Изыди, нечистая сила!
Вселиться бесы могут не в каждого, но практически любой человек подвержен их нападению.
Сегодня верить в Бога (или, по крайней мере, об этом говорить) стало почти также обязательно, как раньше быть атеистом. Однако когда речь заходит о дьяволе или бесах, подавляющее большинство неофитов относится к ним, как к сказке, суеверию или порождению мрачного средневековья. Между тем в трех храмах Беларуси сегодня проводится чин изгнания бесов. В одной из этих церквей накануне Пасхи побывал корреспондент "БДГ". Надо заметить, что вера в Бога сама по себе подразумевает веру в существование его вечного антипода - дьявола и соответственно сопутствующей ему нечисти. Таким образом, получается, что верить во Всевышнего и при этом сомневаться в существовании бесов, по меньшей мере, нелогично. С этой мыслью я и отправилась в церковь поселка Смиловичи, где субботним утром должен был состояться чин изгнания бесов.
Чин или Последование (так называется этот обряд) проводил отец Валериан. В высоком священнике с открытым, красивой "лепки" лицом чувствуется удивительная твердость, покой и уверенность, присущие лишь очень сильным и убежденным в абсолютной правоте своего дела людям.
Сначала ничего не происходило: примерно полчаса отец Валериан, стоя спиной к пастве, монотонным голосом читал молитвы. И вдруг над головами молящихся взлетают чьи-то руки, и раздается звук падающего тела. Это здоровый мужик лет сорока ни с того ни с сего грохнулся в обморок. Довольно быстро он приходит в себя, но почти сразу после этого раздается громкий стон, и женщина, которая только что спокойно стояла неподалеку от меня, вдруг начинает корчиться и вскрикивать. Становится слегка не по себе. Доносится голос отца Валериана: "Душа наша, как птица, да избавится от сети ловящей...". Откуда-то слева из толпы раздается громкое рычание, и очень грубый женский голос кричит: "Не хочу, не пойду, буду сидеть в тебе, Нина!". Почти сразу тот же женский голос, но без рычания и нарочитой грубости, начинает просить оставить ее в покое... Через некоторое время справа от меня начинается примерно такой же диалог: "Ведьма ты! В каком году померла?". - "А в 1462!". - "Вижу тебя, вижу, ты в синей кофте с красной юбкой...". Все это громко выкрикивает внезапно рухнувшая на колени пожилая женщина, которая только что с весьма благообразным видом осеняла себя крестным знамением. "Ненавижу тебя, Валериан, ненавижу! И всех вас тоже ненавижу", - зло вопит она...
Отец Валериан по-прежнему читает, не обращая внимания на крики, делая паузы лишь тогда, когда они становились слишком громкими и перекрывали его голос: "...И пошли им ангела мирна, ангела крепка, души и тела хранителя...". На ступеньке, ведущей к Царским вратам, примостился мальчик с "пустыми" глазами, который бессмысленно водит пальцем по полу, чертя на нем одному ему ведомые узоры. Каждый раз, когда положено креститься, стоящая над ним мать с изможденным, исстрадавшимся строгим лицом наклоняется над сыном и аккуратно, не спеша, кладет на него крест.
"...Изыдите и разлучитесь с душами рабов Божьих", - спокойно говорит отец Валериан.
"Ой, плохо мне, ой, как плохо!" - раздается стон, а я пытаюсь понять, кому это "мне": молодой женщине, которая рядом обливается слезами, или...
"Отлучися!" - тихим усталым голосом говорит священник.
"Я же сказал, что выйду, - раздается злой мужской голос. - Отцепись!".
"Не молися, батюшка, плохо нам!" -стонет проклинавшая всех и вся моя пожилая соседка... "Грешна я, грешна, девять лет не пускала сына в церковь, завтра же приведу"...
И тихий голос священника: "Отлучися! От ума... От души... От сердца... От утроб"...
Все закончилось. Если кто-то ожидает сенсаций, скажу сразу - бесы по церкви не прыгали, чертей видно не было. Не было также грозных громких криков "Изыди!", нездорового ажиотажа или массового психоза. Создавалось впечатление, что каждый занят своим делом: священник изгоняет бесов, бесы мучают особо приглянувшихся им прихожан, а остальные спокойно, как и полагается в церкви, внимают молитвам и алчут исцеления от недугов душевных и телесных. Если говорить о субъективных впечатлениях, то у меня ни истерики, ни желания кого-либо проклясть во время этой процедуры не возникло. Удивило же то, что после довольно длительного и весьма тягостного обряда не чувствовалось ни малейшей усталости, более того, появилось ощущение необычайной легкости и умиротворения. Постепенно прихожане и приезжие разошлись, и отец Валериан согласился ответить на мои вопросы.
