: «Да». Мужик его хватает за шкирку, запихивает в машину: «Мы едем на суд». У того от испуга дрожь по всему телу, зубами начал стучать, всё, конец. И вдруг машина резко останавливается, энкавэдэшник выскакивает, вытаскивает полумертвого Абрашу, ставит к стенке и говорит:

— Ты еврей, признавайся?

— Да.

— Отлично, сегодня Йом Кипур, День Суда! Вот синагога, надо миньян дополнить.

— Й-й-й-йом Кипур?.. Ты что, с ума сошёл!!!? Я чуть от страха не умер!!! Я думал настоящий суд, а тут Йом Кипур!!!

Так и у нас. Боимся только того, что конкретно и ощутимо. Суд человеческий — ясно, страх Б-жий! А вот что Суд Б-жий и организовал этот суд человеческий — нет разума просчитать, нет понимания, что то, что сейчас, назначено было тогда.

Рассказывают, как на похоронах кто-то спросил: «А что с ним случилось?». Ответили, что усопший простудился две недели назад, и вот — видите… Услышав это, рав Шмулевич сказал: «Неверно. Он простудился не две недели назад, а в Рош а-Шана». Все, что случится с человеком в течение года, устанавливается в эти дни.

Но человек этого не хочет понимать, не хочет принимать. Это точно соответствует схеме собачьего разума. Если, скажем, какой-то нехороший человек попытается побить собаку палкой, как она отреагирует? Странное дело, но вместо того, чтобы покусать в ответ обидчика, она кусает… палку. Собака с ее мозгами понимает, что её бьет палка. И, действительно, ей непосредственно достается от палки. Это то, что конкретно бьёт её по носу. Но кто палку держит?

Чтобы это понять, надо иметь разум не как у «близорукой» собаки, погруженный в этот мир — только то, что под носом, и не более. А разум, способный приподняться над этим миром, способный увидеть, кто «палку» держит, Кто суд устраивает. Тогда и придет тот самый страх Элуля…

Мозги Большие и Малые

Давайте скажем это языком более профессиональным. Наши мудрецы указывают, что у человека есть два вида разума. Один они называют мохин дэ-катнут — «мозги малые», детские, недоразвитые, ограниченные, несдержанные. А другой вид — мохин дэ-гадлут, «мозги большие», взрослые, созревшие, уравновешенные. Когда человек встречается с некой реальностью или какой-то проблемой, он может это оценить и решить то ли «мозгами большими», то ли «маленькими».

Если будут пользоваться «маленькими мозгами», то всё внимание уйдёт исключительно на последствия самой проблемы, без более широкого и общего взгляда на неё. Всё это исходит из желания решить проблему тут же, в лоб, получить результат сразу. Вначале потушу то, что горит, а потом думать буду. Так к корню проблемы не приходят и всё время тушат пожары, не замечая, что сами их разжигают.

В отличие от этого, «большие мозги» способны подняться над точечной, конкретной проблемой и охватить весь её объём, все, что её порождает, и тем самым дают возможность исправить корень проблемы. Это становится возможным, потому, что «большие мозги» не торопятся делать выводы, а спокойно оценивают ситуацию, без нервов и пустой суеты. Это признак душевной зрелости человека.

Надеюсь, теперь становится яснее, что «маленькие мозги» — это в какой-то степени те самые «мозги собаки». Они способны понять только непосредственную причину, то, что их бьёт по носу. В отличие от этого, «большие мозги» способны понять причину причин, причину духовную, способны видеть всю картину в целом и рассмотреть, кто «палку» держит. Поэтому только «большие мозги» способны испытывать тот самый осознанный страх: а что будет? В отличие от этого «маленькие мозги» могут также испытывать страх, но только непосредственный…

Где прячутся «большие мозги»?

И тут, по-видимому, возникает вопрос: а что это за «большие мозги»? Они у нас есть или отсутствуют? Судя по общей беспечной атмосфере этих дней, вроде как мы их в отпуске потеряли… Так что, мы их лишены?

Вовсе нет, они у нас имеются. Творец нас всех ими заранее снабдил, но вот только присутствуют они у нас не в явном состоянии, а в потенциале. Что же им мешает реализоваться? Есть этому много причин.

Одна причина: эти «мозги» в плену у чувств и воображения. Они подкуплены эмоциями, которые шепчут: «Всё нормально, вперёд, будет хорошо; видишь, пока ничего не случилось, значит, так и дальше будет. Полежи — пройдёт; не ищи себе проблем, не думай, мечтай, так живется спокойнее и комфортабельнее…».

Другая причина: у человека всего один «процессор», одна точка концентрации внимания и она, увы, уже активно занята мозговой деятельностью… тех самых «маленьких мозгов». То есть, то место, которым можно было бы размышлять, раскинуть «большими мозгами», уже занято! Чем? В основном, бытом, приобретательством, пустыми интересами, разговорами и переживаниями, развлечениями, отдыхом и т.д.

Человек всё время занят обыденным. И когда он сосредоточен только на том, что перед его носом, нет шансов, что он рассмотрит всю жизнь в целом. Когда человек занят только непосредственным событием и интересом, тогда он живёт с ощущением, что каждое такое событие в мире — само по себе, ни с чем вокруг не связано, то есть беспричинно. Поэтому всё кажется случайным — ни с того, ни с сего заболел; случайно врезался; пошёл купаться в море и неожиданно утонул… И не только события трагические, но и всё остальное — кажется случайным.

А если всё вокруг случайно, то и бояться нечего! Ведь как человек рассуждает? Со мной это не случится…

Вот это и есть жизнь «маленькими мозгами». В них страх наказания не может пробудиться! Для того, чтобы понять, кто палку держит, надо пробудить «мозги большие». Они у нас есть, надо только их пробудить!

Вот это время их пробуждения и подошло. Его называют Элуль. Тридцать дней перед Рош а-Шана, перед определением судьбы человека. И чем же в это время надо заняться? Как, надеюсь, все понимают, надо начать «вправлять себе мозги», желательно, побольше. И когда они появятся, тут же начнётся настоящая подготовка к Судным Дням, «до того, как», за месяц.

Для чего нужно пробуждение за месяц?

