Техники НЛП23.10.2012 Александр Янкелевич, Ирина Каропа Самые полезные практические техники НЛП Вокруг НЛП существует много мифов и мнений: от отношения к НЛП как к некой непонятной магии, позволяющей управлять реальностью, до сведения его к навыкам эффективной коммуникации и манипулирования. На самом деле НЛП, или Нейро-Лингвистическое моделирование, представляет собой широкий набор практических инструментов и техник, позволяющих достигать выдающихся результатов и реализовывать позитивные изменения во всех сферах жизни: отношениях, деловой коммуникации, здоровья, благосостояния, самопознания и самореализации. Все техники НЛП – практические инструменты, доказавшие на практике свою действенность и высокую эффективность. В этом заключается главное отличие НЛП от других направлений психологии и психотерапии. Ведь все техники НЛП возникли путем их моделирования с людей, которые на практике демонстрировали выдающиеся способности и таланты. Первыми «моделями» для создания техник НЛП послужили выдающиеся фигуры из мира психотерапии и личностного развития: Ф. Перлз, В. Сатир, М Эриксон. Эти люди от природы были наделены особыми способностями и умели делать что-то, что часто воспринималось окружающими как чудо. Далеко не всегда они сами понимали и могли объяснить, как именно они достигают таких удивительных результатов. Однако создатели НЛП вооружились принципом: Если один человек может сделать что-то, то можно понять, как именно он это делает и научить других людей делать то же самое. Они начали наблюдать, анализировать, пробовать воспроизводить стратегии работы этих природных гениев. И у них получилось! Так родилось НЛП. Далее НЛП перешло на моделирование талантливых стратегий и в других жизненных сферах: бизнесе, здоровье, творчестве, духовном росте… Многие техники НЛП были смоделированы с выдающихся ученых, бизнесменов, спортсменов, гениев искусства, долгожителей, есть даже инструменты НЛП, смоделированные с шаманов и монахов! Таким образом, становится понятно, что практически невозможно узко обозначить область применения техник НЛП – на сегодняшний день они охватывают практически все сферы жизни и оказываются полезны в решении совершенно разных запросов и задач. Еще одна важная особенность практических техник НЛП в том, что овладев ими, вы можете применять большинство из них самостоятельно. Это особенно ценно, когда нет возможности обратиться за помощью к профессиональному коучу. В этой статье мы хотим рассказать вам о нескольких практических техниках НЛП, которые мы находим очень полезными. Это: 1) Модель SMARTEF, инструмент НЛП помогающий в правильной постановке целей и желаемых жизненных изменений 2) 3-х позиционное описание реальности, инструмент НЛП, помогающий прояснять и разрешать конфликтные ситуации и сложные непонятные отношения 3) Стратегия креативности У. Диснея, инструмент НЛП, многократно повышающий эффективность творческого процесса и в индивидуальной и в командной работе, а также позволяющий гармонизировать конфликтующие части личности и получить эффект синергии в реализации целей и проектов 4) Логические Уровни, инструмент НЛП позволяющий согласовать и заякорить важные цели и желаемые изменения по всем уровням восприятия реальности, и таким образом привлечь в их реализацию дополнительные внешние и внутренние ресурсы. Техника НЛП "Модель правильной постановки целей SMARTEF" Одним из важнейших этапов в достижении целей и осуществлении позитивных жизненных изменений является правильная формулировка желаемого результата. У гавайских шаманов существует древнее правило «Ты получаешь то, на чем фокусируешься!» И это значит, чтобы реализовать или изменить что-то в своей жизни, нам важно четко понимать, чего мы хотим! Иначе жизнь становится похожа на известный сказочный мотив: иди, не знаю куда, найди то, не знаю что… Одна из самых удачных моделей правильной формулировки желаемого результата была разработана в НЛП. Это модель SMARTEF. Если у Вас есть важная цель, или вы хотите что-то изменить в своей жизни, проработайте свою цель по критериям SMARTEF. Согласовав цель по всем параметрам модели SMARTEF, Вы существенно повысите вероятность и легкость ее достижения: S – specific ( Конкретная). Для того, чтобы достичь цели, вы должны точно знать, чего хотите. Лучше всего иметь в виду, учитывать все факторы, которые вам представляются важными. Описание должно быть максимально конкретным и включать в себя все важные детали. Если вы хотите машину, то какой марки будет эта машина? Будет ли она ваша или вам