Saturday, January 4, 2014

Zombie - 1

Определение зомбирования Править

Термин «зомбирование» является производным от термина «зомби». Последний понимается гаитянскими адептами религии вуду буквально как бог-змея, способная оживить труп; в переносном смысле гаитяне так называют человека, который умер, а потом воскрес. А происходит все это следующим образом. Некие злоумышляющие люди незаметно подкладывают в пищу человеку сильный нервно-паралитический яд тетрадоксин, выделяемой из одного вида рыб. В результате у человека наступает состояние, сходное с клинической смертью. Родственники, не зная об этом, полагают, что человек умер, и его хоронят. А злоумышляющие откапывают его потом, приводят в чувство и вот перед ними человек с поврежденной психикой – он ничего не помнит, ничего не знает. Это – зомби. И из такого зомби может получиться послушный раб или же исполнитель «черных» замыслов, поскольку система его ценностей (что есть хорошо, а что есть плохо) – девственно чиста. Он – зомби, человек, помимо своей воли подчиняющийся практически любым приказам тех, кто его ввел в это состояние, кто его зомбировал.
А совсем в переносном смысле (уже вне связи с о. Гаити) зомбирование – это когда один человек (А) начинает заставлять каким-либо скрытым способом другого человека (Б) совершать во вполне бодрствующем состоянии некие действия помимо воли самого Б таким образом, чтобы Б полагал: он это делает по собственному желанию (примеры см. ниже).

Психологический механизм зомбирования Править

Человек А закладывает в подсознание человека Б определенную информацию (которая там преобразуется в программу поведения). Поскольку эта информация загружается непосредственно в подсознание, то человек Б, естественно, об этом не знает. Затем эта подсознательная программа поведения начинает управлять поведением человека Б (а для него это выглядит так: почему-то вдруг захотелось – почему, не знает сам, - сделать то-то и то-то), человек начинает реализовывать эту программу. Но поскольку он не знает истинной причины своего такого поведения (а объяснить себе, почему делает так, он всегда должен), то человек начинает придумывать объяснение этому своему поведению, придумывать и – верить в это объяснение.
Существует несколько уровней подобного скрытого управления поведением человека.
Начнем с описания самого высшего, но, к сожалению, для автора – гипотетического, поскольку приводимые немногочисленные случаи, во-первых, не внушили автору доверия, а во-вторых, не имеют какого-либо экспериментального подтверждения. Речь идет о возможности телепатического управления поведением другого человека. Некто А мысленно посылает приказ человеку Б, и тот (точно также, как в фантастическом романе «Властелин мира» А. Беляева), начинает выполнять его команды. В литературе мы встретили подобные заявления нескольких людей, которыми, по их мнению, телепатически управляют. Конечно, первая мысль – они душевно больные. Но нельзя забывать, что таким объявляли и Циолковского – за его «бредовые» идеи межпланетных полетов.
Но вот другой уровень зомбирования. Человеку в бодрствующем состоянии дают решать какую-либо сложную задачу, добиваясь, чтобы у него возникло максимальное сосредоточение его психики на решении этой задачи. А у психологов такое состояние называется нормально доминирующим состоянием, характеризующееся сужением сознания – благоприятным условием для словесного внушения. Так вот, когда этот человек (Б) весь поглощен решением задачи, человек А, находящийся поблизости, проговаривает вслух определенные фразы-команды, но произносит их так, чтобы Б их услышал (ухом), но не обратил бы на них внимание (что является самым сложным элементом этой техники). И тогда эта информация помимо воли человека Б будет поступать в его подсознание, находиться там, а при определенных условиях оказывать влияние (помимо воли) на поведение человека Б : почему-то ему вдруг захотелось подойти… и сделать… Не зная истинной причины своих действий, человек Б естественным образом придумывает для себя (для окружающих) объяснение этому своему поведению, например, почему он тайно взял со стола своего шефа такие-то два листа, ну, предположим, так: «Почему, почему я их взял? А потому! Может я хочу испытать себя: смогу ли я взять со стола шефа два таких-то листка так, чтобы никто не заметил? Гожусь ли я, допустим, в разведчики?» И, придумав себе такое объяснение (и может быть, что-то и поумнее), он, естественно, и не подозревает, что им управляет его подсознание (ибо, как известно из теории подсознания, большинство людей и не ведают, что их поведением могут управлять программы, о существовании которых в своей психике они не знают).
Комментарий к достоверности этого уровня зомбирования: с точки зрения теоретического понимания подсознания и сознания как информационных полей подобное зомбирование вполне реально.
Спустимся на еще более низкий уровень зомбирования. Человека Б погружают в гипнотический сон и внушают, например, следующее: «Когда вы проснетесь, вы будете себя чувствовать хорошо и ничего не помнить, что было в гипнозе. А теперь вы должны запомнить важную информацию: когда зазвонит телефон и вы, сняв трубку, услышите мелодию песни «Летите, голуби, летите», то вам следует подойти к окну, раскрыть его и полететь как птица. Вы не сможете упасть, вы будете летать как птица. Но все это вы сделаете только тогда, когда услышите по телефону эту песню, и не раньше, и не позже!»
Все так и происходит, а окружающие подумали, что человек покончил жизнь самоубийством. И в этой связи обычно возникают вопросы следующего рода:
- Простите, автор, а разве любую команду может выполнить человек под гипнозом? А ведь здесь даже и не под гипнозом, а после гипноза!?
- Во-первых, дорогой мой оппонент, человек выпрыгнул из окна находясь под влиянием внушения (гипноза), т.е. находясь в постгипнотическом состоянии. Это раз. А во-вторых, под гипнозом (под гипнотическим внушением) человек может при определенных условиях совершить и то, что противоречит его здравому смыслу, например, будучи в полном сознании, раскрыть зонтик в помещении под влиянием внушения в постгипнотическом состоянии.
Однако этот пример воздействия, продолжающегося и после гипноза, можно назвать «зомбированием» только на основе формальных признаков, поскольку о «зомбировании» говорят обычно в связи с какими-либо преступными действиями (по этой причине врач, внушивший женщине раскрыть в помещении зонтик, определенно не считал бы, что он её зомбировал). Но – «обычно», но – «говорят». А наука склонна к точным формулировкам, к формализации. И тогда зомбированием можно будет называть не только любое гипнотическое внушение, действующее после гипноза (типа «раскрыть зонтик»), но и то, что и в обиходе, и в психологии называют манипулятивным воздействием или манипулированием.

