Wednesday, February 12, 2014

Psychology Conflict

Работа с внутренними конфликтами методами гештальт-терапии

10 января 2014

Основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз считал, что незачем копаться в воспоминаниях и отыскивать причины сегодняшних проблем. Проблемы надо решать 'здесь и сейчас'. От толкований причин расстройства мало пользы. Лучше их исправлять. В гештальт-терапии упор делается на практику. Человек должен сам научиться решать свои проблемы. Самостоятельные работы клиента Перлз называл 'экспериментами'. Вот некоторые из них.


Автор: Сepгeй Александрович Тopлeцкий, профессиональный псиxoтерапевт и коуч, сертифицированный спортивный псиxoлог, руководитель психологического центра 'Мир Вaшего Я' (г. Мocква).

Работа с внутренними конфликтами методами гештальт-терапииЧего бы стоил наш организм, если бы в нем природой не были заложены защитные механизмы? Пустяковый порез никогда бы не зажил; самый легкий ветерок вызывал бы тяжелый насморк, укладывающий нас не в постель на три дня, а совсем в другое место и навсегда. Но порез заживает, а прогулка в ветреную погоду не заканчивается простудой. На разном уровне, начиная с самой маленькой клеточки, мы природой защищены от болезней и расстройств.

Точно также и душевные проблемы наша психика пытается исправить самостоятельно, не всегда ставя нас об этом в известность. В полной мере это касается беспокойств, тревожных состояний, страхов. Нагрузка на все системы организма столь велика, что психика не может оставаться в стороне и предлагает свои решения проблемы, не дожидаясь наших собственных попыток и вмешательства специалистов.

Природа защищает нас с фанатичностью осы, таскающей еду к замурованным в сотах личинкам. При этом наши защиты скрывают от нас нашу проблему. Так анальгин, притупляя боль, способствует развитию абсцесса. Наше состояние и поведение давно за пределами нормы, а нам кажется, что все в порядке.

Основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз считал, что незачем копаться в воспоминаниях детства и отыскивать причины сегодняшних проблем. Проблемы надо решать 'здесь и сейчас'. Источники многих расстройств - прерванные и незавершенные когда-то действия, неудовлетворенные желания. Обрывки их человек может обнаружить в себе здесь и сейчас, все незавершенное завершить и идти дальше.

От толкований причин расстройства мало пользы. Лучше их исправлять. В гештальт-терапии упор делается на практику. Причем самоприменение различных методов поощряется. Клиент должен сам научиться решать свои проблемы, а не бежать с ними к психотерапевту. Самостоятельные работы клиента Перлз называл 'экспериментами'. Вот некоторые из них.


1. Прием первый: разрешение внутреннего конфликта

Конфликт этот в том, что наши импульсы, желания и стремления, пресеченные по требованиям норм поведения, возвращаются в нас и подавляются нами. Одна часть нас стремится реализовать запретное, другая ее подавляет.

То же переживаем мы на телесном уровне: одни мышцы совершают непроизвольные сокращения для реализации запретного стремления; мышцы антагонисты же их сдерживают и напрягаются. Наши тело и душа все в блоках и зажимах. Мы снимем их, если позволим запретному в той или иной форме реализоваться, блокированному вырваться наружу. Прерванное действие завершится, можно отдохнуть и идти дальше.

Смысл приема - делать то, что хочется. Позволить своему телу реализовать скрытые желания. Выпустить внутреннюю агрессию. Не дать ей обратиться против вас. Найти выражение внутреннему конфликту, выразить его и таким образом избежать саморазрушения.

Не давите ладонями на глаза. Раздавите апельсин и выпустите в этом действии свою агрессию.

Дайте пинка своему портфелю.

Ударьте кулаком диван.

Если ваше тело сдерживается, чтобы не мотаться из стороны в сторону и не говорить 'Нет!' - сделайте это- мотайтесь и говорите.

Вы говорите 'нет' твердо и громко? Или ваш голос дрожит? Вы просите или оправдываетесь? Или ваше 'Нет' - подавленный бунт и неповиновение? Кому вы сопротивляетесь, от кого отбиваетесь?

Дайте выход всем пинкам, ударам и крикам детской ярости.

Прислушайтесь к своим мышечным ощущениям и вы почувствуете сильное желание проделать определенное движение. Например потянуться.

Потянитесь. Продолжите это движение. Тяните руки, если они тянутся. К кому они тянутся? Или может быть отталкивают?

Выполняйте все движения с силой соответствующей вашему чувству.

Делая все это, вы разряжаете подавленный импульс, соединяете разделенные части вашей личности, избавляетесь от последствий внутреннего конфликта, в которых всегда присутствуют и страх, и тревога.


2. Прием второй: разжуй и проглоти

Он также основывается на представлении о единстве телесного и психического в человеке. В данном случае на тождестве поглощения пищи и информации (моральных требований, теорий, идей, представлений).

Переход младенца от сосания и глотания жидкой пищи к кусанию и жеванию твердой определяет слишком многое в будущей жизни человека. Регулирование первых естественных попыток агрессивного воздействия на среду (твердую пищу необходимо откусить, разжевать, чтобы затем переварить и построить из нее своетело), насильственное кормление 'через не хочу' (пока все не съешь, из-за стола не выйдешь!) приводит к тому, что жизненно важный процесс еды превращается в нечто поспешное и отвратительное. Куски проглатываются целиком и оседают камнем в желудке. Естественная попытка отторжения (рвота) строго пресекается. Ребенок лишен свободы в выборе питания, подавляет естественную и позитивную агрессию в этом акте и свое отвращение к навязанному подавляет тоже.