будут давать на ней ездить? Будет ли она новая или может быть подержанной? Итак: Какие важные факторы обязательно должны присутствовать в вашей цели? Какие ваши ценности и потребности должны в ней реализовываться? M – measurable (измеримая). Как вы поймете, что цель достигнута? Что вы должны видеть, слышать, делать и чувствовать в том момент, когда ваша цель достигнута? На этом этапе вы как режиссер создаете будущую сцену из своей жизни, все в которой свидетельствует о том, что ваша цель достигнута. Вам вручают ключи от вашего нового автомобиля и предлагают расписаться в договоре. Либо видите и ощущаете себя за рулем своего нового автомобиля. В образе цели важно, чтобы вы видели себя, выполняющим определенное действие или находящимся в определенной ситуации. Итак: Какая ситуация будет являсться доказательством того, что ваша цель достигнута?Детально ее опишите. A – attractive ( привлекательная). Насколько эта цель привлекательна для вас? Насколько она согласуется с вашими ценностями и убеждениями? Является ли она подлинно вашей либо она была навязана кем-то извне? Все эти вопросы нужно задать себе на этапе постановки цели. Очень часто люди пытаются достичь чего-то, что на самом деле их не привлекает, они уговаривают себя: Потерпи, вот достигнешь этого, и тогда… Как правило, достижение таких целей требует огромного количества усилий, и если нам в итоге удается реализовать такую цель (что случается редко), то она не приносит нам радости. Это скорее похоже на выполненное чувство долга. Такие цели не являются подлинными и движение к ним делает нас скорее несчастными. Поэтому еще раз: Насколько желанна и привлекательна для вас ваша цель? Нужно ли в ней что-то изменить, чтобы она на полностью была привлекательна для вас? R – realistic (реалистичная). Этот пункт существует не для того, чтобы спустить вас с небес на Землю. Этот пункт – о ресурсах. Какие вам необходимы ресурсы для выполнения Вашей цели? Какими ресурсами (внутренними и внешними) Вы уже обладаете? Какие ресурсы вам еще необходимы? Сколько требуется времени на реализацию вашей цели, учитывая ресурсы, которыми вы обладаете? Стоит понимать, что если вам совсем не хватает ресурсов – стоит их поискать, либо отодвинуть цель во времени. Если же вам не хватает совсем немного ресурсов – посмотрите, возможно, стоит рискнуть? T – timed (расположенная во времени). Чем более конкретно цель размещена во времени, тем более вероятно ее достижение. Обязательно привязывайте свою цель к определенной дате. Например, к 12 июля 2015 года я уже являюсь владельцем и руководителем своей компании… Если не расположить цель во времени, а формулировать ее в терминах через 2 года то есть большой риск того, что мы продолжим идти по жизни и цель будет двигаться вперед вместе с нами, всегда оставаясь от нас на том же расстоянии: через 2 года. Итак: к какой дате ваша цель должна быть достигнута? E – ecological ( экологичная ). Этот пункт о последствиях выполнения либо невыполнения вашей цели. Какие выгоды я получу и чего лишусь, если цель будет достигнута? Какие выгоды я получу и чего лишусь, если цель НЕ будет достигнута? Эти вопросы позволят вам найти так называемую вторичную выгоду от НЕ-достижения вашей цели, а также рассмотреть вашу цель в более масштабном контексте вашей жизни. Например, повышение на работе может иметь позитивные последствия для моего статуса, профессиональной реализации и дохода, однако забрать у меня еще больше свободного времени и обострить конфликты с семьей. Задайте себе вопрос: Как достижение этой цели повлияет на другие сферы моей жизни? F – formulated in the now and positively (сформулирована позитивно и в настоящем времени). Цель, сформулированная в будущем времени, имеет свойство в будущем и оставаться. Поэтому рекомендуется формулировку делать в настоящем, либо в прошедшем времени. В формулировке следует избегать частицы НЕ, переформулируя свою цель в позитивном ключе. Иногда это бывает сложным, но это позволяет открыть новые ресурсы и сфокусироваться на желаемом, вместо того, чтобы тратить энергию на то, что нам не нравится. Сравните две формулировки: Я не хочу больше работать на этой ненавистной работе и Я хочу иметь свою собственную компанию и заниматься дизайном интерьером. На чем фокусируется человек в первом случае и на чем во втором? Техника НЛП "Три позиции восприятия" Одной из самых известных техник НЛП являются работа с тремя позициями восприятия. Эта техника в свое время была смоделирована основателями НЛП с Ф. Прелза и с большой эффективностью применяется не только в НЛП, но также в гештальт-терапии, коучинге и других направлениях. В основе техники лежит наша способность воспринимать происходящее с разных позиций: 1) Когда мы воспринимаем ситуацию "из себя": мы видим то что происходит, своими глазами, слышим своими ушами, мы понимаем, что мы чувствуем и что мы хотим в этой ситуации. Другими словами мы полностью ассоциированы с собой, своими чувствами и потребностями в ситуации. В НЛП такое восприятие мы называем Первой позицией. 