Число 4 в Священном Писании — символ мира и человечества. Таинственных животных, явившихся пророку Иезекиилю (Иез. 1, 5), было четыре. Это число символическое, что видно уже из настойчивости, с которой оно проведено в настоящем видении: четыре не только животных, но и четыре лица у каждого из животных, четыре крыла, четыре колеса. Четыре — есть символ пространственной полноты, так как оно обнимает собой все страны света. Посему и тело, виденное Навуходоносором, означавшее всемирные монархии, имеет четыре составные части (Дан. гл. 2). Пророк Даниил видит четыре зверя и появлению их предшествует борьба на море четырех ветров (Дан. гл. 7). По пророку Иезекиилю (Иез. 14,21) если Бог хочет истребить какой-либо народ, то посылает на него четыре язвы; дух ожививший сухие кости в видении Иезекииля, пришел от четырех ветров (Иез. 37, 9). Будучи числом пространственной полноты, четыре является поэтому и символом законченности, завершения, наполнения, исчерпанности, как число семь — вечности, бесконечности (пространства и времени). Как таковые, эти числа прилагаются к исчислению высочайших духов— херувимов и архангелов. Замечательна немногочисленность этих ближайших служителей престола Божия, в противоположность тысячам тысяч и тьмам тём ангелов. Явившиеся пророку Иезекиилю «животные» были херувимы, как узнал пророк впоследствии, при повторении видения (Иез. 10, 2). Святой тайновидец Иоанн Богослов, видит пред престолом Всевышнего море стеклянное, подобное кристаллу и посреди престола четырех животных, исполненных очей спереди и сзади. Первое животное было подобно льву, второе— подобно тельцу, третье — имело лицо, как человек и четвертое — подобно орлу летящему. Все эти животные, окружая Всевышнего во время видения святого тайновидца, олицетворяли собой высочайшие свойства Господа: всемогущество, премудрость и проч., все они, находясь окрест престола Всевышнего, тем самым указывали на то, что все добродетели в высочайшей степени соединены в лице Единого истинного Бога. Число этих животных четыре служило символом Божественной власти над всем миром, множество глаз, коими они были покрыты— символ Божественного всеведения, от которого ничто не остается скрытым (Апокалипсис4,6-11). Из других толкований седьмого стиха Апокалипсиса — эти четыре «животных» послужили эмблемами четырех евангелистов. По этому мнению, животное под видом льва — символа силы, власти и величия, изображает собой евангелиста Марка, т. к. в его Евангелии, главным образом, является Спаситель, как царь. Под видом тельца (жертвенного животного) представляется евангелист Лука, т. к. его Евангелие изображает, главным образом, Спасителя, как Агнца, принесшего Себя в жертву за грехи мира. Под видом человека изображается евангелист Матфей, так как в его Евангелии Христос является как второй Адам, пришедший во плоти, как человек. Под видом орла изображается евангелист Иоанн, ибо в его Евангелии Спаситель является, как Сын Бога в том Горнем мире, источник коего Он Сам в единстве со Отцем от века. Множество очей этих «животных» означает Божественное всеведение, знание всего прошедшего, настоящего и грядущего. Это верховнейшие и приближеннейшие к Богу ангельские существа, непрестанно славящие Бога. Основания стены города (Апок. 21, 20) украшены двенадцатью драгоценными камнями. Двенадцать оснований— двенадцать драгоценных камней, из коих восемь носимы были в нарамнике древнего первосвященника, а четыре других, чтобы показать согласие Нового Завета с Ветхим. И, наконец, четыре женщины пророчицы в Ветхом Завете— Мариам (Ис. 15, 20), Девора (Суд. 4, 4), Анна (1 Цар. 2, 1) и Олдама (4 Цар. 22,14-15).
Источник: http://www.avs75.ru/article-192.html ©