Потребности не удовлетворяются. Бунт карается. В конце концов, агрессия находит свой выход или в обращении на себя или в проецировании вовне.

То же происходит и в информации, потреблении знаний, моральных норм и требований. Здесь свобода выбора, попытки 'откусить, разжевать и проглотить', стремление критически освоить те же нормы поведения для того, чтобы осознанно и самостоятельно построить после их 'переваривания' собственные представления, подавляются довольно жестко. Делают это авторитарные родители, воспитатели и учителя.

В результате знания лежат в нас мертвым грузом. Нормы поведения и требования принятые целиком без анализа и переваривания становятся источником внутреннего конфликта.

Насильственное кормление, насильственное образование, насильственное воспитание. Еда не насыщает. Иногда отравляет. Моральные требования, принятые целиком и не усвоенные, давят и становятся причиной расстройств, конфликтов внутренних и межличностных, неуправляемой агрессии, в которой всегда отражаются страх и тревога.

В предлагаемых далее методах мы будем восстанавливать нашу природную потребность в кусании, жевании и усвоении пищи физической и духовной. Мы восстановим способность к отторжению неусвоенного и непереваренного. Мы будем учиться отторгать не усвоенные нормы с тем, чтобы их заново переработать, принять и усвоить.


2.1. Попробуйте хоть раз в день сосредоточиться на еде

Откажитесь от привычной социализации (по сути - отвлечении) во время еды - чтения, смотрения телевизора, общения.

Собака, ухватившая кость, старается с ней уединиться. В этот момент для нее нет ничего важнее, чем грызть, жевать, глотать.

Ради эксперимента - станьте на эти полчаса собакой.

Обратите внимание - как вы это делаете. Поучитесь есть. Предупреждаем: сразу не научитесь - потребуется месяца два, не меньше.

Следите за своими ощущениями, запретами и сопротивлениями.

Как скоро вы перестаете различать вкус того, что вы едите? Совпадает ли потеря вкуса с приступами думанья и внутреннего говорения?

Способны ли вы откусывать (отрываете зубами кусок, например, булки или сжимаете зубы и отрываете рукой булку от сжатого зубами куска?)

Что вы испытываете, когда едите - нетерпение, жадность, отвращение, стремление поскорее все это прекратить?

Если еда вам не нравится - пресна, безвкусна - вы отказываетесь есть или глотаете впопыхах, не обращая внимание на вкус и запах?

В ответах на эти вопросы - ответы, как вы могли бы есть по своей природе, а также возможность вернуться к активной переработке и усвоению пищи, к тому способу и действию, который был в свое время прерван и подавлен.


2.2. Обратите внимание на свои челюсти

Когда вы не жуете, расслаблены они или сцеплены в мертвой хватке? Если вы все время ходите, сцепив зубы и играя желваками, это говорит о фиксации на акте сосания - отличительный признак невротика.

Нормальный переход от сосания к кусанию и жеванию у человека с бульдожьей хваткой был прерван. Кусок он не отпустит, но и откусить не в силах. Его агрессия в жизни ограничивается сжиманием челюстей. Он не способен рвать изжившие себя отношения, в риске видит только возможную неудачу. Живет отжившими привычками, воспоминаниями и старыми недовольствами.

Сцепленные зубы - это и напряжение горла, груди, препятствие дыханию и, как следствие - развитие тревоги.

От фиксации надо избавляться, работая челюстями.

Поэкспериментируйте с зубами. Дайте верхним и нижним едва прикоснуться. Не сжимайте и не разжимайте их какое-то время. Следите, что происходит.

Скоро зубы ваши начнут стучать, как от холода. Дрожь перейдет на мышцы. Вы начнете трястись. Не подавляйте эту дрожь. Она должна охватить вас целиком.

Теперь погуляйте зубами. Меняйте их касание: верхние резцы, нижние коренные и наоборот. Массируйте при этом свои желваки. Найдите здесь болезненные точки и сосредоточьтесь на них, попутно распуская все заметные вам теперь зажимы до полного прекращения напряжения.

Теперь сожмите челюсти, как при откусывании. Почувствуйте, как вслед за ними напряглись десны, рот, горло, глаза. Сосредоточьтесь на этом напряжении, а затем внезапно освободите челюсти.


2.3. Это упражнение поможет через кусание и жевание решить совсем другие проблемы

Вы неспокойны, сердиты, подавлены, все время обвиняете кого-то или ведете изматывающие внутренние тревожные беседы и баталии с воображаемым обидчиком.

Попробуйте дать выход своей внутренней агрессии в... кусании и жевании.

Возьмите яблоко или кусок черствого хлеба. Кусайте, грызите, рвите зубами так нетерпеливо и агрессивно, как вам этого хочется.

Не глотайте кусками.

Жуйте, жуйте, жуйте, жуйте.

Ваша агрессия теперь не направлена на вас, и на других. Она реализуется самым естественным биологическим образом - в кусании и жевании.


2.4. Попробуйте теперь поработать с духовной пищей

Как вы читаете, смотрите фильм? Проглатываете страницу за страницей и не помните героев по именам? Предпочитаете легкое чтение? Заставляете себя читать то, что вам не близко, но престижно?

Как смотрите кино? Для отдыха? Удовольствия? Обогащения? Понимаете, кто куда пошел и зачем или вам все равно, лишь бы сидеть и смотреть?

Все, что проглатывается, не усваивается. Оно болтается тяжелым грузом, тяготит и раздражает, давит и не дает нам ни удовлетворения, ни энергии.По аналогии с едой попробуйте избегать непережеванной и не усвоенной духовной пищи и вы почувствуете растущую уверенность и активность.