Оказалось, что изгнанием бесов он занимается уже около десяти лет. В Беларуси этот чин, кроме Смиловичей, проводят еще в одной из церквей Брестской области, а также в деревне Загорье Смолевичского района. Вообще же, изгнание бесов, как правило, проводят в монастырях, там особая жизнь, очень строгие правила, монахи денно и нощно молятся за наш грешный мир, за счет чего, собственно говоря, мы все и спасаемся. Десять лет назад в Беларуси изгнанием бесов вообще никто не занимался, и люди, нуждавшиеся в помощи, были вынуждены ехать в российские монастыри. Отцу Валериану стало обидно за державу, и он решил облегчить участь страждущих прямо здесь, в тридцати километрах от Минска. До сих пор далеко не все приветствуют его деятельность, считая, что изгнание бесов - удел исключительно монахов, а не белого священства. Так что, порой приходится страдать и от своих, и от чужих. Однако у отца Валериана имеется благословение Владыки, и многие священники направляют в эту церковь своих прихожан с просьбой помочь им. Чин изгнания бесов был составлен знаменитым киевским Митрополитом Могилой. С одной стороны, все просто: открыл книгу - и читай. С другой - надо помнить, что тот, кто борется против нечистой силы, берет на себя очень большое дерзновение, и потому жизнь свою должен предельно приблизить к заповедям Христовым. "Кроме того, - заметил отец Валериан, - враг мстит, а потому и сам страдаешь от него, и близкие твои. Чуть оступишься - так сразу и получишь удар"...
- Отец Валериан, в кого бесы вселяются в первую очередь?
- Бесы прежде всего вселяются в тех, кто ослабил себя грехами. Наиболее тяжкими сегодня являются такие грехи, как убийство (аборты) и прелюбодеяние, через которые люди в основном и страдают. Я всегда пытаюсь найти истоки того, что произошло с человеком, спрашиваю, после чего началась беда, пришла болезнь. Нередко неадекватные реакции возникают после просмотра каких-либо видеофильмов, чтения литературы по черной и белой магии, общения с сомнительными проповедниками и целителями, которых сегодня развелось сверх всякой меры.
По словам священника, вселиться бесы могут не в каждого, но практически любой человек подвержен их нападению, поскольку эта нечисть постоянно присутствует в нашей жизни. Светлый ангел-хранитель, которого человек получает при крещении, неотрывно следует за ним с правой стороны и последовательно записывает все добрые дела, чтобы во время суда над душой представить их Богу в нашеоправдание. А бес неотступно сопровождает человека слева и прилежно фиксирует все творимые им пакости и беззакония, чтобы с помощью подробного перечня совершенных грехов, в конце концов, совлечь душу грешника в ад.
- Какие еще бывают действия людей во время обряда, кроме криков и обмороков?
- Иногда люди становятся очень агрессивными, бывает, что и на меня кидаются.
- А как отличить бесовскую напасть от обычной болезни?
- Телесный недуг обычно исцеляется в больнице, для этого Господь дал людям врачей. Но есть болезни, которые не поддаются лечению ни хирургическим, ни терапевтическим, ни психологическим путем. Человек годами лечит тот или иной недуг, а сдвигов не видно. А самый первый и верный признак бесовской напасти - когда врачи, несмотря на проводимые обследования и анализы, не могут поставить диагноз. В этом случае можно не сомневаться, что в первую очередь больна душа, а страдания плоти - уже следствие... Сейчас встречается все больше людей, у которых вдруг, без каких-либо травм и видимых причин, наступает эпилепсия. По словам самих прихожан, побывав в смиловичской церкви, очень многие чувствуют облегчение, у больных постепенно сокращается количество приступов, некоторые исцеляются полностью. Как здраво заметила одна старушка, если бы не становилось лучше, то люди сюда не приезжали бы. А в Смиловичи едут со всей Беларуси.
Вспоминая весьма впечатляющую процедуру, свидетелем которой только что пришлось быть, не могла не поинтересоваться: куда же деваются бесы, покинувшие человека?
- А туда, откуда они приходят, где им и место, - в преисподнюю.
- Можно ли увидеть беса своими глазами?
