Wednesday, October 29, 2014

Jerusalem Temple

Иерусалимский храм.

После исхода евреев из Египта и до строительства Первого Храма в Иерусалиме временным храмом для евреев служила Скиния - переносная палатка из ковров и кож, в которой регулярно осуществлялись богослужения и жертвоприношения Единому Богу. После строительства Иерусалимского Храма, он стал центром священнослужения всего еврейского народа.
Но давайте посмотрим, можно ли считать Иерусалимский Храм только культовым сооружением. Что означал Храм в жизни еврейского народа и почему вот уже несколько тысячелетий евреи скорбят и оплакивают Иерусалимский Храм.
Иерусалимский Храм. Ковчег Завета.
Правом служить в Храме обладали представители одного из двенадцати колен Израиля - колена Леви (из него произошли братья Моисей и Аарон).
Прямые потомки Аарона по мужской линии - коэны, составляли касту священнослужителей. Коэны исполняли главные обряды священнослужения - жертвоприношения, воскурение фимиама, благословление народа. Из их числа выбирался и Первосвященник, которому раз в году в Йом Кипур (Судный день) позволялось входить в Святая святых, где хранился Ковчег Завета и молиться за весь народ.
Остальные левиты исполняли вспомогательные функции: они прислуживали священникам во время храмовых ритуалов, занимали должности певчих, музыкантов, привратников, хранителей казны.
По закону Торы священники не получили свой удел в Земле обетованной, то есть они не могли заниматься сельским хозяйством, а были в основном учителями, писали книги, занимались культовыми ремеслами. А так как в то время страна была сельскохозяйственной, им надо было как-то кормить свои семьи. Поэтому Тора заповедывала каждому еврею отчислять десятую часть своего дохода на содержание левитов и Храма. То есть десятая часть от урожая, десятая часть от заколотого животного, десятая часть от выпеченного хлеба и т.д. должна была отдаваться левиту.
Но служба в Храме не была уделом только священников - в ней учавствовал весь народ.
Так, система жертвоприношений затрагивала каждого еврея. Каждый человек, у которого родился ребенок, должен был прийти в Храм и принести жертву. Первые плоды посаженного дерева или первенец любого животного, родившегося в хозяйстве приносились в жертву Храму. Каждый человек, у которого умер родственник, должен был прийти в Храм для очищения.
Второй Иерусалимский Храм.
Также существовала "заповедь паломничества", по которой три раза в год на праздники Пейсах, Суккот и Шавуот все евреи приходили к Иерусалимскому Храму, чтобы учавствовать в богослужении и принести жертвы Всевышнему. Кровью жертвенного животного окрапляли жертвенник, а животное возвращалось хозяину и он должен был съесть его здесь же, в Иерусалиме, в праздничной трапезе вместе с семьей и друзьями.
Следует заметить, что прийти в Иерусалимский Храм мог не только еврей, строго соблюдающий заповеди, а любой человек (в том числе и нееврей), который просто захотел приблизиться к Богу и принести благодарственную или искупительную жертвы.
В те времена существование Господа не было вопросом веры, а очевидным фактом, как существование звезд на небе.
Также Иерусалимский Храм был мощным экономическим фактором в развитии страны.
Храму были необходимы жертвенные животные, которых надо было выращивать, вино и оливковое масло для проведения обрядов, специально сотканные одежды для священнослужителей, украшения и другая утварь для Храма, которую тоже нужно было производить.
Перед праздниками Храм проводил проверку и починку дорог по всей стране, чтобы люди могли исполнить "заповедь паломничества" и добраться в Иерусалим со всех концов страны.
В те времена не было телефонов и, чтобы преодолеть расстояния между несколькими городами, могли потребоваться дни и даже недели, поэтому Иерусалимский Храм являлся также средством общения евреев. В дни праздников к Храму стекались не только евреи из Израиля, но и представители еврейских общин со всех концов света. Таким образом Иерусалимский Храм давал возможность каждому пришедшему почувствовать единство еврейского народа, приобщиться к культуре и традициям.
Также в Иерусалимском Храме заседал Верховный суд - Синедрион. Он решал важные юридические и религиозные вопросы. И если еврей не мог разрешить свою проблему на уровне местного суда, он приходил с ней в Храм.
Таким образом мы видим, что Иерусалимский Храм был центром религиозной, экономической, культурной и юридической жизни Иерусалима и всего еврейского народа.
Что же произошло с евреями после разрушения Храма? Нарушился их привычный уклад жизни. Ведь так или иначе жизнь любого еврея была связана с Храмом. Теперь они не знали, куда им идти в праздник для жертвоприношений, ведь Храм разрушен. Как вообще исполнять "заповедь паломничества", кому отдавать десятину, как поддерживать связь со своими братьями в других странах, где теперь будут служить священники? Настоящая жизнь была разрушена, а будущее - непонятно.
После разрушения Второго Храма римлянами, евреев не стали сразу изгонять из страны (это началось только после восстания Бар-Кохбы) и, вобщем-то, они могли бы продолжать свою привычную жизнь. Но все их привычки и жизненные цели были поломаны, они были в растерянности и не видели своего существования без Храма. Именно поэтому огромная часть евреев поднимает восстание под предводительством Бар-Кохбы (132-135 г.г.), восстание не против римского владычества, а восстание за восстановление Храма. Именно в этот кризисный период для евреев христианство заявляет о себе, как о мировой религии и часть евреев уходит из иудаизма.
Римской армии, самой сильной на тот момент армии, пришлось приложить немало усилий для подавления этого восстания. И хотя евреи потерпели поражение, они показали, что жизнь без Храма не имеет для них смысла. И именно поэтому они до сих пор скорбят по разрушенному Храму, верят и надеются, что Храм будет восстановлен.

