Лех Леха
/Иди к себе/
Именно с этой главы Тора начинает повествование о создании еврейского народа. Аврам, так звали нашего праотца, был первым иври, то есть – евреем, что означает перешедший. Откуда и куда? Из Ур-Касдима, места, где родился и прожил до семидесяти пяти лет, в Кнаан, далёкую и неведомую для него страну. И не потому, что имел страсть к путешествиям, а потому, что было ему это приказано. Кем? Б-гом.
И сказал Б-г Авраму: «Иди к себе из страны твоей, из родины твоей,
из дома отца твоего в страну, которую Я укажу тебе». /Брейшит 12,1/
В те времена люди ещё не разучились слышать Г-да, оставаясь при этом нормальными. Это сегодня, по утверждению Талмуда, пророческим даром обладают только дети и сумасшедшие.
Что же может означать это приказание «иди к себе»? Быть самим собой? Быть естественным? Обратиться к своим корням? Избавиться от вредных привычек? Или приобрести хорошие?.. И если речь идёт о внутреннем психологическом процессе, зачем оставлять насиженные места? Ведь в родном доме, где даже стены помогают, достичь результата проще?
Мы с вами, подобно Авраму, оставили насиженные места, где родились или прожили большую часть жизни, и поехали кто куда. У каждого на то были свои причины. Но это - наш выбор, наше решение. Мог ли выбирать Аврам? Если он верил, что с ним говорит Б-г, то не мог. Легко ли ему было? Раши комментирует этот стих так:
Лех Леха / иди к себе – для твоей пользы. Там Я сделаю тебя великим
народом. Здесь ты не сможешь родить сыновей.
Четырехбуквенное Имя, под которым Г-дь обращается к Авраму означает Милосердный, что вполне соответствует точке зрения Раши. Хотя ощутимую пользу от переезда Аврам вряд ли имел. Первое, что его ожидало на новом месте – страшный голод:
И был голод в той стране, и спустился Аврам в Египет пожить там,
ибо тяжёл был голод в той стране. /Брейшит 12,10/
Другой комментатор Авраам ибн Эзра считает, что повеление лех леха – это единственный для Аврама способ познать Всевышнего. Нужно отказаться от идолопоклонства, а для этого необходимо уйти из того места, где оно процветает. Для Аврама это серьёзное испытание. Наши мудрецы насчитали десять таких испытаний, которым подвергся наш праотец. Первое из них – лех леха. Подобно десяти казням египетским, эти десять испытаний приведут к появлению еврейского народа. Они создадут предпосылку, позволившую потомкам Авраама, стоя у горы Синай, сказать:
Всё, что говорил Г-дь, сделаем! /Шмот 19,8/.
Это, по существу – клятва. В иудаизме о человеке, дающем её, говорят, что он «принял на себя хомут царства Небесного». Дважды в день, утром и вечером, когда еврей произносит слова «Слушай, Израиль! Г-дь Б-г твой, Г- дь Един!», он подтверждает, что в очередной раз принимает на себя «хомут царства Небесного». То есть процесс принятия обязательств происходит ежедневно. Мидраш «Танхума» обнаруживает интересную связь между выражениями лех леха и Шма Исраэль / Слушай Израиль.
И сказал Г-дь Аврааму: «Лех леха…» Учили наши мудрецы: «Еврей, может ли он принять на себя «хомут царства Небесного», когда он идёт? Рав Хуна от имени рава Иуды считает, что это запрещено.
Прежде чем сказать «Шма Исраэль», человек должен остановиться, а затем в страхе и трепете направить сердце своё к Небесам. И только тогда провозгласить единство Имени».
/Мидраш «Танхума», «Лех леха», 1/
И всякий, кто устрожает для себя требования закона при исполнении заповедей, за это получает великую награду. Так говорит мидраш. Аврам строго придерживался исполнения всех заповедей, чему есть доказательство в самой Торе:
За то, что исполнял Авраам волю Мою и следовал предостережению
Моему, исполняя заповеди Мои, установления мои и законы Мои. /Брейшит 26,5/,
Тогда возникает вопрос, почему он идёт в момент принятия на себя «хомута царства Небесного»? Мидраш «Танхума» отвечает:
Сказал ему /Авраму/ Святой, благословен Он: «Ты строго соблюдаешь
Мои заповеди и продолжаешь жить среди идолопоклонников?
Выйди из их среды! Иди к себе из твоей страны!»
