Wednesday, January 1, 2014

Science About Soul - Energy Bindings

Вик Спаров


НАУКА О ДУШЕ,
или Трактат об антахкаране

(Основополагающие принципы учения нового времени)
Содержание
1. Антахкарана
2. Эволюция
3. Посвящение
4. Путь духовного развития
  I. Связь с душой
  II. Оккультная медитация
5. Пробуждение кундалини
6. Тройная нить


1. Антахкарана

Приступая к рассмотрению основополагающих принципов, составляющих в совокупности основы мировоззрения нового времени, мы сочли целесообразным начать наш очерк с учения об антахкаране, которое в ближайшем будущем станет одной из важнейших эзотерических доктрин эпохи Водолея. Знание о сущности антахкараны имеет широчайший спектр применения и может быть использовано и в планетарном, и в групповом, и в индивидуальном аспектах; мы, однако, остановимся лишь на последнем, хотя при отсутствии надлежащего уровня посвящения (как минимум третьего), дающего и соответствующий уровень знания предмета, мы можем коснуться лишь самой поверхности этой обширнейшей темы и наметить только общие ее контуры.
Что же такое антахкарана и какое значение имеет она с точки зрения эволюции человека? Чтобы более или менее полно ответить на этот вопрос, необходимо вначале рассмотреть три аспекта духовной структуры человека – три энергетические нити – и понять их назначение и функции. Эти три нити суть:

  1. Нить жизни, протянувшаяся от монады через душу к личности и укорененная в последней на уровне сердца.

  2. Нить сознания, исходящая из души к личности и укорененная в шишковидной железе.

  3. Творческая нить, или нить созидания, формирующаяся в духовной структуре личности в направлении к душе и укорененная в настоящее время в горловом центре человека.
Исходящая из монады нить жизни, или сутратма, имеет на каждом из нижележащих планов определенные точки привязки – так называемые перманентные, или постоянные, атомы. Ниже каузального плана – обители души – нить жизни последовательно прикрепляется к ментальному постоянному атому, затем – к астральному постоянному атому и наконец – к физическому постоянному атому, которые образуют соответствующие тела личности с их аурой. Таким образом, нить жизни отвечает за собственно проявление и «овеществление» изначально сущей жизни, поскольку энергия, устремляясь по этой нити в направлении сверху вниз, ведет к образованию внешних форм и аспектов жизни.
Нить сознания, берущая начало в душе, сплетаясь с нитью жизни, также «сучится» в направлении сверху вниз. Эта нить, отвечающая за формирование любых форм сознания, возникает в результате соприкосновения праны, или токов жизни, с каждым из «нижних» формообразующих миров. Нижней точкой привязки нити сознания является шишковидная железа в мозге – подобно тому как нижней точкой привязки нити жизни является физический постоянный атом, расположенный в сердце. На нынешнем этапе развития обе нити функционируют преимущественно в направлении сверху вниз, но смысл развития в том, чтобы человек смог сформировать троичный энергопоток на уровне личности и задействовать его в направлении снизу вверх, дабы тем самым смочь преосуществить Божественный замысел в самом творении.