Первый Иерусалимский Храм.

После завоевания Иерусалима и провозглашения его столицей, царь Давид перенес туда Скинию, служившую переносным Храмом для иудеев, а также Ковчег Завета. Давид задумал возвести Храм на горе Мориа, но ему было не позволено строить Храм из-за кровопролитных войн, которые он вел на протяжении своего царствования, а также из-за прелюбодеяния с Вирсавией (которая впоследствии стала его женой и матерью Соломона) и пособничества в гибели Урии, мужа Вирсавии.
Строить Первый Иерусалимский Храм начал его сын - Соломон. Соломон получил от Давида план строительства Храма и на четвертый год своего царствования приступил к строительству.
Он обратился за помощью к царю Тирскому - Хираму. Хирам присылал для строительства Храма кедры и кипарисы, а также опытных работников. Над строительством Первого Храма трудились более 150 тысяч рабочих и более 3 тысяч надсмотрщиков. Строительство длилось семь лет.
Храм был разделен на два помещения: внешнее - Святилище и внутренне - Святая Святых. В Святая Святых был перенесен Ковчег Завета - ящик со Скрижалями Завета, каменными досками, на которых были высечены десять заповедей. Скрижали были получены от Бога Моисеем на горе Синай. Внутри и снаружи Ковчег был обложен золотом и стоял в Храме под крыльями золотых херувимов.
Стол хлебов предложения в Храме.
Во внешней части Храма - Святилище - находился золотой алтарь - жертвенник, на котором воскуривался фимиам; столы хлебов предложения - на столе находилось 12 хлебов (по одному от кажого колена израилева), которые выпекались каждую пятницу и лежали там всю неделю, так как стол не должен был пустовать никогда; Менора - золотой семисвечник, день и ночь освещавший Святилище. Для зажигания Меноры использовалось лишь масло, которое получали при первом отжиме олив, масло, полученное при следующих отжимах, требовало очистки и его не разрешалось использовать для Меноры. В Первом Храме было 10 золотых столов хлебов и 10 золотых семисвечников.
Длина Иерусалимского Храма составляла около 30 метров, ширина около 10 метров, высота около 15 метров. К Храму примыкал двор, где народ возносил молитвы и приносил жертвы. Иерусалимский Храм был частью целого комплекса, который воздвиг царь Соломон.
Празднование в честь открытия Храма длилось 14 дней и на него были приглашены главы всех колен израилевых. На церемонии открытия царь Соломон (а не первосвященник, как это было принято), произнёс молитву и благословил народ.
Храм Соломона в Иерусалиме
При последователях Соломона Храм неоднократно разграблялся и восстанавливался, но оставался культовым центром всех израилевых колен.
В 586 году до н.э. Иерусалим был захвачен вавилонским царем Навуходоносором, полностью разрушен, а Первый Иерусалимский Храм сожжен в день 9 ава. Часть жителей была уничтожена, а часть угнана в вавилонский плен. Первый Иерусалимский Храм просуществовал около 400 лет.

Второй Иерусалимский Храм.