- Я сам не видел, но ко мне нередко приходят люди, которые жалуются, что не могут жить в доме, поскольку, как только наступает ночь, появляется некая темная сущность неблагообразного вида. Иногда они маленькие, иногда, наоборот, очень большие.
- Могут ли вселиться бесы в детей?
- Да, по грехам их родителей.
По словам священника, иногда с первого взгляда на человека становится ясно, что медлить нельзя и надо, бросив все, работать с ним индивидуально.
- Бывает, что люди уже стоят на грани жизни и смерти, и тогда дело не терпитотлагательств, - говорит отец Валериан. - Например, если привозят молодых людей, которые уже несколько раз пытались покончить жизнь самоубийством. В подавляющем большинстве случаев удается помочь. Нередко родители жалуются на то, что их дети куда-то уходят и месяцами не возвращаются домой. В таких случаях тоже часто удается помочь, дети возвращаются домой и продолжают спокойно учиться.
- Кто чаще обращается?
- Обращаются люди из разных сословий. Случается, что в самой что ни на есть благополучной семье сын или дочка начинают выделывать такие фокусы, что родители приходят в ужас.
- Обращались ли к вам жертвы деструктивных сект?
- Да, конечно. Я сталкивался с жертвами кришнаитов, Белого братства, секты Муна, с виссарионовцами. Мне кажется, что это самое страшное, что может сегодня с человеком случиться. Они - совершенно зомбированные люди, ничего не слышат, ничего не понимают. А попадаются на естественном человеческом любопытстве, стремлении к новому, необычному...
В ответ на вопрос о том, как надо жить, чтобы бесы оставались там, где им положено, и не тревожили наши тела и души, отец Валериан процитировал апостола Павла, который сказал: "Мы не можем выйти из мира, но мы не должны делать то, что делает мир", и посоветовал не искать ничего нового или неожиданного, поскольку по этому поводу все уже сказано в заповедях Божьих более двух тысяч лет назад...
"БДГ", 29.04.2000 г.
Примечание! Некоторые изображения можно увеличивать. Для этого необходимо кликнуть по нему левой кнопкой мыши. Повторный клик по квадратику со стрелками над открывшимся изображением раскрывает его в оригинальном размере.
Вселиться бесы могут не в каждого, но практически любой человек подвержен их нападению.
Сегодня верить в Бога (или, по крайней мере, об этом говорить) стало почти также обязательно, как раньше быть атеистом. Однако когда речь заходит о дьяволе или бесах, подавляющее большинство неофитов относится к ним, как к сказке, суеверию или порождению мрачного средневековья. Между тем в трех храмах Беларуси сегодня проводится чин изгнания бесов. В одной из этих церквей накануне Пасхи побывал корреспондент "БДГ". Надо заметить, что вера в Бога сама по себе подразумевает веру в существование его вечного антипода - дьявола и соответственно сопутствующей ему нечисти. Таким образом, получается, что верить во Всевышнего и при этом сомневаться в существовании бесов, по меньшей мере, нелогично. С этой мыслью я и отправилась в церковь поселка Смиловичи, где субботним утром должен был состояться чин изгнания бесов.
Чин или Последование (так называется этот обряд) проводил отец Валериан. В высоком священнике с открытым, красивой "лепки" лицом чувствуется удивительная твердость, покой и уверенность, присущие лишь очень сильным и убежденным в абсолютной правоте своего дела людям.
Сначала ничего не происходило: примерно полчаса отец Валериан, стоя спиной к пастве, монотонным голосом читал молитвы. И вдруг над головами молящихся взлетают чьи-то руки, и раздается звук падающего тела. Это здоровый мужик лет сорока ни с того ни с сего грохнулся в обморок. Довольно быстро он приходит в себя, но почти сразу после этого раздается громкий стон, и женщина, которая только что спокойно стояла неподалеку от меня, вдруг начинает корчиться и вскрикивать. Становится слегка не по себе. Доносится голос отца Валериана: "Душа наша, как птица, да избавится от сети ловящей...". Откуда-то слева из толпы раздается громкое рычание, и очень грубый женский голос кричит: "Не хочу, не пойду, буду сидеть в тебе, Нина!". Почти сразу тот же женский голос, но без рычания и нарочитой грубости, начинает просить оставить ее в покое... Через некоторое время справа от меня начинается примерно такой же диалог: "Ведьма ты! В каком году померла?". - "А в 1462!". - "Вижу тебя, вижу, ты в синей кофте с красной юбкой...". Все это громко выкрикивает внезапно рухнувшая на колени пожилая женщина, которая только что с весьма благообразным видом осеняла себя крестным знамением. "Ненавижу тебя, Валериан, ненавижу! И всех вас тоже ненавижу", - зло вопит она...