2) Однако у нас есть и другая позиция восприятия: иногда мы можем как будто «поставить себя на место другого человека», «оказаться в его шкуре». Тогда мы как будто воспринимаем ситуацию его глазами, слышим то что происходит его ушами и даже получаем доступ к его чувтсвам и переживаниям. В НЛП такое восприятие мы называем Второй позицией. Входить во Вторую позицию – это врожденная естественная способность человека, именно она лежит в основе способности к эмпатии и сопереживанию. 3) Третий способ воспринимать происходящее – это восприятие из Третьей позиции, так будто Вы являетесь нейтральным наблюдателем, «мухой на стекле» и вас совершенно не касается и не волнует то, что происходит «за стеклом». В этой позиции нет доступа к чувствам и потребностям, мы просто объективно регистрируем происходящее, как это делала бы видеокамера. Третья позиция также является естественным и полезным способом восприятия происходящего, она автоматически включается у нас как защитный механизм, когда мы попадаем в кризисные травмирующие ситуации. Все три позиции важны и естественны, однако чаще всего мы склонны использовать преимущественно одну из них, а две другие будут казаться нам менее привычными и естественными. Роберт Дилтс и другие разработчики НЛП, наблюдая за людьми, обладающими естественным даром эффективной коммуникации, заметили, что все они в своей коммуникации постоянно переключаются между всеми тремя позициями. Таким образом коммуникация получается действительно эффективной и полной. Ведь если мы воспринимаем ситуацию только из одной позиции, то мы получаем весьма фрагментарное восприятие, мы теряем две важные части мозаики! Есть как минимум два способа применения 3 позиций восприятия: 1) Развивать в себе доступ ко всем трем позициям и учиться сознательно переключать позиции 2) Разрешать сложные конфликтные отношения, используя 3 позиции восприятия так, как это в свое время делал Ф. Перлз. Ниже мы привели для вас краткий алгоритм, как вы можете самостоятельно применить эту технику с пользой для себя. Техника НЛП "Стратегия творчества Уолта Диснея" Способность Уолта Диснея соединять рационализаторское творчество с успешной стратегией в бизнесе и знанием запросов публики позволило ему создать империю развлечений, на десятилетия пережившую своего создателя. Понять суть Диснеевской стратегии позволяет комментарий одного из его мультипликаторов о том, что реально существовало три разных Уолта: Мечтатель, Реалист и Критик. Никогда нельзя было угадать, с кем из них встретишься. Это не только взгляд на творческую лабораторию Диснея, но и непосредственно на процесс творчества - создание идей и решение проблем - процесс, названный самим Диснеем “имадженирингом”. Он включает в себя координацию трех процессов: Мечтателя, Реалиста и Критика, каждый из которых вносит свой вклад в нахождение эффективного решения проблемы. Мечтатель без Реалиста не воплотит идею в жизнь. А Критик и Мечтатель без Реалиста просто увязнут в непрекращающемся конфликте. Мечтатель и Реалист могли бы создавать, творить вместе, но насколько хороши будут их воплощенные идеи без Критика? Критик помогает оценить и пересмотреть продукт творчества (Критик деструктивный - разрушает, конструктивный - отличный советник). Таким образом, эффективное решение проблем представляет собой синтез этих трех процессов или фаз: 1. Мечтатель необходим на этапе создания новых идей и целей. Фаза мечтателя ориентирована на отдаленное будущее. С этой позиции мысль представляется в виде большой картины и крупного размера разбивки - так вырабатываются новые альтернативы и выборы. Главный аспект фазы Мечтателя - представить широкую перспективу конкретного плана или идеи. Первоначальный уровень внимания - создание содержательного пласта плана или идеи. По Диснею, функция Мечтателя - ясно увидеть мысленным взором, как все кусочки картин складываются в одну историю (картину). Что является задачей мечтателя? Он устанавливает цели в позитивной форме и намерения и выгоды от получения желаемого состояния. Какие у вас желания? Чем бы вы хотели заняться? Какие еще возможности вам открываются? Убедитесь, что цель сформулирована утвердительно, что вы фокусируетесь на том, чего хотите, а не на том, чего хотели бы избежать. 