С приходом к власти персидского царя Кира, евреям разрешается вернуться в Израиль и приступить к восстановлению Храма. (538 год до н.э.) Расходы по строительству казна берет на себя. Евреи возвращаются, расчищают территорию Храма от обломков и устанавливают там алтарь, таким образом возобновив культ жертвоприношений еще до строительства Храма. Работами руководят потомок царя Давида - Зоровавель и Первосвященник Иехошуа. Но из-за распрей между евреями и самаритянами (самаритяне, считавшие себя потомками израильского колена Иосифа, всячески препятствуют восстановлению Храма, так как не были допущены к его строительству), возведение Второго Храма было преостановлено на 15 лет.
Но строительство продолжили и уже в 516 году до н.э. (через 70 лет после разрушения Первого Храма) Второй Иерусалимский Храм был освящен. Он был более скромен в размерах и не так богато украшен, как Первый Храм. После вавилонского пленения Ковчег Завета был безвозвратно утерян и на его месте находилась лишь мраморная плита.
Второй Иерусалимский Храм освещал только один золотой семисвечник и стоял один стол хлебов предложения.
Но со временем Храм достраивали и украшали. Многие завоеватели Иудеи относились с почтением и уважением к Храму и посылали туда богатые дары.
Но когда к власти пришел Антиох IV Епифан, он начал проводить жесткую политику насаждения греческого языка и культуры еврейскому населению. Недовольство в стране росло и, когда Антиох разграбил Храм, а в 167 году до н.э. осквернил Храм, установив на жертвеннике алтарь Зевса, в стране вспыхнуло вооруженное восстание под предводительством Иуды Макковея. Восстание победило, Храм был очищен и освящен. С тех пор празднуется праздник Хануки в честь обновления Храма.
После завоевания Иерусалима Ирод Великий решил перестроить и реконструировать Второй Храм.
Работы по расширению и перестройке Храма начались около 20 года до н.э. и были полностью завершены только к 64 году н.э. уже при Агриппе II и Храм был освящен во второй раз. Хотя Храм был почти полностью перестроен, его не стали называть Третьим, а по прежнему он носил название Второй Иерусалимский Храм.
Ирод вдвое увеличил площадь Храмовой горы, для чего возникла необходимость воздвигнуть подпорные стены. Одна из них, западная стена, сохранилась до наших дней и известна нам, как Стена Плача.
Дворец был построен из белого мрамора и богато украшен. В Талмуде говорится, что "тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания".
А вот описание Иосифа Флавия: "Внешний вид Храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи."
Период Второго Храма стал периодом рассвета страны, а Иерусалим превратился в крупный торговый город.
Второй Иерусалимский Храм
Остановимся подробней на том, что же привело к разрушению Второго Иерусалимского Храма через 6 лет после завершения его строительства.
Римский император Клавдий подарил Агриппе II часть земель в Иудее и поручил ему надзор за Иерусалимским Храмом и право назначать Первосвященника. В то время казна Храма находилась в руках Первосвященника, так как через него проходили все пожертвования евреев не только Иудеи, а и всей еврейской диаспоры. Чтобы получить доступ к казне Агриппа старался назначать на эту должность своих ставленников. Родственники Агриппы тоже рвались к власти. В результате между Первосвященниками Агриппой и его родственниками происходили вооруженные стычки.
В 64 году новым римским прокуратором назначается Флор, который уже открыто пытается грабить храмовую казну. Только что закончено строительство Второго Храма и около 20 тысяч рабочих, учавствовавших в строительстве остаются без работы. В стране появляются вооруженные банды и грабители. В народе начинается недовольство.
Агриппа убеждал народ повиноваться прокуратору Флору, но толпа потребовала, чтобы они оба убирались из Иерусалима. Первосвященники, опасаясь гнева народа, призвали Агриппу ввести войска в Иерусалим. Началось стихийное восстание, переросшее в Первую иудейскую войну.
Она распространилась по всей территории Иудеи. Еврейское общество разделилось на несколько партий, которые воевали между собой.
Римский император Нерон понял, что ситуация вышла из под контроля и послал в Иудею своего военноначальника Веспасиана подавить восстание. К 68 году римлянами была захвачена почти вся страна.
Вскоре Нерон умер и императором был провазглашен Веспасиан. Он отправился в Рим, а продолжать войну оставил своего сына Тита.
Весной 70 года Тит со своей армией подошел к Иерусалиму и осадил его. В Иерусалиме продолжалась братоубийственная война и во время одного из таких боев сгорели продовольственные склады. Вскоре в городе начался голод. Это и стало одной из причин падения Иерусалима.
Осада города длилась пять месяцев, но все же римлянам никак не удавалось овладеть Храмом, оставшиеся повстанцы сражались до последнего. Храм пал, когда Тит приказал поджечь ворота.
Второй Иерусалимский Храм горел 10 дней. Это произошло 9 ава 70 года нашей эры.
Иерусалим был превращен в руины, Храмовая гора распахана, оставшиеся в живых были порабощены римлянаме.
В Талмуде говорится о причинах разрушения Второго Храма: "За то, что возлюбили богатство... и возненавидели друг друга".