Правомерно спросить, а для чего так рано начинать? Вот придёт Рош а-Шана, и тогда можно прийти в ужас и начать клянчить о хорошей судьбе. В молитве Йом Кипура, между прочим, быстренько проанализировать свою жизнь и сделать «тшуву». Вроде, в теории это возможно, но на практике вряд ли осуществимо. Невозможно сделать отчёт о жизни за год и исправить себя в течение нескольких часов. Единственная возможность — заранее, в течение тридцати дней, не спеша, разобрать события завершающегося года, заранее «потренироваться» в тшуве. Для этого и есть Элуль.

Это как в армии. Не посылают неподготовленного молодого солдата сразу в бой в надежде, что в процессе сражения он научится пользоваться оружием. Так не получится, он только растеряется и потеряет голову и в прямом смысле, и в переносном. Поэтому принято: вначале необходимо пройти курс молодого бойца, ложись, вставай, прыгай, бегай, разбери, собери, ещё раз и ещё раз, и так много дней, пока постепенно не подготовимся к реальному бою.

Так и месяц Элуль. Это курс подготовки к Судным Дням. К ним нельзя оказаться готовым вдруг. Чтобы плакалось в Йом Кипур, надо начать тренироваться до того.

Рассказывают, как по окончании Первой мировой войны одно еврейское местечко оказалось разделено: одна часть в одном государстве, другая — в другом. Граница стала проходить посередине. Кроме всех прочих бед оказалось, что кладбище осталось по эту сторону. Представляете, какой переполох начался, когда появился первый усопший по ту сторону? Где мы его будем хоронить? Стали просить, умолять, писать петиции, дали взятку, и, в конечном итоге, им разрешили хоронить за границей. И вот процессия отправилась. Все идут за гробом, плачут, музыканты играют похоронный марш. Дошли до границы, тут же для них подняли шлагбаум, и все прошли на другую сторону. Похоронили, как положено, пошли назад, снова границу открыли, и все благополучно вернулись домой.

Там, среди участников процессии был Абраша. Когда шлагбаум на обратном пути свободно открылся, их никто не проверил и они оказались уже в своем государстве, он посмотрел на Арончика, а Арончик на Абрашу, и глаза их засветились. Они подумали об одном и том же: пересечь границу с такой легкостью и с пустыми карманами!? Абраша с Арончиком были опытными контрабандистами, ситуацию оценили моментально, стали ждать и готовиться. Когда появился следующий покойник, они тут же присоединились к процессии, но их карманы уже были полны товаром. Снова подошли к границе, дали им свободно пройти, на кладбище они успели незаметно совершить сделку и благополучно вернулись.

Дело пошло. Каждый раз, когда кто-то умирал, они совершали очень неплохие сделки. Все было прекрасно до того момента, когда произошла непредвиденная заминка. Появилась проблема: возник дефицит покойников, народ перестал умирать. Что делать? Абраша с Арончиком думали-думали, и им пришло в голову оригинальное и самое простое решение проблемы: разве нужен покойник, чтобы по городу прошлась похоронная процессия? Более того, чем занимать гроб покойником, можно использовать его для увеличения оборота торговли. Тут же всё сварганили, подготовили гроб побольше, договорились с людьми, которые обещали за умеренную плату поплакать, наняли музыкантов, чтобы создали им естественный фон, помолились и отправились в путь. Все прошло как по маслу. Они подошли к границе, Абраша махнул рукой пограничникам, те открыли шлагбаум, все спокойно перешли, на кладбище сделали вид, что хоронят, тут же поменяли товар на деньги и повернули назад. Подошли к границе, им спокойно открыли, и все вернулись по домам. Операция «Похороны» завершилась удачно. Абраша с Арончиком были просто ошарашены успехом. Им захотелось его повторить. Что они сделали? Повторили. И быстро вошли во вкус. К удивлению жителей местечка плач, музыка и т.д. начали раздаваться почти каждый день. Население стало виртуально умирать. Снова и снова на улицах та же картина — похоронная процессия, все идут за гробом, плачут, подходят к границе, Абраша машет рукой, шлагбаум открывается, совершается сделка и все благополучно возвращаются.

И так — пока не стало рутиной. Все к этому привыкли и на каком-то этапе потеряли бдительность. Однажды, когда они шли за гробом, кто-то рассказал анекдот, все рассмеялись, музыканты тоже в весёлом расположении духа были, стали играть польку. Вот так они свободно подошли к границе, Абраша с улыбкой по-деловому помахал рукой: «Давай, открывай, что, не видишь, похоронная процессия идет!?». А пограничник смотрит: чего-то не то, странно, и позвал офицера. А офицер давно обратил внимание, что тут их каждый день покойники тревожат, и так все подозрительно было. Приказал: «Открывай гроб!». В этот момент все участники испугались, встрепенулись и стали протестовать: «Нельзя! Мертвец! Осквернение!». Офицер уперся и приказал вскрыть. Солдаты открыли гроб. И в этот момент возмущённые крики в один момент прекратились и вместо этого все жалобно заплакали: «Мы думали, что там покойник. Ой! А где мертвец? Это не мы, пожалейте…».

Сказал им офицер: «Глупцы! Если бы вы плакали до того, то вам бы не пришлось плакать сейчас!».

Так и в нашем случае. Мир устроен по этому «прообразу». Кто смеётся вначале, неизбежно потом будет плакать. Но кто поймёт, что «до того как» надо плакать, сможет смеяться после того… Поэтому надо плакать до того, как придёт День Суда, вот тогда есть шанс, что можно будет смеяться весь год. Надо тренироваться плакать.

Да, нам в прямом смысле не помешает плакать. Слёзы «до того, как» подготавливают, создают серьёзный настрой, делают возможной истинную самооценку, и как результат — дают возможность не плакать «после того, как».

И вообще, то, как человек готовится к какому-то событию, какое значение придаёт приготовлениям, — свидетельствует и о важности самого события. И это то, что Творец от нас в эти дни больше всего ожидает.

Ведь эти дни Творец дал нам как подарок, и у них есть особые свойства. Эти дни, тридцать дней Элуля и десять дней раскаяния, в общей сложности сорок дней, называют йемэй рацон — «дни благосклонности», «дни желания»! Желания Творца принять наше исправление!