На данный момент нить сознания функционирует лишь «инволюционно», то есть в нисходящем потоке. Говоря образно, это означает, что если душа полностью сознает личность, то личность душу не сознает совершенно. Поэтому эволюционная задача человека – сделать так, чтобы нить сознания функционировала «эволюционно», то есть осветить свою личность сознанием души. Именно эту задачу и выполняет антахкарана.
В процессе эволюции человек совершает восхождение снизу вверх через различные формы или уровни сознания, начиная с лемурийской формы жизни/сознания, которая была сфокусирована на всем материальном или физическом. Ее сменила атлантическая форма жизни, чье сознание действовало на астральном уровне, а в данный момент индоевропейская форма сознания работает над тем, чтобы «пустить корни» на ментальном плане.
Весь этот процесс ведет к формированию третьей нити – творческой, или нити созидания, которая «сучится» параллельно двум другим. Этот процесс на «пути домой» есть не что иное, как возведение «лестницы Якова», которая, согласно Библии, соединяет небо и землю. Когда энергия нити жизни совместно с токами нити сознания будет увязана с творческой энергией нити созидания, тогда возникнет нечто качественно иное – антахкарана. Антахкарана – это световой мост, находящийся в процессе становления путем объединения трех энергетических нитей в едином нисходящем энергопотоке. Антахкарана в переводе с санскрита означает «радужный мост» и представляет собой некую многоцветную силу, которая стремится вернуться в «родную обитель» – лотос души, обогатившись опытом и плодами эволюции.
Таким образом, развитие любой формы сознания ведет к строительству антахкараны – связующего моста между личностью и душой. Этот мост строится от ментального плана к плану каузальному, где обитает душа. Другими словами, это мост, выстраиваемый мыслью и всем процессом творческого мышления. Можно сказать, что антахкарана – это связующая линия от знания к мудрости, восхождение, опирающееся на опыт и нацеленное на достижение высшего уровня познания или прозрения – света души. Антахкарана – это состояние все более возвышающегося сознания и пробуждения, в процессе которого личность призвана стать просветленным орудием души. Малый свет личности человек должен сознательно соединить с великим светом души, чтобы в конечном итоге сказать о самом себе: «Я – точка света в более ярком свете». Это же имел в виду и Христос, когда сказал, что мы должны увидеть «свет в свете». К слову сказать, имя основателя буддизма – Будда – означает «пробужденный», то есть тот, кто достиг абсолютной чистоты и ясности и стал «светилом лучезарным».
В чисто конкретном плане выстраивание антахкараны знаменует собой процесс творчества, то есть ведет к тому, чтобы каждый из нас стал творческим человеком, инспирируемым душой. Когда человек в процессе усвоения знания обретает сознательное чувство ответственности и в нем под влиянием жизненного опыта пробуждается чувство родства со всеми живущими – в ходе всего этого процесса в нем активно формируется творческая нить, а стало быть, «ткется» антахкарана. Когда знание воспринимается как свет, которым следует делиться с окружающими, а радость жизни вызывает дух общности, единства и согласия, тогда к душе человека протягивается творческий лучик знания, приближающий его к мудрости. Этот процесс можно изобразить следующим образом:
1. Знание……………………………………………..Усиление нити сознания
Чувство ответственности за все происходящее
2. Опыт и познание жизни………………………….Усиление нити жизни
Чувство родства со всеми живущими
Результатом этого является
3. Творчество………………………………………..Формирование творческой нити
Возрастающая мудрость
В ходе этого процесса в человеке все больше будет проявляться божественное трезвучие. По мере строительства и завершения «радужного моста» пронизанная светом души личность человека будет во все более возрастающей степени выражать волю, любовь и разум, энергопоток сознания будет неуклонно усиливаться, и все это в конечном счете приведет к состоянию непрерывности сознания, которое навсегда искоренит из личности страх перед смертью, а саму личность вырвет из плена самопроизвольной изоляции. Вначале утвердится нерушимая связь между душой и личностью, затем – связь души с монадической триадой. Именно эта мистерия описана в Библии в следующих словах: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Прит. 4:18).
