Правое и левое полушарие мозга. Тестируем и развиваем
Правое и левое полушарии мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана.За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга.
Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательности, а правое полушарие воспринимает образы, общее содержание основываясь на интуиции, воображении, творчестве правое полушарие обрабатывает факты, детали, поступающие из левого полушария, собирая их в единый образ и целостную картину. Левое полушарие стремиться к анализу, логической последовательности, деталям, причинно- следственным связям. Правое полушарие осуществляет ориентировку в пространстве, восприятие целостной картины, фиксирует образ и эмоции человеческих лиц.
ТАБЛИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ | ||
ЛЕВОЕ (пингала) ЯН | ПРАВОЕ (ида) ИНЬ | |
Дискретное, аналитико-рассудочное. Речи (смыслового аспекта). Высоких звуков. | ВОСПРИЯТИЕ | Целостное, эмоционально-чувственное. Музыки, а также шумов. Низких звуков. |
Более медленная, в понятиях. Словесно-знако-логически последовательная. | ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ | Более быстрая в образах. Мгновенно чувственный анализ сложных сигналов, интуитивная ориентация в окружающем мире. |
Волнения. Чувство наслаждения, счастья, преимущественно внутреннего (импрессивного) плана | ЭМОЦИИ | Страх, печаль, гнев, ярость другие отрицательные эмоции, преимущественно внешнего (экспрессивного) плана. |
Центр сознания и контроля, управления произвольными психическими процессами. Чувство осознания и выделения себя из окружающей среды ("Я"). | СОЗНАНИЕ | Центр бессознательных психических процессов индивидуальности. Чувство единения, общности с природой и людьми ("Мы"). |
Центр языка и речи, знаковых систем, Смысловая сторона речи. Чтение и счет, письмо, опора на согласные Дополнительно изученный язык | РЕЧЬ | Интонационная сторона, мимика жестикуляция при речи, опора на гласные Основной язык |
На цифры формулы слова. Произвольная. Последовательность событий и их вероятностные свойства. | ПАМЯТЬ | Зрительно наглядно образная, эмоциональная. Непроизвольная. Текущее реальное время, информация о прошлом. |
Скорее рациональное абстрактно логическое, программируемое. Индукция (выделение частного). Оперирование цифрами, математическими формулами и другими знаковыми системами | МЫШЛЕНИЕ | Скорее эмоциональное наглядно образное. Интуитивное спонтанное. Дедукция (образование целого). Использование ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных примеров |
Вербальный, логический компонент, приверженность тории. | ИНТЕЛЛЕКТ | Невербальный, интуитивный компонент, приверженность практике. |
Большая двигательная активность. Ориентация во времени. Чувство тела. | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Меньшая двигательная активность. Ориентация в пространстве, слежение за движущимися предметами, управление движениями. |
Интровертированный | ХАРАКТЕР | Экстравертированный |
Методы достижения цели | ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ | Цели - желания |
Логическое Последовательное Линейное Символическое Основано на реальности Вербальное Дискретное | МОДЕЛЬ СОЗНАНИЯ (по Гриндеру) | Интуитивное Хаотическое Холистическое Неабстрактное Основано на фантазии Невербальное Вневременное |
Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция).
Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону.
особый интерес представляет изображение с двойным вращением
Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?
- сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.
- похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.
- скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.
- определите ведущий глаз. Как можно развить способности полушарий.
Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п.
Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой.
Развить полушарие помогут упражнения, на осознание правого и левого полушария мозга.
1. "Ухо-нос". Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".
2. "Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
3. "Колечко". Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
4. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.
А Б В Г Д
Л П П В Л
Е Ж З И К
В Л П В Л
Л М Н О П
Л П Л Л П
Р С Т У Ф
В П Л П В
Х Ц Ч Ш Я
Л В В П Л
5. Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.
Вот так можно привести в гармонию работу полушарий мозга.