Технологии стимулирования мозга и управления сознанием могут принести пользу, но у них есть темная сторона: разработки, которые вооруженные силы и планировщики разведки проводили в течение многих десятилетий.
Также представляется реальным генерировать в теле человека речь с высокой точностью воспроизведения, увеличивая шансы скрытого внушения и психологического манипулирования... Таким образом, можно будет «общаться» с выбранными противниками в самом тревожном для них тоне. — ВВС США, Перспектива нового мира — воздушная и космическая мощь XXI века.[1]
Проблема, как заставить мозг функционировать на более эффективном и целесообразном уровне, была предметом исследования ученых, мистиков, практиков здоровья и других так долго, как человечество размышляет над подобными предметами. В прошлом десятилетии успехи науки о мозге начали приносить ощутимые плоды. Результаты исследований поразительные, многообещающие, а при ненадлежащем использовании могут иметь ужасные последствия. От этих изысканий определённо можно ожидать только того, что они будут продолжаться.
Идея воздействия на людей внешними генераторами сигналов, которые создают, например, импульсные электромагнитные поля, импульсные световые и импульсные звуковые сигналы, не нова. Предлагаемая информация раскрывает некоторые возможности этой технологии и наводит на мысли о её потенциале. Её положительная сторона — это огромные успехи исследователей света и звука в ряде областей, включая обучение инвалидов, коррекцию нарушений в виде дефицита внимания, восстановление после инсульта, форсированное обучение, борьбу с наркотической/алкогольной зависимостью и увеличение производительности человека. Научно доказано, что на определенные мозговые состояния можно воздействовать, вызывая изменения непосредственно в мозге. Эти изменения позволяют людям управлять такими свойствами разума и тела, которые, как правило, считаются не зависящими от нашего прямого контроля.
Вооруженные силы и другие, проявляющие интерес к этим вещам, сосредоточили большое количество исследований в этой сфере с целью улучшения показателей солдат и ухудшения показателей противников.
Известно, что крупные достижения в области управления поведением стали возможными с появлением систем, уже созданных или находящихся в стадии разработки в большинстве передовых стран мира. Эти новые технологии представляют совершенно новый подход к войне, который наше правительство описывает как часть «Революции в военном деле». Предлагая многое для военных планировщиков, гражданам в целом эти новые технологии обещают даже больше. Их потенциальное использование в военных задачах и «поддержании мира» требует открытия дебатов об этой новейшей области сбора разведданных, манипулирования и войны. Большинству основных этических вопросов, касающихся эксплуатации этих технологий, не уделяется должного внимания.
В то время, как изыскиваются новые возможности обороны и сбора разведданных, независимые исследователи полностью поглощены поиском позитивного использования данной технологии. Ее потенциалы, как и технология в целом, могут стать мощной, как деструктивной, так и конструктивной силой. Возможность повышения физических и умственных способностей в обход прежнего долгого и трудного пути к достижению тех же результатов воодушевляет. Здесь крайне важны поддержка исследований в открытой литературе и уверенность, что их конструктивное использование будет поощряться.
Я начал изучать технологии стимулирования деятельности мозга приблизительно пятнадцать лет назад. В то время, по сравнению с тем, что есть теперь, в распоряжении был скудный набор инструментов. Теперь для этих изысканий предлагаются световые, звуковые, электрокраниальные приборы и устройства биологической обратной связи. Кроме того, есть аудиоматериалы, также пригодные для совместного применения с большинством этих средств. Эти аудиоматериалы можно использовать для изучения языков, модификации поведения или развития способностей. Чтобы обучить людей достижению конкретных мозговых состояний, необходимых для оптимальной работы, применяется биообратная связь, составляющая часть новой технологии.
Применение световых и звуковых устройств для стимулирования мозговой активности, что способствует ускоренному обучению и релаксации, — это развивающаяся область, которая представляет интерес для многих людей. Кроме того, предметом быстро эволюционирующего исследования было использование этих приборов в сочетании с биологической обратной связью. Комбинированные технологии стимулирования состояния мозга и биологической обратной связи предоставляют захватывающие возможности. Было установлено, что при помощи этой комбинации человек в течение нескольких недель может научиться целенаправленно изменять его/её мозговую активность таким способом, для овладения которым потребовалось бы двадцать лет обучения у мастера Дзэн. Было показано, что некоторых детей с нарушениями в виде дефицита внимания можно научить управлять их мозговой активностью так, чтобы они результативно обучались без химических препаратов. Выяснилось, что выздоравливающие жертвы инсульта могут восстановиться быстрее, работая с мозговой биологической обратной связью и этими новыми приборами.
Исследование также даёт нам много информации о нашей внушаемости в плане влияний, которые оказывают воздействие на наше поведение. Лейтмотив, который принесла новая технология, — это необходимость обеспечения гарантий от злоупотреблений. Кроме того, всё более отчётливым становится осознание повседневной стимуляции, которую мы все получаем, и влияния этих потоков информации на процессы нашего обучения. Внушаемостью людей, особенно в состоянии утомления, ради достижения своих собственных целей пользовались террористы, культы и т.п. Возможность пассивного внушения через радио и телевидение, в то время как мы то входим, то выходим из полусонного состояния, в основном даже не признана. Ситуации пассивного обучения становятся еще более значимыми, если учесть, как мы «принимаем новости» в нашей повседневной жизни. Возможность влияния на мышление, поведение и психофизические показатели человека — настоящий обоюдоострый меч.
1980-е и 1990-е годы были сосредоточены на созидании физического тела. В фокусе 21-го столетия будут строительство разума и оптимизация деятельности мозга. Представляет интерес идея слияния новых технологий с образованием, но при этом возникает вопрос: кто будет решать, что следует изучать? Между тем для людей, увлеченных этим поиском, открываются колоссальные возможности. Управление нашими умственными функциями не отличается от управления мышцами наших тел. Обучение контролю или координации активности наших умов поможет нашим телам жить намного более продуктивной и полной жизнью. Именно такие перспективы открывают новые инструменты.
Другая сторона проблемы — вероятность злоупотреблений и эксплуатация науки. В настоящее время высшие военные чины, официальные лица, следящие за соблюдением законов, и другие пытаются тайно использовать эти технологии для контроля главного «информационного процессора» — Человека.