Строительство антахкараны начинается процессом творчества, а завершается процессом медитации. В этом отношении полезно более детально рассмотреть, как именно духовная позиция в жизни обращает ум к беспредельному источнику творчества и ведет к медитативной практике. Эту жизненную позицию и духовную акцентировку, способствующие усилению антахкараны, можно выразить следующим образом:
1. Пребывать в свете………………………Центрирование
2. Утверждать в свете……………………..Связь
3. Созидать в свете………………………...Развитие
Пребывать в свете – значит покоиться в центре, значит создавать поток света, связывающий тело, чувства и мыслящий разум. Пребывать в свете – значит формировать собственную мировоззренческую ось, значит совершенствовать свою способность всегда быть в центре, значит покоиться в центре храма. Когда эта линейно-кольцевая связь закрепляется, возникает связь между телами личности, а влияние души возрастает.
Утверждать в свете – значит сознательно привлекать к себе душевные качества. Привлекать – то же самое что призывать. Мысленно утверждая и подкрепляя что-либо, человек добивается реальных результатов по методу «как если бы». Лицезреть духовные качества – значит призывать их, ибо энергия всегда следует в кильватере мысли. Утверждение суть вера, основанная на знании. Утверждать в свете – значит воплощать возможное в действительном, закрепляя это воплощение волевым посылом: «Это именно так!». По словам Е.П. Блаватской, вера без воли – что парусник без ветра. Вера же, исполненная воли, приводит в движение целые миры.
Принцип созидания в свете является закономерным следствием первых двух. Когда человек пребывает в свете и утверждает в свете, в данной сфере действия он создает светлые мыслеформы. Мир нуждается в творчестве, утверждающем свет. Свет есть жизнь, а жизнь есть развитие. Любая деятельность, способствующая претворению Божественного плана на Земле, есть деятельность, рожденная светом, проникнутая светом и этот свет несущая. Она вибрирует в такт с ритмом целого и вызывает резонанс. Созидать в свете – значит воплощать в действительность библейские слова: «Как на небе, так и на земле».
Вся эта трехсоставная жизненная позиция сводится в конце концов к простому медитативному упражнению, способствующему выстраиванию антахкараны и утверждающему новые душевные качества в повседневной действительности. Продолжительность упражнения – 10-15 минут, для его выполнения необходимо закрыть глаза, расслабиться и выровнять дыхание. Оно состоит из пяти этапов:
1. Произнесите трижды вслух или про себя священное слово AUM («ОМ»). Первый звук – это обращение личности к душе с целью ее призвания. Второй – отклик души на зов личности. Третий – интонирование слова на уровне личности, озаренной светом души и пребывающей в свете.
2. Произнесите «обет ученика» – посвящение себя работе по претворению Божественного плана, наполняя смыслом каждое слово:
Я – точка света в более ярком свете.
Я – луч энергии любви в потоке Божественной любви.
Я – искра жертвенного огня в огне Божественной воли.
И на том стою!
Я – путь, которым следуют люди.
Я – источник силы, помогающей им выстоять.
Я – луч света, освещающего их путь.
И на том стою!
И стоя так, обернусь,
И вступлю на пути человечьи,
И познаю Божественную волю.
И на том стою!
3. Поразмыслите над смыслом сказанного.
4. Завершите медитацию, трижды произнеся слово «ОМ» и посылая миру свет, любовь и силу. (С этой целью рекомендуется «Великий призыв».)
5. Откройте глаза и с обновленной силой вернитесь к повседневным делам во внешнем мире.
И помните: плоды любой медитации выявляются лишь в служении!
Поскольку, как указывалось выше, строительство антахкараны и обретение связи с душой у большинства людей происходит естественным образом в процессе эволюции, то для лучшего понимания темы будет целесообразно рассмотреть, как совершается и что собой представляет этот процесс применительно как к отдельно взятому человеку, так и человечеству в целом.