2. Реалист необходим при воплощении идей в нечто конкретное. Целью Реалиста является воплощение мечты в рабочий план или продукт. Как Реалист, Вы хотите действовать так, как будто мечта осуществима, сосредотачиваясь на действиях, действительно ведущих к осуществлению мечты. Изначальный фокус внимания на том, как осуществить план или идею. Фаза реалиста в творческом процессе в большей степени ориентирована на действие, с учетом более краткосрочной временной рамки, чем у Мечтателя. Реалист более сосредоточен на технологиях или операциях. Мыслительный фокус реалиста должен быть таким: мечта достижима, вопрос только в том, как осуществить план или воплотить идею; рассматриваются необходимые действия и определяются краткосрочные шаги. Полезно на этом этапе поставить себя на месте других людей, вовлеченных в разработку плана и посмотреть на него с разных точек зрения. Какие действия вы собираетесь предпринять, чтобы осуществить эту цель? Какой будет ваш первый, следующий шаг? Что явится доказательством того, что эта цель достигнута? 3. Критик дает обратную связь, критически оценивает выработанный план, находит его слабые места и ограничения. Фаза критика следует за фазами Мечтателя и Реалиста. Цель критика - оценить представленный план или проект, подумать о потенциальных проблемах и упущенных звеньях. Эффективный Критик понимает, как важно увидеть план глазами всех сторон, к которым он имеет отношение. Критик проверяет план на экологичность и реалистичность, относительно доступных нам ресурсов и времени. Определяет вторичную выгоду от сохранения текущей ситуации и спрашивает, как эту выгоду сохранить. Какие вопросы у вас возникают, когда вы думаете об этом плане? Какую вторичную выгоду вы получаете от того, что все остается так как есть? Как вы можете сохранить эту выгоду при достижении поставленной цели? Какие слабые места и подводные камни вы замечаете в плане? На кого или что еще может повлиять осуществление этой цели? Этот процесс цикличен. Новый цикл начинается тогда, когда Мечтатель принимая во внимание вопросы Критика, генерирует новые идеи, которые затем Реалист воплощает в план действий. Ниже приведены позы, типичные для трех фаз творческого процесса. МЕЧТАТЕЛЬ: Голова и взгляд направлены вверх. Расслабленное, симметричное положение тела. РЕАЛИСТ: Голова и взгляд устремлены прямо перед собой. Положение тела симметрично, центрировано, голова и корпус тела могут слегка подаваться вперед. КРИТИК: Взгляд устремлен вниз, глаза слегка сощурены. Голова наклонена вниз и немного в сторону,одной рукой касается подбородка или лица. Положение тела асимметрично. Самое интересное, что внутри каждого из нас живет все 3 части: Мечтатель, Реалист и Критик. Сложности возникают тогда, когда эти части вместо того, чтобы сотрудничать и поддерживать нас в реализации наших целей начинают конфликтовать и тратить драгоценную энергию. Большинство из нас не осознает, что когда мы мечтаем или планируем, мы, как правило, перемешиваем несколько фаз одновременно. Наш внутренний критик атакует наши мечты, реалист начинает мечтать и т.д. Техника НЛП "Работа с логическими уровнями" Еще одной полезной техникой НЛП является разработанная Робертом Дилтсом модель Логических Уровней. Опираясь на открытия Грегори Бейтсона, а также на собственный опыт в терапевтической практике, Р. Дилтс обнаружил, что есть несколько уровней того, как мы воспринимаем и проживаем реальность. Все эти уровни существуют параллельно и как бы пронизывают друг друга, однако для нас крайне полезно осознавать, что происходит на каждом из них и как это влияет на наши решения, отношения, самочувствие и даже жизненные события. Важно то, что Логические Уровни представляют собой иерархическую структуру, а это значит, что: 1) Высшие Уровни невозможны без Низших, поскольку они реализуются через низшие уровни 2) Низшие уровни подчиняются Высшим. Обе эти закономерности имеют для нас крайне важное значение. Как правило мы формулируем свою цель или осознаем свою проблему на так называемых «Низших уровнях»: на уровне Окружения (Например: Хочу свою собственную большую квартиру… или Мне не нравится эта организация, я бы хотела работать в другом месте), на уровне Поведения (Например: Опять я не смог ему отказать! В следующий раз я такого больше не