ПРОСТО НЕ МОГУ НЕ ПОДЕЛИТЬСЯ (ШАББАТ ШАЛОМ)
Обычно говорят, что наука описывает процесс возникновения того или иного явления, а Тора объясняет, почему оно возникло. Или скажем иначе: как говорил рабби Нахман из Браслава, наука описывает внешнюю сторону явления, тогда как Тора – его внутреннюю сущность. Так что же говорит Тора о юморе?
В Талмуде (Шабат, 30б) рассказывается, что великий мудрец Рабба всегда начинал свои уроки какой-нибудь шуткой. Это поднимало настроение учеников. По мнению Баал-Шем-Това, юмор – это то, что помогает разуму человека раздвинуть пределы ограниченного самосознания и выйти на простор широкого мироощущения.
Человек с расширенным мироощущением воспринимает творение в совокупности. Он способен увидеть присутствие Б-га, то, как Добро влияет на все окружающее. Ему понятно, что все происходящее есть выражение любви Всевышнего к нам независимо от того, понимаем мы это в данный момент или нет.
Ограниченное сознание, конечно, принципиально иное. Оно являет собой естественное стремление воспринимать все происходящее слишком буквально, к тому же при убеждении, что это единственная реальность, но никак не часть чего-то более грандиозного. В том-то и величие юмора, что он способен вытянуть человека из состояния депрессии и перенести туда, где невидимое, то есть постоянные Любовь и Добро, исходящие от Б-га, становится ощутимым и реальным.
Юмор и смех, как ни хороши они сами по себе, фактически являются вспомогательными понятиями для более значительной темы – темы Радости.
Многие удивительные вещи поразили меня, когда я начал изучать Тору, но больше всего – это то, что центральное место наша религия отводит радости. Как выразился однажды рабби Нахман, люди печальны, потому что все у них не ладится, но они не отдают себе отчет в том, что потому-то и не ладится, что они печальны. По поводу стиха "Ибо с весельем выйдете" (Ишайя, 55:12) Коцкий ребе говорил: "Прелесть веселья в том, что оно способно прогнать от человека все неприятности и огорчения". Веселье означает, что человек наделен более обширным видением, или, как уже говорилось, имеет расширенное мироощущение. Хасидская революция в мироощущении евреев возвела Радость на одно из первых мест среди еврейских ценностей – туда, где ей надлежит быть. Понять это очень важно. Многие из нас считают, что Тора – это интеллектуальное учение, но ведь в ней содержится и очень важный эмоциональный компонент!
Если юмор – средство, переносящее нас от ограниченного самосознания к расширенному мироощущению, то смех – наша реакция на этот ошеломляющий процесс.
С точки зрения комического, противопоставить ожидаемому неожиданное – самый верный способ вызвать смех. Таким образом, когда мы считаем, что мир устроен в соответствии с одной логикой и вдруг обнаруживаем принципиально другую, это позволяет ощутить, как он велик, как чудесен на самом деле, и в результате мы радостно смеемся.
В свете этого то, что в Торе имя нашего святого праотца Ицхака, олицетворяющего духовный атрибут гвуры, то есть силы, на иврите означает "смех", не может не поразить. Возможно, вы удивитесь, какое отношение имеет гвура (сила) к смеху, ведь может показаться, что между ними ничего общего. Примирение этих диаметральных противоположностей происходит на очень глубоком уровне. Сара – бездетная женщина. Ей уже 90 лет. Невозможно представить себе, чтобы у такой женщины родился ребенок! И что же получает наша святая праматерь Сара? Ребенка! Смех, да и только! Ицхак становится воплощением неожиданного – вот объяснение с точки зрения комического. В более глубоком смысле Ицхак становится олицетворением той конечной силы, которая необходима, чтобы не отказываться от мечты. Как таковой он становится духовным хранилищем самых нереальных желаний Авраама и Сары. Это и есть гвура – та самая сила!
В 126 псалме говорится, что после прихода праведного Мошиаха "наполнятся уста наши смехом". Почему? Потому что веселье, смех – высшее и самое святое выражение нашей реакции на пришедшее понимание, что мир намного больше, глубже, красивей, чем мы себе представляем. Когда мы это осознаем, нашей реакцией будет радостный смех. Смех, олицетворяемый Ицхаком, – это счастливый конец, который ожидает всех нас – эра Мошиаха, обещанного нам Б-гом. Знатоки Каббалы говорят, что, когда настанет этот день, – пусть он придет поскорее! – Б-г даст нам возможность увидеть, что из Ган Эден – Райского Сада - мы никуда не уходили.
А пока это не произошло, спрашивается: насколько мы верим в доброту Б-га? Если известно, что Он благ, можем ли мы перестать надеяться, что насколько бы мрачными ни казались обстоятельства, вот-вот должно перемениться что-то к лучшему? Псалом 121 гласит: "Поднимаю глаза к горам – откуда (на иврите мэаин) придет помощь мне?". Как это ни удивительно, но Виленский Гаон понимает слово "мэаин" как "ниоткуда", "из ничего". В таком случае получается: "Поднимаю глаза к горам – из ниоткуда придет мне помощь"! Другими словами, спасение, посылаемое Б-гом, может прийти в одно мгновенье, откуда не ждешь. Как только мы поймем этот секрет, то поймем и последнюю шутку, а именно: что все есть благо и всегда было благо...
ДОВИД САКС