2. Эволюция


Основные положения

Одной из самых плодотворных идей, которые дало современному миру научное естествознание, является понятие эволюции. Однако по причине «приземленности» или, лучше сказать, материалистичности научной мысли эта идея в ее естественнонаучной интерпретации отражает лишь половину правды. Вторую половину добавляет оккультная наука, в результате чего идея эволюции предстает как центральный аспект философского мышления.
Естественнонаучная теория эволюции, как она сформулирована Чарльзом Дарвином и его последователями, утверждает, что мутации, приводящие к появлению огромного количества форм, или видов, жизни, в природных царствах, далеко не случайны и являются результатом постепенного приспособления этих форм к условиям внешней среды обитания. Эта теория привносит некоторый порядок в удручающе огромное множество биологических феноменов и показывает, что великое разнообразие форм жизни не существует как попало, в хаотичном беспорядке, а объединяется воедино неким общим эволюционным принципом.
Ограниченность этой теории в том, что эволюция, как утверждают ученые-естественники, обусловлена исключительно приспособлением физических форм жизни к окружающей среде, а сама жизнь, населяющая эти формы, является побочным продуктом биологических процессов. Это ограничение – естественное следствие той основополагающей позиции, которую занимает естествознание по отношению к природе и вселенной, позиции, которую можно обозначить одним словом – «материализм».
Вклад оккультной науки куда более непредвзят и ценен: она уделяет гораздо больше внимания жизненному аспекту явлений, объединяя его с формообразующим аспектом и давая тем самым более полную и законченную картину этого процесса. С помощью так называемых сверхчувственных средств познания, или экстрасенсорного восприятия (ЭСВ), оккультистам на протяжении многих веков удавалось проникать в глубинную суть природы явлений, на основании чего они с полным правом утверждали и продолжают утверждать, что жизнь – это не побочный продукт биологических процессов, происходящих в физических или материальных формах, а самостоятельный принцип, использующий эти формы в качестве средств самопроявления и самовыражения в физическом мире.
Короче говоря, жизнь воплощается в материальные формы для того, чтобы развивать сознание, поэтому эволюция – это в первую очередь процесс развития сознания и лишь во вторую очередь – процесс развития форм. Это можно проиллюстрировать примером из области электричества, где жизнь можно сравнить с электрическим током, а материальную форму – с проводником. Согласно законам энергии, когда ток течет по проводнику, это вызывает к жизни третий фактор – магнитное поле, которое в системе наших аналогий будет соответствовать сознанию. Если проводник прямой, магнитное поле слабое, а если проводник усложнить, например намотав на катушку, сила магнитного поля будет возрастать прямо пропорционально количеству витков (намоток). Это означает, что если форма жизни проста и примитивна (прямой проводник), то сознание неразвито, однако по мере того как биологические формы в процессе жизни усложняются (катушка с увеличивающимся числом витков), то соответственно возрастает и уровень сознания. Самая сложная форма, созданная до настоящего времени в процессе эволюции, – человеческий мозг, поэтому человеческое сознание на данном этапе развития предстает как самое высокоразвитое в природе.
Жизнь принимает различные формы, одну за другой, и постепенно, под влиянием внешних стимулов, воспринимаемых этими формами, реализует свои потенциальные возможности. Формы умирают и исчезают, но та жизнь, которая действует через них, и то сознание, которое возникает при ее взаимодействии с формой, постоянно растут и развиваются. Тем самым процесс эволюции обретает разумную цель, позволяя не только освещать прошлое и настоящее, но и в какой-то мере проникать в будущее – и в отношении природы или человечества в целом, и в отношении нас самих как индивидуумов.
Согласно эзотерическому учению, все формы в природе, включая и человека, стремятся ко все большей степени совершенства, поэтому большое внимание это учение уделяет тем стадиям, которые мы проходим на пути к этому совершенству. По сути, это одно из ключевых посланий эзотерической доктрины, Все сведения о природных процессах, которые дает нам оккультизм, вторичны по сравнению с этим «эволюционным посланием». Пусть это прозвучит вызывающе, но эзотерическое учение – это, в сущности, одна большая педагогическая система манипуляции людьми, которая призвана стимулировать их сознание в направлении преобразования себя и окружающего мира. То же огромное количество частной информации, которой оно нас снабжает, служит неким мотивирующим фактором, побуждающим нас реализовать свои латентные духовные свойства столь же научно обоснованно, сколь научно обоснованно мы исследуем другие аспекты собственного существования.
Эволюция божественной жизни происходит благодаря циклическим воплощениям ее в многочисленные природные формы. Эти воплощения сменяются периодами покоя, или развоплощения, когда жизнь ассимилирует полученный опыт и преобразует его в определенные качества. Именно этот процесс в жизни человека мы и называем повторным рождением, или реинкарнацией. В принципе, у этого процесса нет каких-либо границ или ограничений, однако – и это важно понимать – у отдельных его стадий есть вполне определенные границы, и это же в полной мере касается и той стадии развития сознания, которую мы называем человеческой.
Эволюция человека завершается рядом расширений сознания, называемых посвящениями, и когда человек достигает пятой степени посвящения, ему, в сущности, уже нечему учиться на Земле, для этого раз за разом воплощаясь в человеческую форму. Отныне он становится Учителем, тем, кто сознательно и целеустремленно управляет своей жизнью, а потому прекращает свои воплощения в физическом мире и переходит в следующее, сверхчеловеческое царство. Когда мы слышим о том, что на земном шаре в физическом теле живут духовные Учителя человечества, слова о теле не следует воспринимать в том смысле, что оно было инкарнировано, то есть «рождено женщиной», а только в том смысле, что оно представляет собой некий мысленный образ, материализованный Учителем, с тем чтобы иметь некий инструмент, с помощью которого он мог бы выполнять в этом физическом мире свои обязанности в служении человечеству.
Естественно, что мы, «обычные» люди, не в состоянии представить себе уровень сознания такого Учителя, ибо он настолько превосходит наш, что совершенно не укладывается в привычные для нас рамки представлений и понятий.