Если вы ещё раз внимательно прочитаете приведённый из мидраша отрывок, то наверняка обратите внимание, что в начале от имени рава Иуды выражение лех леха / иди к себе приравнивается к Шма Исраэль / Слушай Израиль. И это своего рода медитация, стремление соединиться с Единым. А в конце выражение лех леха / иди к себе – это обыкновенное физическое перемещение из одного места в другое. Таким образом, мы приходим к любопытному умозаключению: лех леха имеет двойственную природу, духовную и физическую. Аврам должен отправиться из Ур-Касдима, что в Месопотамии, в Кнаан. И это физический уровень. А на духовном уровне ему необходимо уйти от языческого многобожия и прийти к служению Единому Б-гу.
На прошлой неделе мы говорили о том, какие свойства человечество унаследовало от Ноаха. Сейчас самое время начать разговор о евреях, потомках Аврама, и о том, что они унаследовали от своего праотца. Первое, на чём мне хочется остановиться, это на самом слове еврей – иври/ перешедший. В нём так же, как в лех леха есть определённая двойственность. Аврам, перешедший через речку Иордан по пути в Кнаан. И Аврам, перешедший из язычества в монотеизм. В дальнейшем именно эта двойственность сформирует природу еврейства. В чем её суть? Во-первых, в том, что евреем можно родиться, а можно евреем стать. Это называется пройти гиюр. Во-вторых, еврей может быть человеком религиозным, а может быть светским. И в том и в другом случае он остаётся евреем. И даже если он по какой-то причине решит поменять вероисповедание, его предательство не отменит его принадлежности к еврейству. В-третьих, у еврея в жизни есть только две опоры: Эрец Исраэль/земля Израиля и Тора. Лучше всего, когда они существуют обе. Тогда положение еврея наиболее устойчиво. Если же одна из опор отсутствует, его равновесие становится крайне зыбким. Самое неприятное случается тогда, когда еврей начинает полагать, что его жизнь покоится на социальных законах общества или заработанных им капиталах. За эти иллюзии он всегда расплачивается своей жизнью и жизнью своих потомков. В-четвёртых, еврей имеет свободу выбора. В чём? Он может выбирать свою дорогу. Возможных вариантов два: либо служение Всевышнему, либо страдание. Для Творца оба пути вполне легитимны. И Ему не важно, выбирает еврей свой путь осознанно или интуитивно. Еврей всегда подсуден перед Всевышним. Кроме одного единственного случая, если ребёнком он попал в нееврейскую среду, и никто не сказал ему, что он еврей. Тогда, согласно закону/ галахе он считается «украденным ребёнком» и неподсуден за неслужение Б-гу.
Все перечисленные свойства берут своё начало в обращении Б-га к Авраму: лех леха. В дальнейшем они найдут своё закрепление во втором имени, которое получит Яаков – Исраэль. Дети, рождённые еврейской матерью, называются дети Яакова. Принявшие гиюр называются детьми Авраама. И те и другие должны стать детьми Исраэля. Таков жизненный путь еврея, его цель. Лучше всего пройти этот путь по дороге служения. Но вариант страдания, увы, так же возможен. И, к сожалению, наш народ зачастую выбирает именно его.
Наши специфические народные качества связаны даже с географией Святой земли. И эту зависимость задаёт Аврам своими путешествиями. Он определяет те места, в которых его потомки будут обязаны свою будущую двойственную природу, берущую начало в лех лех, превращать в конкретные внутренние свойства. Например: вспомните, в какое место попадает Авраам, придя в Кнаан?
И прошёл Аврам по стране этой до места Шхем. /Брейшит 12,6/
Город Шхем. Сейчас арабы называют его Наблус. Это именно то место, где находятся две горы Гризим и Эйваль, с которых прозвучали благословения и проклятья, когда мы, становясь народом, входили в землю Обетованную. Мы читали об этом в главе «Ки таво». Благословения и проклятья своего рода сыворотка, прививающая новорожденному народу определённые свойства, которые в дальнейшем будут влиять на награду и наказание. Они так же происходят из двойственной природы лех леха.
Мы с вами принадлежим к странствующему народу, мечтающему об оседлой жизни. На нашу долю выпало покинуть страну и отчий дом, в котором мы родились и прожили большую часть жизни. И в этом смысле мы прямые потомки нашего праотца Авраама. Дело за малым, так же как и он перестать поклоняться идолам и отыскать свою страну. Г-дь обращается к нам с призывом: «Лех леха!» Но мы Его не слышим. Чем скорее мы обретём способность слышать, тем лучше будет нам и нашим детям.