Может, уместно прояснить смысл этих «дней желания», их корень, тогда лучше поймём и тему «Элуль».

Суть сорока «дней благосклонности»

Для этого вернёмся в прошлое, к тому году, когда евреи выходят из Египта. Чудеса, десять казней, море расступается, сорок девять дней подготовки и вот — Синайское откровение, весь народ «слышал картины» и «видел звуки»; так были даны десять заветов. Затем Моше поднимается на гору Синай. Там он получает Небесную Тору. Но в это время внизу народ заволновался. Дело в том, что перед тем, как подняться, Моше предупреждает, что он спустится через сорок дней и сорок ночей. Весь вопрос: тот день, когда он отправился в путь, тоже считается или нет? Они решили, что надо принять его в расчет, и стали ждать. Ждут-ждут, смотрят на часы, но, увы, нет Моше. Как так?

Их особое нетерпение было вызвано колоссальным желанием быстрее узнать: а что Моше оттуда с собой принесёт? Ведь перед тем, как Моше поднялся, чтобы получить Тору, они с большим воодушевлением на вопрос «А хотите ли вы её получить?», ответили: «Конечно, более того, мы её сразу начнём исполнять, а потом поймём» — наасэ вэ-нишма. То есть, образно говоря, подписались на чистом листе бумаги, заверив: все, что туда будет вписано, выполним! Но… В течение сорока дней ожидания воодушевление как-то приутихло. Почему? Как-то стало боязно. Ведь, может быть, им запретят то, что они любят, к чему привыкли и что нравится…

Поэтому подспудно им уже не так хотелось, чтобы Моше вернулся. Осталось только со страхом ждать. И когда по их ошибочному подсчету он должен был спуститься с горы Синай, но этого не произошло, кто-то первым спросил: «А как Моше, человек, там продержался сорок дней без еды, без воды?». Другой голос подхватил: «Никакой человек в таких условиях выжить не может». А третий уже понял: «Моше не выжил». А четвертый спросил: «Чего? Так Моше умер?». И тогда стали раздаваться уже утверждения: «Ах, Моше умер!». И слух об этом пронёсся, как молния, по всему стану.

Они хотели ошибиться, поэтому ошиблись. Они услышали то, что хотели услышать. Когда люди впадают в такое состояние, власть получает сам Сатан. И чтобы их окончательно убедить в желаемом, он показал им в небесах фата-моргану, виртуальный фильм, как хоронят Моше. Всё! Нет Моше! И тогда всех обуял страх: что с нами будет? Этот человек завел нас сюда, а теперь мы умрем тут! Что делать? Давайте сделаем себе другого посредника. И тогда они сотворили себе «золотого тельца». И как только это им удалось, сразу же устроили застолье и свистопляску. И тут, как и обещал, точно в срок, спускается Моше со Скрижалями Завета, весь светится в святости. Он их с огромными усилиями принес для своего святого народа, а те… И тогда, увидев происходящее, он решает эти чудесные Скрижали Завета разбить. Ведь некому было их принимать. Это трагедия произошла 17 Тамуза.

И хотя народ быстро понял свою ошибку, дело было сделано. Что оставалось? Просить прощения. И действительно, они во главе с Моше стали молиться, просить прощения. Это также продолжалось сорок дней и сорок ночей, пока Творец не позволил Моше снова подняться на гору Синай. Это произошло 1 Элуля. О! Подобрались к нашей теме. В этот день, чтобы снова не перепутать, когда именно Моше поднялся на гору Синай, протрубили в шофар — вот сейчас Моше поднимается на гору Синай. И снова он пребывает там сорок дней и сорок ночей и получает Тору, но другую, и другие Скрижали Завета. В тот день, когда он спустился, грех золотого тельца был прощён. Это произошло 10 Тишрея. Поэтому этот день установлен на все поколения как день всепрощения — Йом Киппур.

То есть, весь процесс прощения и исправления начался с 1 Элуля и продолжался до 10 Тишрея, в общей сложности сорок дней. В эти дни Творец окончательно простил еврейский народ. Так вот, такая возможность, установленная тогда, сохранилась на все поколения. Каждый год в эти дни проявляется желание Творца простить, приблизиться к Своему народу. Это было великим проявлением милосердия — хесед — со стороны Творца, ведь пришлось выдавать все по второму разу — Тору другую, Скрижали Завета другие.

Важно заметить, что если бы народ Израиля не согрешил, он бы в эти дни удостоился влияния тех первых, необыкновенно высоких «сорока дней желания», тех дней, когда Моше был на горе Синай в первый раз. Но изначально было предусмотрено: если народ согрешит, влияние этих дней сохранится, но будет другого качества, как для баалей тшува, для тех, кто исправили себя.

Вот это и осталось на все поколения — «сорок дней желания», тридцать дней месяца Элуль и еще десять дней раскаяния от Рош а-Шана и до Йом Кипура — вершины очищения. В общем, сорок дней благосклонности Творца и нашего желания исправления.

Что особенного в числе 40?

40 — это число очищения и насыщения. Стоит привести несколько примеров, на первый взгляд не имеющих между собой ничего общего.

Потоп длился 40 дней. Народ Израиля должен был 40 лет ходить по пустыне. Миква должна вмещать 40 сэа — 40 мер объёма. Есть обычай ходить молиться 40 дней подряд к Стене Плача. За 40 дней до зачатия известно, кто суженая. Душа входит в зародыш на сороковой день. Общий знаменатель — изменение и новое качество достигается как бы сорокакратным усилием. Число 40 обозначается буквой мэм. Она имеет форму четырёхугольника. Четыре — это женское начало. Только оно может создавать новое, поэтому у нас были четыре праматери. Это, коротко и намёком, о числе 40.

Теперь, надеюсь, яснее становится, что эти сорок дней дают возможность изменения и создания чего-то нового!

И если раскинем большими мозгами, теми самыми, которые могут понять причину причин, способны охватить общую картину, сможем ощутить страх и трепет перед Небесным Судом и тогда исправиться, стать другими людьми, чуть более исправленными. Этот разум подскажет нам, что именно в эти дни дана нам возможность очиститься и измениться больше всего. Это сорок дней, когда связь между евреем и Творцом желанна. В эти дни Сам Творец благосклонен к тем, кто желает того же, как в те сорок дней пребывания Моше на горе Синай. Надо только хотеть, сейчас, в это время легче пробудиться…

Не пропустить эти дни!