Обзор эволюции

Давайте сделаем небольшой панорамный обзор того гигантского процесса эволюции, малой частью которого является и наше собственное личностное развитие. Согласно эзотерическому учению, та жизнь, которую мы видим вокруг себя, проистекает из единого Божественного источника. В самом начале все те качества, которые мы связываем с божественным совершенством, присутствуют в нас в латентном виде – подобно тому как желудь заключает в себе в латентном виде могучий дуб. Движимые импульсами извне и подгоняемые неослабевающим напором Божественной воли изнутри, мы постепенно реализуем эти качества одно за другим, и когда жизнь, достигнув относительной степени совершенства, наконец возвращается к своему первоистоку, все эти качества, характеризующие определенные ступени развития, предстают как полностью раскрывшиеся и проявленные.
Оккультная наука утверждает, что наша Солнечная система состоит из семи взаимосвязанных и проницающих друг друга миров. Это означает, что помимо нашего физического мира, который мы воспринимаем органами чувств и измеряем научными приборами, есть еще шесть миров, столь же реальных и конкретных, как и мир физический. Эти миры называют планами, и за каждым из них закреплено определенное название. Мир, следующий непосредственно за физическим, называется астральным планом, и он связан с нашей чувственной жизнью. Это тот план, на котором мы пребываем во время сна и куда попадаем сразу после смерти физического тела. Если кратко описать, как именно этот план соотносится с планом физическим, то достаточно сказать, что те «частицы», из которых этот план состоит, просто-напросто заполняют «пустое пространство», наличествующее внутри физических атомов и молекул. Так называемая масса физического атома в действительности составляет невероятно малую часть от общего объема пространства. Остальная же часть – собственно «пустое пространство» – заполнено астральными «частицами», которые, как и физические атомы, связаны между собой определенным образом, образуя некий конкретный мир. Эти «частицы» еще меньше, чем физический атом, и движутся они с огромными скоростями, далеко превосходящими скорость физических частиц.
Следующий мир, проницающий мир астральный и физический, называется ментальным планом и связан с нашей мысленной жизнью. Здесь мы тоже пребываем какое-то время после физической и астральной «смерти». Затем следуют буддхический, атмический, монадический и логоический планы: все они связаны с нашей высшей духовной природой и на нынешнем этапе эволюции выступают как потенциальные сферы развития.
Эволюция начинается в физическом мире, поскольку именно здесь природа впервые производит твердые материальный формы – минералы, в которые может инкарнировать жизнь, чтобы посредством их развивать сознание. До этой фазы жизнь из высшего духовного истока в своем движении стремилась через планы «вниз» или «вовне» – процесс, называемый инволюцией, то есть процесс «вживания» духа во все более плотные материальные состояния, или планы. Эзотерическое учение немногое сообщает об этой фазе, однако известно, что, когда жизнь вступает в физический мир, она к этому моменту минует три эволюционные стадии, каждая из которых соответствует одному царству природы.
Минеральное царство – это «самая низшая» точка, или «поворотный пункт», на той дуге, по которой жизнь следует от высших духовных состояний вниз, через планы, и обратно к своему духовному истоку (см. иллюстрацию). Это царство весьма основательно изучено естествознанием, но лишь с точки зрения формообразования. С эзотерической же точки зрения минералы тоже живые существа, обладающие особой формой сознания. Если некоторые вещества растворить в воде, то можно увидеть, как благодаря этому возникают химические соединения, а это значит, что ионы обладают своеобразной способностью к различению и различной степенью «симпатии» и «антипатии» по отношению друг к другу. Это называется химическим сродством – эзотерический термин, используемый для обозначения минеральной формы сознания.
Следующая стадия – растительное царство. Здесь жизнь развивает гораздо большую степень чувствительности к окружающей среде, и вряд ли кто усомнится в том, что наиболее высокоразвитые представители этого царства – кусты и деревья – обладают достаточно развитой способностью восприятия элементарных процессов в природе, таких, как смена времен года, ночь и день или тепло и холод. Это означает, что астральная, или чувственная, жизнь растений начинает выказывать признаки разумной организации.
За растительным следует животное царство; здесь жизнь начинает развивать следующий аспект сознания – инстинктивный разум. Затем жизнь «вступает в обладание» еще одним «телом» - ментальным. Животные, в отличие от растений, не привязаны к какому-то определенному месту, а это значит, что они могут свободно передвигаться и «вынюхивать» различные явления окружающей среды. Это дает гораздо более разнообразную и тонко нюансированную картину окружающего мира и приводит к образованию – в процессе животной эволюции – особых физических инструментов сознания, таких, как нервная система и мозг, которые способны отражать процессы, происходящие в астральном и ментальном телах. Короче говоря, животные могут испытывать наслаждение и боль, а также наделены способностью запоминать пережитое ими и делать из этого – пусть и на уровне инстинктов – необходимые заключения.
Здесь, однако, следует заострить внимание на том, что между описанными природными царствами нет каких-либо четких границ сознания. Например, у наиболее высокоразвитых видов растений сознательная жизнь, или сфера сознания, несомненно, куда богаче, чем у простейших и наиболее примитивных животных форм. Поэтому не нужно думать, будто жизнь проходит каждое царство от начала и до конца, прежде чем перейти в следующее. Всегда имеются так называемые «перехлесты», или наложения, где некоторые формы жизни завершают путь развития в одном царстве и начинают этот путь в следующем несколько раньше, чем другие.

