Целительная сила молчания
В наш век болтают все: мы сами, радио, телевидение, мобильники, даже звери и птицы, которых пытаются научить человеческому языку. Сегодня никто в большом городе не ценит тишину и молчание. А ведь в старину странствующие рыцари, монахи, да вообще любой человек мог дать обет молчания. И это считалось нормальным, правильным, нужным. Сегодня парапсихологи и психотерапевты раскрыли, наконец, тайну этого обета. Еще древние нашли средство против этого душевного разлада — молчание. В VI веке до нашей эры одним из условий для тех, кто хотел поступить в знаменитую школу греческого мыслителя Пифагора, чтобы стать философом, было требование — не произнести ни слова в течение пяти лет. Выдержать такое испытание мог далеко не каждый. Но в школу всегда была очередь. Сам Пифагор считал, что молчание — высшее состояние духа по сравнению с речью. А когда монахи давали обет, отшельники уходили в леса, пустыни, горы и молчали годами, они ни в чем не противоречили окружающему миру, напротив — погружались в него. От такого добровольного одиночества в душу приходили покой и гармония. Все мы знаем пословицу: «Слово — серебро, а молчание — золото». Многие видят ее смысл в совете больше молчать, чтобы ненароком не выдать свои тайны и вообще говорить меньше глупостей. Это, конечно, верно в отношении того, как вести себя в жизни, но не в отношении пословицы. На самом деле эта поговорка дает лечебную рекомендацию об одном из способов восстановления душевного здоровья и гармонии с окружающим миром. С одной стороны, наш язык — полезное изобретение, поскольку позволяет человеку использовать уже имеющийся опыт и, как говорится, каждый раз самому не изобретать велосипед. Но с другой — слова, которые мы постоянно произносим в повседневной жизни, зачастую имеют мало общего с сутью происходящего. Мы оказываемся в мире иллюзий, который во многом отличается от реального. Ведь их для обозначения предметов, понятий, чувств и действий придумали люди, умершие задолго до нас, чья жизнь и представления о ней были совсем другими. Поэтому мы — люди вечно болтающей цивилизации — часто попадаем в ловушку слов. А вот молчуны, порой не способные связно объяснить что-либо, к нашему удивлению, ухватывают суть проблемы и действуют эффективнее нас. Еще древние нашли средство против этого душевного разлада — молчание. В VI веке до нашей эры одним из условий для тех, кто хотел поступить в знаменитую школу греческого мыслителя Пифагора, чтобы стать философом, было требование — не произнести ни слова в течение пяти лет. Выдержать такое испытание мог далеко не каждый. Но в школу всегда была очередь. Сам Пифагор считал, что молчание — высшее состояние духа по сравнению с речью. А когда монахи давали обет, отшельники уходили в леса, пустыни, горы и молчали годами, они ни в чем не противоречили окружающему миру, напротив — погружались в него. От такого добровольного одиночества в душу приходили покой и гармония. Опираясь на этот опыт, московский психолог Галина Тимошенко ввела в психологическую практику новое понятие — активное молчание, которое является действенным лечебным средством. Это подсказывает сам наш организм. Ведь неслучайно при ишемической болезни сердца, бронхиальной астме, в пред- и постинфарктном состоянии, при язвенной болезни, даже гриппе человек предпочитает побольше молчать. По сути, любая болезнь зависит от состояния нашей психики и порождается ею. Следовательно, прежде всего нам самим нужно заняться приведением в норму нашего душевного состояния, то есть разрешением внутренних конфликтов. Вместо этого, когда у человека что-то болит, он идет к врачу и говорит: вылечите меня. То есть самоустраняется и перекладывает решение своих проблем на другого, потому что он эгоист и ему не хочется тратить силы на заведомо трудную работу. При этом еще и занимает этакую страдательную позицию, чтобы вызвать жалость и оправдать свою леность. Но такая страдательная позиция приемлема только при обращении к зубному врачу. Во всех остальных случаях человек должен брать на себя львиную долю труда по восстановлению собственного здоровья. Доктор Тимошенко убеждена, что молчанием можно лечить многие психоневрологические заболевания, гипертонию, все виды головной боли, вегето-сосудистую дистонию, сотрясение мозга, психопатию, даже эпилепсию и шизофрению. Что конкретно нужно делать каждому из нас? Всё достаточно просто. Для исцеления с помощью активного молчания лучше всего уехать в такое место, где не будет возможности с кем-либо разговаривать, смотреть телевизор, слушать радио, читать газеты. В таких условиях человек вынужден заняться собой, своей душой, общаясь только с окружающей природой. При этом очень важно настраивать себя на добрые мысли и светлые чувства. Даже трех дней такого молчаливого бездействия будет достаточно для общего оздоровления организма. Недельный срок окажет еще более сильное целительное воздействие. Ну а месяц добровольного отшельничества поможет решить все проблемы, как внутренние, так и внешние. Сначала, в первые день-два, человек живет как бы по инерции, в его голове крутятся последние события, он мысленно с кем-то спорит, что-то планирует, но организм уже отдыхает. Затем, предупреждает доктор Тимошенко, возникает и нарастает тревога, хочется что-нибудь сказать вслух. Происходит как бы «ломка отказа от слов», когда они «мстят» за попытку от них отказаться. Но потом вдруг приходит состояние необыкновенного покоя и радости, а человек начинает с удовольствием обходиться без речи. Время наступления такого катарсиса, то есть очищения, зависит от «проблемной зашлакованности организма». При неладах в семье, постоянных ссорах и взаимных обидах активное молчание можно применять и дома. В таком варианте люди должны договориться, что в течение определенного времени, например выходных, а еще лучше недели, они молчат, но по-прежнему взаимодействуют друг с другом, делают то, что нужно, но только переводят язык слов в язык жестов, мимики, телодвижений.
— Само по себе движение, жест не могут быть обидными, — говорит доктор Тимошенко, — а прикосновение — самая нежная вещь на свете. В данном случае прикасаться друг к другу придется особенно часто. И при этом исследовать себя и изобретать, то есть мобилизовать свои душевные силы. Например, как спросить на языке жеста и улыбки: «Ты хочешь есть? Тебе удобно сидеть? Принести тебе очки?» Или попросить: «Помоги мне убрать ковер. Постирай эту рубашку. Подогрей, пожалуйста, ужин», поделиться настроением: «Что-то мне тревожно. Я на тебя обижаюсь. Ты уделяешь мне мало внимания». В таком активном молчании возникает гармоническое единение близких людей, о котором говорят: они понимали друг друга без слов. Оно очень необходимо супругам, вечно выясняющим отношения и теряющим в бесплодных схватках последние силы, родителям, у которых возникают конфликты с повзрослевшим ребенком. Активное молчание поможет найти взаимопонимание и брюзжащим старикам, которым все не так, и молодым супругам, которые еще не «притерлись» друг к другу. Короче, оно нужно всем.
Михаил Самохвалов, парапсихолог
Михаил Самохвалов, парапсихолог