В принципе, так устроен мир. Всему своё время. Есть время, когда почва принимает посев, а есть — когда не принимает. Есть установленное время движения транспорта. Автобус выезжает именно в это время, в другое его нет, сколько не жди. И не помогут никакие отговорки, что не было времени, забыл, устал. В более понятной форме: когда дают — именно в это время надо брать, не до того и не после. Всему свое время. Так и Элуль. Творец благосклонен сейчас, значит, надо «брать» сейчас, не упустить момент.

Как в той притче. Её рассказывают, чтобы продемонстрировать в образной форме чудесное свойство времени Элуля.

У одного царя был обычай: в определенное время раз в году «выходить в народ». И вот однажды жителям одной деревни стало известно, что царь их должен посетить. Можно представить, как все стали готовиться, чистить, белить, красить, готовиться к приезду царя. В назначенное время все вышли встречать царя. Ждут-ждут, но что-то его нет. Среди встречающих находился и наш Абраша. Его ожидание чуть утомило: «Что я буду терять время, я так устал с этой подготовкой, пойду чуть прилягу, ничего страшного, когда царь приедет, быстренько встану и тоже выйду ему навстречу». Так, в полном спокойствии Абраша прилег и как заснул… Когда он проснулся и выбежал на улицу, то только увидел вдали пыль от «царского выезда».

— А где царь?

— Ты где был? Он уже уехал.

Абраша схватился за голову: «Как? Пропустил Царя! Ведь можно было у него все попросить в этот момент!». Начал волосы на себе рвать и тут же побежал за царской колонной. Бежит-бежит, но, естественно, царские кони быстрые, и когда Абраша добрался до царского дворца, царь уже скрылся внутри. Абраша тут же попытался туда прорваться: «Пустите, у нас только что царь был в деревне». А ему стражники:

— Нельзя!

— А почему, только на пару минут опоздал?

— Нельзя! Просить царя лицом к лицу можно, когда он сам пришел к тебе в деревню, сам этого возжелал и находится внизу, а тут — царский дворец, вход запрещен.

Это и есть притча для нас. Не стоит приходить в магазин в день после распродажи, цены уже другие. Не надо обижаться, что не помиловали, если не потрудились вовремя написать прошение о помиловании. Не поможет забить гол, когда матч уже закончился. Всему свое время. Вот так и время настоящее, сейчас. Это время, когда Творец, как добрый отец, жаждет встречи с нами, «спустился» к нам, и главное — не упустить эту возможность. И надо это сильно хотеть. Расскажу ещё одну известную притчу.

Один мальчик сидел на песке на берегу моря и играл. Проходит мимо взрослый дядя и говорит ему: «Мальчик, ты чего не идешь в тень, все дети там, в тени играют». А тот ему: «Нет, я не могу, жду, когда тут проплывёт большой корабль. Я ему помашу флажком, и я хочу увидеть, как капитан мне тоже помашет флажком». Прохожий удивился: «Ты что? Что за фантазии? Ты, видимо, перегрелся на солнце, иди в тенёк. Тебя же отсюда не видно!» — «Не, у капитана есть бинокль» — «Чего вдруг этот капитан вообще будет смотреть на берег? Ему что, делать нечего? И почему ты так в этом уверен?». Ответил мальчик: «Капитан — это мой папа…».

Нам в какой-то степени не хватает простоты веры этого ребёнка. Мы только должны посидеть под ярким солнцем самопроверки, и Творец нам помашет сверху. Да, Он в эти дни наш добрый отец. Надо только открыть Ему дверь, не лениться и не закрываться. Снова лучше выразить эту мысль в притче.

Рассказывают об одном отце, который вынужден был уехать на заработки за океан, чтобы помочь любимому сыну. Прошли годы, в его сердце пробудилась необыкновенная тоска по сыну, и он решил его навестить. Послал телеграмму: «Я прибываю в такой-то день». И отправился в путь, предчувствуя необыкновенную радость встречи с сыном. Каждый день в дороге он рисовал картины встречи. И вот, наконец, приходит тот самый день, и уже виден берег, корабль пришвартовывается, отец внимательно смотрит, где сын, там внизу много людей. Но сына не видит. Решил сойти вниз, ищет, наверняка, сын тут, он просто меня не находит. Но время идёт, сына нет. Отец обращает внимание, что вокруг уже не осталось никого, он один стоит. Подумал: видимо, что-то случилось, не мог сын приехать в порт. «Не страшно». Нанял телегу и доехал до железнодорожной станции. Подумал: «Сын не мог приехать в порт, он меня наверняка ждет у себя в городе на вокзале». Купил билет на поезд и поехал. Через несколько часов поезд прибывает в этот город. Отец опять выходит в напряжении, вот сейчас сын наверняка его встретит, и он сможет обнять его. Смотрит вправо, влево, никого нет. «Что-то случилось у сына, скорее всего, он ждет меня дома, он приготовил великолепный прием и ждет меня». Отец снова нанял телегу, которая довезла его до дома сына. Сердце бьется, он поднимается по лестнице, видит дверь, на двери имя его сына, он стучится в эту дверь: сейчас она распахнется, и я увижу сына… Он снова стучится, но никто не отвечает. Снова стучится и вдруг слышит голос сына: «Эй, кто там?» — «Это папа, это твой отец!!!». А сын раздражённо отвечает: «Я уже ноги помыл, пижаму одел, устал, завтра встретимся». Можно только себе представить, какую боль испытал отец. Он тут же — бегом на железнодорожную станцию, оттуда — первым поездом в порт и еще успевает захватить тот самый корабль. И с разбитым сердцем возвращается к себе домой. А сын утром встал, начал искать отца тут, там, побежал искать на вокзал, по всем гостиницам вокруг, а отца уже нет. Как больно было отцу, как много боли будет и у сына из-за этой потери…

Так и с нами. Творец желает нашего пробуждения сейчас! Он стучится к нам в дверь! А мы… уже помылись, шорты надели, не можем от «книги морд» (facebook) оторваться. «Пап, не сейчас, потом, дай досмотреть…». Ой, как нам мешают «маленькие мозги», как они управляют нами…

От чего надо пробудиться?