Человеческое царство

Наконец мы добрались до человеческого царства, где, согласно оккультной науке, происходит принципиальная смена, или скачок, в механизме развития. Дело в том, что в трех низших царствах ни один из физических организмов не обладает индивидуальной душой, как это имеет место у человека. Минералы, растения и животные объединяются в группы, называемые семействами, родами или видами, что нередко обусловлено географическим разделением, и каждая группа управляется принципом коллективной души, которая ассимилирует опыт отдельных ее представителей, или форм жизни, и передает квинтэссенцию этого опыта потомству в виде инстинктивных задатков.
Когда же жизнь достигает человеческой стадии развития, то здесь она формирует новое тело, а именно: индивидуальное тело души. Этот процесс называется индивидуализацией, поскольку жизнь переходит от коллективного управления к индивидуальному. Это новое тело носит название каузального, или причинного, тела, поскольку с этого момента оно является «причиной», то есть отправной точкой, эволюции жизни и сознания. Душа – это самость, «я», индивидуальность, воплощающаяся в различные «личности», образуемые мысленным, или ментальным, телом, чувственным, или астральным, телом и физическим телом действия. Когда завершается очередная инкарнация и душа усваивает тот «урок», который она на себя добровольно возложила, она отбрасывает эти тела одно за другим и возвращается в свой собственный мир, чтобы обработать там полученные впечатления.
Таким образом, самосознание – тот определяющий фактор, который отличает человека от всех других существ в природе и который наделяет его способностью с определенного момента сознательно и творчески участвовать в собственном развитии, колоссально ускоряя тем самым этот процесс.
Ранние стадии человеческого развития крайне примитивны: здесь мы прежде всего познаем великий природный механизм управления – закон кармы, то есть закон причины и следствия, действия и противодействия. Это один из фундаментальных законов эволюции: он управляет развитием жизни таким образом, который позволяет стимулировать силы, содействующие ее ходу, и тормозит силы, этому ходу препятствующие.
Человек, оказываясь в различных условиях и обстоятельствах, пожинает все мыслимые виды опыта и медленно развивает сначала инстинктивно-физическую жизнь (половой инстинкт и инстинкт самосохранения), затем чувственно-эмоциональную жизнь (желания и страсти) и наконец – свою ментальную природу, то есть учится мыслить аналитически о конкретных связях как в отношении себя, так и в отношении окружающих. Именно на этой стадии и пребывает сегодня большинство людей. Однако в различных уголках Земли есть и такие представители рода человеческого, которые учатся мыслить абстрактно, то есть не конкретными вещами, а понятиями, тем самым постепенно приближаясь к познанию собственной души, ибо абстрактное мышление неразрывно связано с процессами в каузальном теле, где обитает «главный мыслитель» – душа.
Это ключевая точка развития, ибо до этого момента душа была принуждена занимать достаточно пассивное отношение к процессу развития, уступая доминирующую роль другому фактору – закону кармы. Теперь же она получает возможность непосредственно вмешиваться в ход развития и управлять им в соответствии с планом, который она сама составляет в период отдыха между инкарнациями. Благодаря этому человек неуклонно приближается к последнему, высоко продвинутому и относительно короткому отрезку своей эволюции. Отныне он вступает на путь посвящения, развивает свои высшие духовные возможности – буддхический, атмический и монадический аспекты – и переходит таким образом на следующую стадию - в сверхчеловеческое природное царство, которое называют по-разному: Великое Белое Братство, Внутреннее мировое правительство или Иерархия.