Отец Валериан по-прежнему читает, не обращая внимания на крики, делая паузы лишь тогда, когда они становились слишком громкими и перекрывали его голос: "...И пошли им ангела мирна, ангела крепка, души и тела хранителя...". На ступеньке, ведущей к Царским вратам, примостился мальчик с "пустыми" глазами, который бессмысленно водит пальцем по полу, чертя на нем одному ему ведомые узоры. Каждый раз, когда положено креститься, стоящая над ним мать с изможденным, исстрадавшимся строгим лицом наклоняется над сыном и аккуратно, не спеша, кладет на него крест.
"...Изыдите и разлучитесь с душами рабов Божьих", - спокойно говорит отец Валериан.
"Ой, плохо мне, ой, как плохо!" - раздается стон, а я пытаюсь понять, кому это "мне": молодой женщине, которая рядом обливается слезами, или...
"Отлучися!" - тихим усталым голосом говорит священник.
"Я же сказал, что выйду, - раздается злой мужской голос. - Отцепись!".
"Не молися, батюшка, плохо нам!" -стонет проклинавшая всех и вся моя пожилая соседка... "Грешна я, грешна, девять лет не пускала сына в церковь, завтра же приведу"...
И тихий голос священника: "Отлучися! От ума... От души... От сердца... От утроб"...
Все закончилось. Если кто-то ожидает сенсаций, скажу сразу - бесы по церкви не прыгали, чертей видно не было. Не было также грозных громких криков "Изыди!", нездорового ажиотажа или массового психоза. Создавалось впечатление, что каждый занят своим делом: священник изгоняет бесов, бесы мучают особо приглянувшихся им прихожан, а остальные спокойно, как и полагается в церкви, внимают молитвам и алчут исцеления от недугов душевных и телесных. Если говорить о субъективных впечатлениях, то у меня ни истерики, ни желания кого-либо проклясть во время этой процедуры не возникло. Удивило же то, что после довольно длительного и весьма тягостного обряда не чувствовалось ни малейшей усталости, более того, появилось ощущение необычайной легкости и умиротворения. Постепенно прихожане и приезжие разошлись, и отец Валериан согласился ответить на мои вопросы.
Оказалось, что изгнанием бесов он занимается уже около десяти лет. В Беларуси этот чин, кроме Смиловичей, проводят еще в одной из церквей Брестской области, а также в деревне Загорье Смолевичского района. Вообще же, изгнание бесов, как правило, проводят в монастырях, там особая жизнь, очень строгие правила, монахи денно и нощно молятся за наш грешный мир, за счет чего, собственно говоря, мы все и спасаемся. Десять лет назад в Беларуси изгнанием бесов вообще никто не занимался, и люди, нуждавшиеся в помощи, были вынуждены ехать в российские монастыри. Отцу Валериану стало обидно за державу, и он решил облегчить участь страждущих прямо здесь, в тридцати километрах от Минска. До сих пор далеко не все приветствуют его деятельность, считая, что изгнание бесов - удел исключительно монахов, а не белого священства. Так что, порой приходится страдать и от своих, и от чужих. Однако у отца Валериана имеется благословение Владыки, и многие священники направляют в эту церковь своих прихожан с просьбой помочь им. Чин изгнания бесов был составлен знаменитым киевским Митрополитом Могилой. С одной стороны, все просто: открыл книгу - и читай. С другой - надо помнить, что тот, кто борется против нечистой силы, берет на себя очень большое дерзновение, и потому жизнь свою должен предельно приблизить к заповедям Христовым. "Кроме того, - заметил отец Валериан, - враг мстит, а потому и сам страдаешь от него, и близкие твои. Чуть оступишься - так сразу и получишь удар"...
- Отец Валериан, в кого бесы вселяются в первую очередь?
- Бесы прежде всего вселяются в тех, кто ослабил себя грехами. Наиболее тяжкими сегодня являются такие грехи, как убийство (аборты) и прелюбодеяние, через которые люди в основном и страдают. Я всегда пытаюсь найти истоки того, что произошло с человеком, спрашиваю, после чего началась беда, пришла болезнь. Нередко неадекватные реакции возникают после просмотра каких-либо видеофильмов, чтения литературы по черной и белой магии, общения с сомнительными проповедниками и целителями, которых сегодня развелось сверх всякой меры.