Из-за них современный человек постоянно в беготне, нет времени. И это уже не бег по жизни, а, в основном, от нее. Он все время занят маленькими мыслями, маленькими делами, все время решает проблемы, которые сам себе создал. Все превратилось в рутину, нет возможности остановиться и задуматься. Утром поел, потом работа, вечером покушал, затем «Одноклассники» и вот… с женой поругался. Чего она хочет, не понимаю… Завтра — утром поел, потом снова работа, вечером покушал, и опять «Одноклассники», и еще раз поругался с женой, и в этот раз — непонятно, из-за чего… Летит и не понимает, что можно без Ой-фона, Под-фона, что не надо на все кнопки жать и все время договариваться по телефону, тут послал, там послали, проверять Е-мэйл снова и снова… И тут Элуль!!! Ту-у-у! ту-ту-ту! Остановись! Куда несешься, может, надо совсем в другую сторону?!

Пройдитесь утром около любой синагоги, там трубят в шофар, для нас это должно быть как сирена, как призыв: раскинь мозгами! Остановись!

Мир устроен по-другому

Человек бегает по миру с ощущением, что то, что было, то и будет. Он полностью управляет своей жизнью, каждый день практически проходит как по плану — дом, работа, дом. Он хозяин. Планировал съездить на курорт и съездил, все под контролем. Человек бежит с ощущением, что он вечен и сам себя создал. Он властитель судьбы…

Но если только чуть-чуть приостановиться и задуматься: да, я родился, но не по своей воле. Можно даже сказать, насилие надо мной произвели, никто не спросил, хочу я или не хочу на этот свет появиться. Затем человек медленно начинает расти, и снова почему-то никто не интересуется, а хочет он этого или не хочет. А, может быть, ему лучше остаться пятилетним? Так проще: ни за что не отвечаю, все за мной бегают, кормят, а я им язык показываю, здорово! Но, увы, никто не спрашивает и человек растёт, как запрограммированное устройство. А когда вырос, стал учить науки, то обратил внимание, что человек — колоссальный завод: ест, дышит, переваривает, сердце бьётся, все клетки постепенно меняются. Все органы функционируют сами по себе, без осознанного вмешательства со стороны человека, всё дано как подарок. И так человек живёт и хочет жить вечно, но, увы, приходиться умирать. И это снова происходит… не по его воле.

Получается, что человек приходит в этот мир — не по своей воле, живёт в нём — не по своей воле и покидает его — не по своей воле. Но при этом кричит: «Я управляю, я планирую, я всего добился сам, я — Б-г!» Но такого «бога» кто-то произвёл на свет, кто-то дал ему витальную силу, кто-то её в конце забрал. Увы, в промежутке, между рождением и смертью, пока человек здоров и ничто непосредственно не угрожает, он живёт и видит только то, что находится под его носом. Только маленькие мозги работают. А они не в состоянии охватить всю жизнь. Поэтому ощущение, что я управляю, всё в моей власти, я, я, я…

Что есть эти семьдесят-восемьдесят лет подаренной нам жизни? Спросите людей постарше. Они расскажут, что жизнь прошла как одно мгновение. Так для чего она была нам дана? Для еды, сна и развлечений? Чтобы узнать и умереть? Двигать прогресс — для чего? Для всех последующих поколений, которые тоже его будут двигать? Так для кого это всё там, в конце? Естественно, не имеется в виду, что его не надо двигать вообще, но видеть в этом смысл жизни?!! Ну, уже будут телефон, телевизор и компьютер умяты в визитную карточку или даже прямо впаяны в мозг, и роботы будут всё за нас делать, летать будем с одного края в другой на гиперзвуковой скорости, здорово!!! Но что это изменит? Ведь как бы человечество ни продвигалось, останется тот же непреходящий, древний вопрос: а для чего? Для чего летать? Что по супертелефону будем говорить? Что на тонком экране будем показывать? Ведь уже сейчас всё, что можно было показать, свободно показывают?

Всё, что составляет основу жизни, — не меняется. Навсегда останется тот же вечный вопрос: а для чего нам эта жизнь была дана? Неужели всё бессмысленно? Прожить, промучиться, лелеять мечты и в конце умереть? А если в конце умирать, то для чего надо было рождаться? Неужели не несём ответственность за всю подаренную нам жизнь? Для чего же нам её дали?

Расскажу вам ещё одну притчу. Она чуть этот вопрос прояснит, а может, и пробудит.

Рассказывается, что у одного царя было три сына. Со временем они подросли, и царь захотел их возвысить и дать им возможность сыграть важную роль в своем царстве. Но, увы, согласно законам его царства высокие должности мог получить только тот, кто себя как-то проявит и чьи деяния будут свидетельствовать о его мудрости и смышлености. Делать нечего, царь послал своих сыновей в путешествие на далекий особый остров. Может быть, там проявится их мудрость, и тогда можно будет им дать высокие должности в царстве. Сказано — сделано, и три брата отправились в дорогу. Плыли, плыли, пока не доплыли, высадились на крутой каменный берег и пошли осматривать остров. Поднялись на горку и издалека увидели огромный цветущий сад. И тут же отправились к нему. К их удивлению, сад был окружен забором, а на входе сидели три необыкновенных человека: один очень-очень престарелый, весь седой-седой, второй — измученный болезнями, все его тело было покрыто язвами, третий — сразу видно по лицу, что мудрец, его лицо излучало сияние. Каждый из них обратился к братьям и дал им совет-предупреждение.

Первый сказал: «Вы можете войти в этот сад, но знайте, что придет время и надо его будет обязательно покинуть, нет возможности там оставаться постоянно».

Второй сказал: «В саду есть много плодов, ешьте сколько угодно, но знайте, что не сможете ничего вынести из сада».

Третий сказал: «Остерегайтесь, когда будете есть плоды этого сада, выбирайте только то, что вам будет полезно».