3. Посвящение

В наши дни большинство людей, изучающих эзотерическую науку, безусловно, отдает себе отчет в том, что путь духовного развития – это не какое-то отвлеченное, абстрактное понятие, а вполне конкретный, определенный процесс, разделяющийся на стадии, называемые посвящениями.
В старой теософской литературе уделяется большое внимание этому предмету, но лишь в новейшие времена, с появлением на арене Алисы Бейли, написавшей в сотрудничестве с тибетским учителем (Тибетцем) Джуалом Кхулом «откровение Нового Века», понятие посвящения заняло достойное, если не центральное, место в эзотерической картине мира. Кстати, насколько большое значение указанные авторы придавали этому предмету, видно хотя бы по тому факту, что первая и последняя книги, написанные ими «в соавторстве», – «Посвящение солнечное и человеческое» и «Лучи и посвящения» – не только содержат это слово в названии, но и всесторонне разрабатывают это понятие. И это неслучайно. Несомненно, что авторы, особенно Тибетец, стоящий за экстернализацией всего учения, хотели привлечь внимание эзотериков к этой теме, указав на чисто практический характер духовного пути развития.
Вот что пишет Тибетец (через А. Бейли) в книге «Лучи и посвящения» (с. 669):
«Многие, читающие данные инструкции и изучающие написанные мной книги, находятся в процессе подготовки к тому или иному посвящению, поэтому вся эта тема должна представлять для вас подлинный интерес. Вы должны определить (хотя бы в смысле тенденции), какое посвящение вам предстоит, и затем изучить все, что только можно, о нем и его предпосылках, стараясь практически применить эту информацию. То, что я даю, либо истинно, либо ложно. Если истинно, оно жизненно важно для вашего будущего прогресса, поэтому вы должны стараться по-настоящему постичь сказанное».
Но Тибетец не единственный, кто затрагивает в своих посланиях эту тему. В 1988 году, спустя несколько лет после смерти Джефри Ходсона, теософское издательство выпустило в свет его книгу «Свет святилища. Оккультный дневник Джефри Ходсона». Ходсон был посвященным третьей степени (он получил это посвящение 10 сентября 1947 года) и в течение своей долгой плодотворной жизни состоял в контакте с членами Иерархии, которые использовали его исключительные психические и духовные способности для передачи человечеству важной информации. На одной из страниц его книги мы находим следующее послание от учителей Мория и Кут Хуми:
«В последнее время твой вклад в дело начал затрагивать верхние границы этой структуры, а именно – духовно-оккультное учение и особенности его использования двумя типами людей: теми, кто искренне ищет философскую и религиозную истину, на которой они могут основывать свою жизнь, и теми, кому требуются помощь и руководство в связи с предстоящим им продвинутым путем развития и кто, будучи совершенно лишен акамкары (то есть «я»-принципа, или самосознания), чувствует себя призванным вступить на него».
Затем Мория, учитель Ходсона, несколько углубляет эту тему:
«Да, Джефри, мы весьма ценим напечатанную тобой брошюру («Путь к Учителям Мудрости»), особенно в нынешний период времени… Она привлекательна тем, что устремляет внимание на великие идеалы, связанные с духовной жизнью. Продолжай работу – если только мы имеем право на подобное ободрение, – раскрывая идеалы ученичества и посвящения – так, как ты только что сделал столь достойным образом».
Здесь же мы находим и послание учителя Ракоши – нынешнего махачохана:
«Оккультный путь развития необычайно важен – не только для современных людей, но и для человечества в целом. Когда одна эго-личность делает шаг вперед, она ускоряет эволюцию всей человеческой расы, особенно в смысле ментального отношения к самой жизни и всем разумным существам, а также в смысле отношения ко всему прогрессу в тех скромных пределах, в рамках которых отдельный человек может решиться повлиять на все человечество. Поэтому те, кто находится на пути развития, с точки зрения эволюции расы необычайно важны как для братства адептов в целом, так и для тех учителей, которые ответственны за выполнение этой особой функции».
А ниже мы читаем послание учителя Сераписа, принадлежащего к братству Луксора:
«Эти три центральные темы таковы:

  1. Возможность духовного прогресса под руководством адепта благодаря последовательным и все более действенным посвящениям.

  2. «Змеиный» огонь со всеми его аспектами и символами – так, как он проявляется в твоей деятельности.

  3. По мере того как достаточное число людей подвергается влиянию и выказывает истинный дух, мы с твоей помощью и с помощью других можем предпринимать дальнейшие шаги в деле утверждения оккультных мистерий как общепризнанного аспекта цивилизации. Это, как тебе известно, наша цель – сделать так, чтобы для тех, пока еще немногих достойных уважения мужчин и женщин, которые мыслят должным образом, Священные Врата оказались бы вновь притягательными и чтобы они получали доступ ко все более продвинутым ритуалам посвящения».
И наконец, учитель Мория четко и ясно определяет значение затронутой темы:
«Изъять из теософского учения великие идеалы и цели ученичества – все равно что лишить теософию сердца и души. Утверждение идеалов, неотъемлемых от пути развития, через доктрину и категории мышления Теософского общества – одна из величайших, если не величайшая ответственность, возложенная на тебя в этой жизни. Продолжай в том же духе! Путь развития – тайная жизнь и незримый свет этого мира».
Необходимо понимать, что сегодня понятие развития необычайно актуально для очень многих людей. Как не раз указывала Иерархия, все человечество в целом приближается к порогу первого посвящения. Это, разумеется, не значит, что большинство людей на планете достигнет этой ступени посвящения в течение ближайших нескольких столетий, ибо в связи с этим нужно не забывать и о другой информации, исходящей из того же источника, а именно: что две пятых человечества в следующем круге (то, что в Библии называется «Судным днем») будут переведены на другую планету, поскольку на данный момент эти люди не вписались полностью в духовный процесс развития, который, вероятно, продлится еще десяток миллиардов лет.
Так что информация о том, что человечество приближается к порогу первого посвящения, видимо, больше указывает на то, что число посвященных в течение относительно короткого времени достигнет того уровня, который мы привычно называем критической массой, то есть число таких людей возрастет настолько, что они начнут оказывать значительное влияние на развитие общества. А так как эти люди по определению достаточно высокоразвиты, то, как это должно быть понятно, их не так уж и много в сравнении с общим количеством воплощенных людей. Вот что говорит по этому поводу Тибетец:
«Первым главным доказательством того, что человечество (в большинстве своих наиболее продвинутых представителей) прошло первое посвящение, будет появление цикла совершенного нового творческого искусства («Лучи и посвящения», с. 572).
В этой связи будет более чем уместно рассмотреть понятие посвящения с точки зрения тех свойств и качеств, которые должны развить в себе духовно ищущие люди и которые будут характеризовать их готовность к принятию соответственно первого, второго и третьего посвящений. Дальнейшие, более высокие посвящения для большинства людей на данном отрезке развития вряд ли представляются актуальными, поэтому мы в основном сфокусируемся на первых трех, рассмотрев остальные (в самых общих чертах) в следующей главе.
Для определения собственной степени посвящения (как, впрочем, и степени посвящения других людей) можно использовать два раз