יוחנן המטביל
אֵלִיָּהוּ
אֵלִיָּה
В древнееврейском, непосредственно в отношении пророка Илии, используются два варианта написания: אֵלִיָּהוּ (Элийяhу) (3Цар. 2:28, 3Цар. 17-19) и אֵלִיָּה (Элийя) (Мал. 4:5). В имени Элийяху (др.-евр. אֵלִיָּהוּ) буква «х» (ה, «хей») произносится как глоттальная [h]. В силу несходства языков и несовершенства перевода на древнегреческий, греческий, старославянский, а затем и русский, имя Элияху преобразовалось в Илия.
Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям — как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде него в соответствии с ветхозаветными пророчествами
Известные слова Иоанна:
- Я глас вопиющего в пустыне (Ин. 1:23)
- Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2)
- Я крещу вас в воде в покаяние (Мф. 3:11)
- Ничего не требуйте более определённого вам (Лк. 3:13)
«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:35—37)
Так, новозаветное толкование (Мф. 11:10; Мк. 1:2) относит к Иоанну следующие ветхозаветные пророчества:
- «вот, я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал. 3:1);
- «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис. 40:3).
Илия-пророк: внешне изображается похожим на Иоанна
В исторических церквях его память совершается 20 июля (2 августа). У восточных славянпророк Илия пользовался особенным почитанием (см. Ильин день). В христианстве является самым почитаемым ветхозаветным святым. Также считается покровителем воздушно-десантных войск и военно-воздушных сил.
Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар. 2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт. 5:24). Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Илия был вознесен не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидает дня Второго пришествия Иисуса Христа.
«Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём» (Мк. 9:13); на вопрос учеников о приходе Илии Иисус отвечает, что «Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:12—13); ср. также: «…он и есть Илия, которому должно придти»(Мф. 11:14), а также что Иоанн «больше пророка» (Мф. 11:9) и он тот, кого обещал Малахия (Мф. 11:10).
Иногда, по месту рождения в городе Фисвы, пророка Илию называют Илия Фесви́тянин.
Элийяху означает «Мой Бог» (אלי — мой Бог; יהו — краткая форма имени Бога, в синодальном переводе переводится как Господь).
Чудеса, связанные с Илией, описанные в Ветхом Завете
- По молитве пророка Илии «заключилось» небо и не давало дождя (3 Цар. 17:1) из-за чего случился голод.
- По слову Бога пищу ему приносили вороны (3 Цар. 17:6) и Ангел (3 Цар. 19:5-6).
- По слову пророка пища в доме сарептской вдовы не кончалась (3 Цар. 17:13-16).
- Воскресил отрока сарептской вдовы (3 Цар. 17:21-22), который, предположительно, впоследствии стал пророком Ионой — см. сарептская вдова.
- Низвёл огонь на жертвенник (3 Цар. 18:36-38).
- По его молитве Бог дал дождь на землю после трехлетного «заключения» неба (3 Цар. 18:41-45).
- Говорил с Богом лицом к лицу, закрыв при этом своё лицо (3 Цар. 19:9-14).
- Низводил огонь с небес как для наказания грешников, так и для знамения истинного Богопочитания (4 Цар. 1:10-12).
- Разделял реку Иордан подобно Моисею, ударив по ней своей одеждою (4 Цар. 2:8).
- Был вознесён живым на небо за особую праведность перед Богом (4 Цар. 2:11).
В иудейской традиции считается, что Илия должен вернуться на землю пред пришествием Мессии. Машиах (Мессия) в переводе с иврита обозначает «помазанник», то есть «помазанный на царство». Первый царь был помазан пророком (по указанию свыше) на царствование. В дальнейшем цари не обязаны были быть помазаны пророком на царствования. Однако, в период смуты и потрясений, когда не было однозначно ясно, кто должен быть следующим царём, прибегали к помощи пророка. Вот уже около двух тысяч лет нет пророков и царей. Очевидно, что новый царь обязан быть помазанным пророком, так как это единственный способ узнать, кто им должен быть. Перед приходом Машиаха, Илия должен будет спуститься с небес, для того, чтобы помазать его на царство.
Пророк Илья в славянской народной традиции — повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья — «грозный святой»
it is raining
До 33 лет Илья сидел сиднем и был исцелён и наделён огромной силой ходившим по земле Богом и св. Николаем (ср. Богатырь), после чего был вознесён на небо (орлов.), ср. былинный сюжет об Илье Муромце.
Пророк Илья в славянской народной традиции — повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья — «грозный святой»
it is raining
До 33 лет Илья сидел сиднем и был исцелён и наделён огромной силой ходившим по земле Богом и св. Николаем (ср. Богатырь), после чего был вознесён на небо (орлов.), ср. былинный сюжет об Илье Муромце.