Братья выслушали, тут же зашли в сад и просто обомлели. Такого они нигде и никогда не видели. Все деревья необыкновенно благоухали, и их ветви сгибались под тяжестью спелых плодов. Везде порхали птички, канареечки заливались песнями. Цветы различных форм и запахов росли везде, где только глаз мог видеть. Посреди сада текла речка с хрустальной чистой водой, и видно было, как там рыбки резвятся. От нее шло орошение по всему саду. Во всем проявлялась необыкновенная мудрость архитекторов этого сада. Везде они обнаруживали драгоценные камни, изумруды, алмазы, в каждой ракушке видны были необыкновенной красоты жемчужины. Братья, просто пораженные, стали бродить по саду с открытым ртом. Стали есть, пить, получать удовольствие. Но через несколько дней пути их разошлись.

Первого брата необычайно пленили вкусные плоды. И он стал проводить всё время в тестировании того или иного дерева. С утра забирался на них и там просиживал целый день, дегустируя плод за плодом. Иногда только спускался к ручью попить. И так, со вкусом, у него проходил день за днем.

Второй брат тоже хотел вкусить плодов, но сумел себя преодолеть. Его заняли дела более важные. Он стал собирать драгоценные камни, золото, серебро, все карманы забил, потом взял рубашку, сделал из нее мешок и в него стал набирать. Времени на еду не тратил, страдал, практически не ел, и так в накоплении драгоценностей у него проходил день за днем.

А вот третьего брата привлекло устройство сада, и он начал изучать различные растения и животных, которые были в саду, их повадки, стал исследовать всю гидросистему, откуда поступает вода, как она распределяется по саду. Он понял, что этот сад был спроектирован и насажен с огромной мудростью. Он стал искать, кто его создал. В процессе исследования в какой-то скрытой пещере обнаружил чертежи сада, сделанные руками самого проектировщика. Это еще больше прояснило ему мудрость, заложенную в этот сад. Так у него проходили дни. Время от времени он немного отведывал от чудесных плодов сада, тут и там находил драгоценный камень и походя клал его в себе в карман.

И вдруг в один прекрасный день является посланник царя: «Бегом, быстрее, царь вас зовет к себе». Тут же все трое были вынуждены оставить сад и отправиться в обратный путь. Но, увы, первый брат, который успел привыкнуть ко всем прелестям и благоуханиям сада, просто не смог вынести жизни без него и через несколько дней заболел и умер. Второй же вышел из сада с карманами и мешками, переполненными драгоценностями. Тут же охрана схватила его: «Ты что? Тебе же сказали, что ничего нельзя выносить из сада! Казенное имущество!». Тот стал сопротивляться, так его ещё и побили. На нем и так лица не было от усилий, как бы собрать побольше, а тут его вообще «изукрасили» до неузнаваемости. И только третий брат был рад этому посланнику: «Этого дня я и ожидаю!». Он помнил, для чего его сюда послали. «Наконец-то я смогу показать отцу ту мудрость, которую тут приобрел». Несколько драгоценных камней в карманах — только как экспонаты — дали ему вывезти, чтобы показать отцу.

И вот, наконец-то, два оставшихся брата прибыли во дворец. На входе стражники второго сына вообще не признали — царский сын так выглядеть не может — и даже не дали войти в царский дворец, с позором прогнали, заодно ещё раз побили. И только третьего сына приняли с царскими почестями. Мудрость и проницательность светились на его лице. Он вошел туда как настоящий царский сын, предстал перед царём и рассказал обо всем, что видел и исследовал. Отец подошел к нему, подал ему руку и сказал: «Сын мой, ты — единственный, кто достоин этого высокого звания царского сына».

Это притча. Давайте поймём ее смысл. Три сына — три вида людей, которых Творец посылает в этот мир, чтобы они проявили свою мудрость и построили в себе «большие мозги». Когда им приходит время родиться, их предупреждают три посланника, те самые, которых братья встретили на входе в чудесный сад.

Первый — Адам, первый человек. Он самый старый в мире и на основании своего опыта может предостеречь: «Ты приходишь в этот необыкновенно прекрасный и благоуханный мир, наслаждайся им. Но знай, пребывание тут кратковременно, тут постоянный дом не строят, навечно не устраиваются. Тут выдают въездную визу только на такое время, чтобы повеление царя выполнить, и не больше. Из праха ты пришёл, в прах и вернёшься».

Вторым встречает новорожденного многострадальный Иов, измученный всеми видами несчастий, вряд ли кто в мире страдал больше него. Он говорит новорожденному: «Знай, ты приходишь в мир, где есть необыкновенные материальные богатства, но ничего из этого мира в тот не возьмешь, ничего отсюда не вынесешь. Голым человек рождается, голым уходит из этого мира».

И тогда приходит третий, весь светящийся мудростью, наш учитель Моше, и предупреждает: «Тебе дарят кратковременную жизнь в этом мире, не растрачивай ее на пустое и ненужное, не для этого ты сюда пришёл. Жизнь тратят только на то, что ценно для мира грядущего».

Так предостерегают новорожденного, но не все это помнят. Предупреждённые быстро разбиваются на три группы. Первая, попав в этот земной сад, обнаруживает в нём необыкновенные удовольствия. Они тут же бросаются срывать земные плоды, дающие моментальные наслаждения. Как вкусно естся, и какая еда разнообразная! Сколько напитков есть: и пиво, и водка, и Coca-Cola. Можно с девушками погулять и без них. Это жизнь! Но когда придёт смерть, ничего от их жизни не останется. Кто всего себя погрузил в мир материальный, тому нечего делать в мире духовном. Из праха пришел, в тот же прах и вернётся. Ничего духовного от него, увы, не останется. Это первая группа.

Вторая группа, попав на Землю, все время уделяет только обогащению. Есть 100, хочет 200, есть миллион, хочет два. Вся жизнь посвящается одному — встать на ноги. Так они встают на ноги, пока не приходит время их протягивать. Но для чего это накопительство? Ведь ничего из этого мира в тот не возьмём — ни деньги, ни виллу с Кадиллаками, ни модную одежду, ни высокое положение в обществе, ничего. И только душа вернётся к своему Создателю. Но её уже невозможно будет узнать, поэтому ее с позором оттуда изгонят подальше, не дадут приблизиться к Царскому трону. Пошлют в «прачечную», специальное место, где вначале ее нужно почистить, отдраить, отполоскать, выжать… А это очень-очень больно…

И только третья группа удостаивается понять, для чего их душа пришла в этот мир. Но их мало, очень мало. Они помнят все три предостережения, помнят, что их жизнь ограничена, что ничего материального из нее не возьмешь, они понимают, что в этой жизни главное, а что второстепенное. Конечно, нужно и можно пользоваться прелестями этого мира, но это нечто второстепенное, что необходимо для нормального существования, и не более. Главное — то, что ценится там, в мире грядущем — жизнь духовная.