По словам священника, вселиться бесы могут не в каждого, но практически любой человек подвержен их нападению, поскольку эта нечисть постоянно присутствует в нашей жизни. Светлый ангел-хранитель, которого человек получает при крещении, неотрывно следует за ним с правой стороны и последовательно записывает все добрые дела, чтобы во время суда над душой представить их Богу в нашеоправдание. А бес неотступно сопровождает человека слева и прилежно фиксирует все творимые им пакости и беззакония, чтобы с помощью подробного перечня совершенных грехов, в конце концов, совлечь душу грешника в ад.
- Какие еще бывают действия людей во время обряда, кроме криков и обмороков?
- Иногда люди становятся очень агрессивными, бывает, что и на меня кидаются.
- А как отличить бесовскую напасть от обычной болезни?
- Телесный недуг обычно исцеляется в больнице, для этого Господь дал людям врачей. Но есть болезни, которые не поддаются лечению ни хирургическим, ни терапевтическим, ни психологическим путем. Человек годами лечит тот или иной недуг, а сдвигов не видно. А самый первый и верный признак бесовской напасти - когда врачи, несмотря на проводимые обследования и анализы, не могут поставить диагноз. В этом случае можно не сомневаться, что в первую очередь больна душа, а страдания плоти - уже следствие... Сейчас встречается все больше людей, у которых вдруг, без каких-либо травм и видимых причин, наступает эпилепсия. По словам самих прихожан, побывав в смиловичской церкви, очень многие чувствуют облегчение, у больных постепенно сокращается количество приступов, некоторые исцеляются полностью. Как здраво заметила одна старушка, если бы не становилось лучше, то люди сюда не приезжали бы. А в Смиловичи едут со всей Беларуси.
Вспоминая весьма впечатляющую процедуру, свидетелем которой только что пришлось быть, не могла не поинтересоваться: куда же деваются бесы, покинувшие человека?
- А туда, откуда они приходят, где им и место, - в преисподнюю.
- Можно ли увидеть беса своими глазами?
- Я сам не видел, но ко мне нередко приходят люди, которые жалуются, что не могут жить в доме, поскольку, как только наступает ночь, появляется некая темная сущность неблагообразного вида. Иногда они маленькие, иногда, наоборот, очень большие.
- Могут ли вселиться бесы в детей?
- Да, по грехам их родителей.
По словам священника, иногда с первого взгляда на человека становится ясно, что медлить нельзя и надо, бросив все, работать с ним индивидуально.
- Бывает, что люди уже стоят на грани жизни и смерти, и тогда дело не терпитотлагательств, - говорит отец Валериан. - Например, если привозят молодых людей, которые уже несколько раз пытались покончить жизнь самоубийством. В подавляющем большинстве случаев удается помочь. Нередко родители жалуются на то, что их дети куда-то уходят и месяцами не возвращаются домой. В таких случаях тоже часто удается помочь, дети возвращаются домой и продолжают спокойно учиться.
- Кто чаще обращается?
- Обращаются люди из разных сословий. Случается, что в самой что ни на есть благополучной семье сын или дочка начинают выделывать такие фокусы, что родители приходят в ужас.
- Обращались ли к вам жертвы деструктивных сект?
- Да, конечно. Я сталкивался с жертвами кришнаитов, Белого братства, секты Муна, с виссарионовцами. Мне кажется, что это самое страшное, что может сегодня с человеком случиться. Они - совершенно зомбированные люди, ничего не слышат, ничего не понимают. А попадаются на естественном человеческом любопытстве, стремлении к новому, необычному...
В ответ на вопрос о том, как надо жить, чтобы бесы оставались там, где им положено, и не тревожили наши тела и души, отец Валериан процитировал апостола Павла, который сказал: "Мы не можем выйти из мира, но мы не должны делать то, что делает мир", и посоветовал не искать ничего нового или неожиданного, поскольку по этому поводу все уже сказано в заповедях Божьих более двух тысяч лет назад...
"БДГ", 29.04.2000 г.
Примечание! Некоторые изображения можно увеличивать. Для этого необходимо кликнуть по нему левой кнопкой мыши. Повторный клик по квадратику со стрелками над открывшимся изображением раскрывает его в оригинальном размере.