Зомбирование – допустимо ли? Править

Предположим, Вам нужно, чтобы человек согласился с Вашей позицией. Чтобы он ее принял (а у него другая точка зрения). Это в значительной мере (есть тому доказательства ) зависит и от расположенности этого человека к Вам. И вот Вы, зная об этом из науки психологии или зная об этом из своего жизненного опыта, начинаете располагать его к себе: мило и по-доброму улыбаетесь, говорите ему (определенным образом) комплименты, используете другие приемы таким образом, чтобы он их слышал или видел, но не обращал бы на них внимание (знакомо условие?). И тогда эта эмоционально приятная для него информация проникнет в его подсознание (минуя сознание, минуя процесс осознания), а оттуда (невольно для человека) начнет формировать к Вам положительное отношение со всеми вытекающими из этого последствиями (ведь положительно относящийся к Вам человек естественно старается меньше с Вами спорить, старается найти компромисс при возникновении конфликтной ситуации и т.д. и т.п.). И его, находящегося в состоянии аттракции – эмоциональном притяжении к Вам, тоже можно формально назвать зомби.
Итак, зомбирование – это процесс введения в подсознание человека определенной информации (во время ли состояния доминантности, в гипнотическом состоянии или в процессе формирования аттракции и т.п.), которая будет помимо его воли формировать определенное поведение, объяснение которому человек придумает постфактум (после совершения этого поведенческого акта).

Нравственная оценка зомбирования, манипулирования, создания аттракции Править

В заключение – о неизбежной в таких случаях нравственной оценке феномена зомбирования.
И первый вопрос: допустимо ли людей располагать к себе (формировать аттракцию) – располагать милой улыбкой, комплиментами и другими подобными, действующими преимущественно на подсознание приемами (раз это то же самое, что зомбирование)? Ответ на этот вопрос дан в статье «Манипулирование», и тогдравствуйте», «спасибо» и т.п.). А утверждая приемлемость подобного манипулирования (с оговоркой: с благими намерениями), можно, следуя формализации, и утверждать приемлемость зомбирования. А для возможно протестующих по этому поводу («Вот! Дожили! Теперь и зомбировать можно!») вот пример.
У некоего века была плохая привычка (не суть важно какая, ну, допустим, грызть ногти или он панически боится собак; придумайте сами), от которой он очень хотел избавиться (при его социальном положении это могло шокировать людей), но сам не мог. И тогда он обратился к психотерапевту, на что тот ответил: «Это не сложно сделать, но надо делать под гипнозом. Согласны?» Человек был достаточно образованным и понимал, что в гипнозе нет ничего такого страшного и согласился, только все-таки попросил, чтобы при этом (при гипнозе) присутствовала бы его жена (ну захотел человек все-таки перестраховаться, такая уж личность). Психотерапевт погрузил его в гипнотический сон и в этом состоянии внушил ему (ввел в подсознание команду): «Когда Вы проснетесь, Вы ничего не будете помнить, что было в гипнозе. А сейчас запомните: каждый раз, когда Вам захочется сделать… (- о его вредной привычке), Вы скажете себе, что так делать не следует, а когда Вы так скажете себе несколько раз подряд, у Вас со временем пропадет желание это делать! Итак, каждый раз, когда у Вас появится желание…, Вы не будете это делать!»
Как Вы понимаете, реализоваться подобное гипнотическое внушение после гипноза будет не сложнее, чем в истории с зонтиком. И оно было реализовано. С благими, как Вы понимаете, целями. Годится?

О парадоксе наших установок на зомбирование Править

- Годится, если, конечно, уважаемый автор, другого способа нет.
- А чем Вам не нравится, уважаемый мой оппонент, этот способ?
- Ну как же, это же чистой воды манипулирование!
- Ну, тут Вы не совсем правы, это «чистой воды» зомбирование.
- Тем более!
- Так что же Вам не нравиться в этом?
- Так я же сказал… зомбирование это!
- Так чем же Вам это зомбирование не нравится?
- А тем, что ты в руках человека как марионетка!
- А разве на приеме у врача-хирурга Вы не такой же «марионетка»: он Вас вертит, щупает, надавливает, кладет на кушетку…
- Так то у врача.
- Простите, но вредную привычку излечивал тоже врач, только не хирург, а психотерапевт.
- Ну, тогда я не знаю… Не нравится и все.
Прекрасный образец подсознательной негативной установки на слова «манипулирование» и «зомбирование»: все говорят, что это плохо, значит плохо. А почему? А потому вот…
Вывод: не важно как называется то или иное психическое воздействие, важно – с какими целями оно осуществляется. А аттракция, манипулирование, зомбирование – все эти воздействия могут осуществляться и с благими намерениями. Надо бы помнить об этом тоже.
См. также:
Основные источники:
Панасюк А.Ю. Большая энциклопедия парапсихологии - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 864 с.
Панасюк А.Ю. Имидж. Энциклопедический словарь - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 768 с.