Это напомнило, другую притчу. Стоит её упомянуть, чтобы глубже понять сказанное.

Это притча о космонавтах, которых запустили исследовать далекую звезду. Звездолёт стартовал, и они полетели. Долго-долго летели. И постепенно космонавты забыли, зачем они летят. Стало скучновато, и они решили себя чем-то занять. Устроили конкурсы красоты скафандров, политикой занялись, выборами, сведением счетов друг с другом, соревнованиями, кто больше тюбиков с пищей съест. Отвлеклись. И заодно забыли, что из центра управления, с Земли, видно всё происходящее на звездолёте, а также — что оттуда осуществляется полный контроль за их жизнеобеспечением.

И чем больше с Земли наблюдали, тем больше приходили в беспокойство. Как на них повлиять? Что сделать? Вначале земное командование долго-долго терпело, посылали им намёки, сигналы, время от времени отключали им кислород. Но космонавты не обращали внимания на временные сбои и продолжали свистопляску, а все сбои считали случайными. Что поделаешь, время от времени такое случается — природа, стихийное бедствие. И так продолжалось, пока заседающая раз в год Верховная комиссия не приняла непростое решение: выхода нет и необходимо эту необузданную экспедицию вернуть на Землю. Дали команду компьютеру звездолёта развернуться и отправиться в обратное путешествие. Можно только представить стыд этих «космонавтов», когда к их полному изумлению их стали вытаскивать из звездолёта. «Что вы делаете, кто вы такие!?» Выглядели они жалко, опухшие физиономии, раскрашенные скафандры, глаза полные ужаса… И совсем они перепугались, когда их спросили: «Эй, а для чего мы вас посылали?». Они смотрят: «Вы нас посылали? Нас никто не посылал, мы сами летели». Но Комиссия не успокоилась: «А откуда у вас скафандры?» — «Сэволюционировали из тюбика, так наши учёные открыли» — «А для чего нужно было портить дорогостоящие приборы, чтобы скафандры расфуфырить? Вы что, не знаете, что у этих скафандров тут никакой ценности нет?» И вдруг космонавты вспомнили, обомлели и стали на себе скафандры рвать…

Так и у нас: те, из третьей группы, помнят, что главное, а что второстепенное. Что в том мире у еды, удовольствий, денег и почёта особой ценности нет. Жизнь не устроена так, как мы полагаем. Там, в конце, когда вытаскивают из «звездолёта жизни», спрашивают: «Для чего мы вас посылали?». Да, можно жить в этом мире как в гигантском супермаркете, набирая корзины удовольствий. Но в таком супермаркете, как в любом супермаркете, неизбежно в конце придётся расплачиваться.

Человек порождает реальность под названием жизнь. У нас будущее скрыто, прошлое забыто, настоящее неуловимо. Человек пережил какое-то событие, и в ту же секунду оно прошло, как будто его не было. Ощущения, что прожита жизнь, не существует, но это обманчиво. Наша жизнь, каждая минута нашей жизни никуда не исчезает, все накапливается, только скрыто от наших глаз. За все придет суд… через несколько недель!

И неужели текучка и рутина, занятость и инерция, кратковременные чувства и ощущения украдут у разума возможность пробуждения, отставят в плену у «маленьких мозгов»?

Это как в истории с узником, приговоренным к смертной казни. Когда пришла последняя ночь, то по принятым правилам его спросили: «Что ты хочешь?». Он выдвинул целый список. Ему тут же все это выдали — карты, пиво, жареное мясо, шоколад, девушек выписали. Ночь началась просто великолепно, и тут посередине вбегает благосклонный стражник и кричит ему: «Послушай, сам царь в наш город приехал, беги и проси прощения, может, помилует». Смотрит этот смертник на него непонимающими глазами: «Чего? Наконец-то я получил всё, что хотел… Оставить все это, чтобы куда-то плестись, у кого-то что-то просить и потерять все удовольствия!?».

Так порой и у нас. Скоро приговор, за окном Элуль, Царь у нас в городе, можно просить о помиловании, а мы — да нет времени, я занят, чего вы хотите, дайте дослушать новости, надо вещи в химчистку отнести, у меня важное заседание…

Нельзя откладывать разговор со своей душой на потом. Надо сейчас. Никуда не удастся убежать от вопроса вопросов: для чего дана жизнь? Надо проснуться, пришел Элуль — месяц, когда легче пробудиться. Творец нас будит, но мы спим. И все спим по-разному. Есть те, кто спит хорошо так, глубоко, а есть, кто ещё глубже, сильнее. И согласно тому, как спим, надо нас будить — по-разному. Так вот, по-видимому, раньше, в прошлых поколениях, спали чутко, достаточно было притронуться — и уже просыпались. Поэтому тогда трубили в шофар только в начале месяца, один раз. Затем поколения стали глубже спать, и тогда постановили мудрецы трубить весь месяц, каждый день. А в наше время, увы, и это мало кого пробуждает. Ту-ту-ту! А народ: да, конечно, надо пробудиться, обязательно, но не сегодня. Завтра. И уже привыкли, что каждый раз надо пробуждаться завтра. Пока не приходит последний день перед Рош а-Шана. И иди знай, придёт ли пробуждение, благодаря приготовлениям, и в этот день…

Пробудиться вовремя!

Расскажу вам последнюю историю, последнюю притчу.

Снова выберем в качестве главного героя нашего Абрашу. Рассказывают, как Абраша в один прекрасный день обратил внимание, что ему не хватает средств к существованию, и решил заняться торговлей. Купил дешево, продал подороже, подсчитал — есть доход. Обрадовался. На эти деньги снова купил подешевле, снова продал дороже, и так у него пошла торговля. Вошёл во вкус, чуть разбогател. Однажды услышал, что есть в далеком месте ярмарка, и там можно купить хорошие товары по дешевке. Он собрал все средства, которые у него были, и поехал в то далекое место. Закупил товары, забил до отказа всю телегу и отправился в обратную дорогу. Дорога была дальняя, прошло много времени, и когда он вернулся, то обнаружил, что многое изменилось в его родных местах. За это время произошла инфляция, начался экономический спад, люди перестали покупать, и все закупленные им товары, увы, не пользовались уже никаким спросом, к тому же, стали портиться…

Абраша не знал, что делать, его обуяла паника. Что теперь будет? Как мы выживем? Стал думать, как выйти из этой ситуации. Думал-думал, пока не пришел к выводу, что единственная возможность, которая у него есть, — продать эти товары за границу, контрабандой. Но это дело опасное. Не так просто. Если словят — не то что все пропадет, еще в Сибирь упекут. Поэтому эти мысли он быстро-быстро отогнал. Но время шло, и он снова стал думать: может быть, все-таки стоит рискнуть? Снова боится, снова видит, что выхода нет, пока на каком-то этапе не решается: что будет, то будет, надо перейти границу. И стал искать извозчика, который не раз это все проделывал, нашёл, обо всем договорились, разработали детальный план и назначили, что ровно через месяц они переходят границу.

И вот интересно, что происходило в это время. Как только заключили договор, как только наметили дату, уже за месяц до операции у Абраши пропал сон. Точнее, ему начали сниться страшные сны, как его хватают солдаты, как собака лает и на него бросается, как его сажают в тюрьму, и тогда он просыпался в поту и больше уже не мог заснуть…

В отличие от него извозчик спал спокойно: это его не касается, это не его товар, он тут не при чем. Но когда осталась неделя, и он заволновался. Товар-то не его, но вдруг заодно побьют и его, телегу отберут, иди знай, что будет, тоже стал волноваться, плохие сны стал видеть, стал плохо спать.

У этого извозчика, как принято, был помощник — мальчишка, который у него подучивался. Так вот, он тоже знал, что они должны отправиться в рискованное путешествие, но он спал спокойно — он, мальчик, тут совершенно не при чем, дядя его попросил, он ничего не знает, все нормально, нет проблем, спит спокойно. Но за день до выезда и ему стало страшно. Я тут ни при чем, но вдруг и меня заодно побьют, страшное дело…

И вот, когда остался последний день, каждый из них, потеряв сон, вышел на улицу, и там они неожиданно встретились. Нервно посмеялись, дождались рассвета, помолились и отправились в путь. Едут, едут, со страхом осматриваются по сторонам. И вот, наконец-то, вдали видят границу. Ещё ближе, ещё, вроде бы осталось немного, они уже практически переходят границу и в последний момент выбегают пограничники и кричат: «Стой! Стрелять буду!». Собаки начинают яростно лаять, всё — точно так, как Абраша, хозяин телеги, видел в страшном сне. От увиденного он тут же грохнулся на землю и потерял сознание. Извозчик от страха онемел, стал как камень, не мог двигаться. Мальчишка стал трястись крупной дрожью. Ужас всех обуял. Единственной, кто в этой ситуации спокойно себя чувствовал, была лошадь, которая тащила эту телегу. Когда её пограничники остановили, обрадовалась — значит, сейчас, кушать дадут!

Эту притчу, историю рассказывают нам мудрецы перед Рош а-Шана. В чём её суть?

Есть среди нас те, кто хочет быть хозяином своей жизни. Они просыпаются за месяц до Суда. За месяц перестают спать, картина правосудия преследуют их. А есть среди нас подобные тому извозчику. Хотя Элуль начался, но как-то особых изменений не видно. Ничего страшного, пока ничего ещё не происходит. Они просыпаются, но только за неделю, в тот момент, когда рано утром, до молитвы начинают говорить слихот. Они тогда вдруг вспоминают, что это месяц Элуль. Для извозчиков это уже уровень! Но, в основном, весь наш народ, как тот мальчишка, просыпается за день! Ой! Завтра Рош а-Шана, Б-жественный Суд, какой ужас! Не могут заснуть…

Надеюсь, намек понятен. Скоро Рош а-Шана. Рош а-Шана — праздничный день с едой, с мясом, вином. Что сказать? Не все удостаиваются достичь уровня Абраши — хозяина, пробудиться за месяц до суда. Дай Б-г, чтобы мы были как этот извозчик. Ну, хотя бы как тот мальчишка, который пробудился за день. Но главное, чтобы в этот день, в сам Рош а-Шана, мы не были как та самая лошадь, которая в критический момент предвкушала удовольствия — сейчас принесут поесть, вино, мясо…

Завершение

Дорогие друзья, наше занятие подходит к концу. Мы чуть-чуть говорили о необыкновенном месяце Элуле.

Элуль — как спасательный круг для еврея. Иногда тяжело справиться со своим «дурным началом», нет сил с ним бороться. И тогда только остаётся дождаться, ну когда уже Элуль придёт, чтобы он нас заставил, может, и силы появятся. Заодно, когда все вокруг серьёзнее, то и самому легче стать более серьёзным.

Элуль — это хотеть быть другим. Важно искать и найти другой путь в жизни, не идти по тому же пути, с теми же привычками, ведь они-то и привели к нежеланному результату. Надо искать другой путь, но при этом не стараться себя сразу грандиозно поменять, не получится. Надо начать с чего-то малого и хоть этого постараться добиться. Важно почувствовать вкус успеха: да, я могу! Главное — не вести себя в эти дни как в дни обычные. Взять на себя раз в день не сердиться, уступать и т.п. Все мицвот, которые Творец посылает, моментально хватать и выполнять.

Элуль — это желание быть чуть лучше. Даже если не по полной программе, то хоть с желанием быть другим. На Суде учитывают уже только это желание. Все усилия надо предпринять, чтобы подойти к Судным Дням с ощущением: я хоть чуть лучше понял Тору, немного изменился, как жена хотела, стал терпеливее, не так ленюсь, меньше сержусь, практически не завидую, ору тише, ну хоть что-то… Это — Элуль. И дай Б-г всем нам в эти дни большого пробуждения, «больших мозгов». Всего доброго…

(Спасибо незнакомке за самоотверженный труд по распечатке этой лекции)

Послушать продолжение: Рав Ашер Кушнир. Рош аШана. Беременность мира

Законы раскаяния. Рамбам