допущу!.. или Хочу позвонить ей и пригласить на свидание, но никак не могу решиться) или на уровне умений и способностей (Например: Я хотел бы быть более уверенным … или Ну почему мне так сложно знакомиться с красивыми женщинами?) Конечно, мы можем начать работать над решением этих задач на том же уровне, на котором они возникли. Однако поскольку Низшие уровни подчиняются Высшим, то значит искать истоки проблемы и работать над ее решением необходимо в Высших уровнях! Иначе вы потратите кучу сил, будете насильно преодолевать себя, сдерживать, заставлять вести себя по-другому… но результат будет весьма и весьма скромным. Гораздо эффективнее найти те убеждения и ценности, которые порождают данную проблему в вашей жизни и работать напрямую с ними. Например: Какое мое убеждение мешает мне говорить людям «Нет!» Каким я стану человеком, если начну отказывать людям в помощи? В чем именно это противоречит моему образу себя?.. или Во что я такое верю, что мне сложно знакомиться с красивыми женщинами? и т.д. В коучинге мы используем одно золотое правило: Чтобы помочь клиенту решить его запрос, надо работать как минимум на один уровень выше, чем тот, который он описывает. Как правило самая эффективная работа происходит, когда нам удается работать на уровне убеждений и идентичности. Логические Уровни – очень эффективный инструмент для работы с целями и жизненными изменениями. Сформулировав желаемую цель на уровнях окружения, поведения и способностей, очень важно согласовать ее с высшими уровнями: чтобы цель соответствовала нашим глубинным убеждениям и ценностям, нашей миссии и глобальному видению. Принося свою цель на эти Высшие уровни, мы наполняем ее ресурсами и энергией, получаем более масштабное понимание своей цели. Часто в результате такой работы цель дополняется и видоизменяется, пронеся ее по Высшим уровням, мы добавляем в нее те важные элементы и факторы, о которых ранее не думали. Иногда в процессе проработке цели по Логическим Уровням, на некоторых из них мы можем почувствовать сопротивление, или найти барьеры и ограничения, мешающие реализации нашей цели. И это очень ценное открытие, ведь как только мы понимаем, какие именно ограничения не позволяют нам реализовать желаемое, мы получаем возможность их трансформировать! До тех пор пока ограничения нами не осознаются, они продолжают оказывать на нас мощное воздействие на бессознательном уровне, не позволяя осуществить то, что мы хотим. 1. Окружение описывает внешние условия, в которых мы находимся: внешние возможности и ограничения, на которые мы реагируем. Отвечает на вопросы «Где?», «Когда?», «Что и кто вас окружает?» и пр. 2. Поведение описывает конкретные действия, которые мы совершаем, конкретные реакции, которые мы отыгрываем в том или ином контексте. В этот уровень входят ответы на вопрос «Что вы делаете?» 3. Способности – это уровень, который описывает способности и навыки, которые позволяют нам совершать те действия, которые мы совершаем, и делают для нас возможным находится в том окружении, в котором мы находимся. Отвечает на вопросы «Как?», «Какими навыками и способностями вы обладаете?» 4. Убеждения и ценности являют собой глубокий уровень, который описывает наши важные ценности и убеждения. Находясь в той ситуации, в которой мы находимся и делая то, что мы делаем, что важное мы при этом получаем? Что для нас ценно и важно? Во что мы при этом верим? Какие убеждения делают эту ситуацию для нас возможной и важной? Вопросы «Что для вас важно?» «Во что вы верите?» «Зачем?». 5. Идентичность / Миссия Не стоит путать этот уровень с ролями, которые мы выполняем по жизни (например: руководитель, отец, студент, журналист…) . Уровень идентичности описывает то, что мы на самом деле имеем в виду, говоря «Я». Это очень родное и привычное нам ощущение себя, которое, несмотря на то, что его не просто дифференцировать, всегда с нами. Особое неизменное ощущение нашего присутствия в этом мире. А роли, через которые мы реализуем свое присутствие и проявляем себя могут быть разными. Также этот уровень открывает нам доступ к тому неповторимому вкладу, который мы вносим в этот мир своей жизнью, своим присутствием. Вопросы этого уровня «Кто вы?», «Каков ваш неповторимый вклад?» Начиная с этого уровня ответы на вопросы становятся метафоричными, их сложно выразить словами напрямую. Часто это особого рода чувство, ощущение в теле или образ. 6. Видение открывает доступ к более масштабной картине жизни, на нем мы ощущаем и понимаем, частью чего большего мы являемся. Кто еще вместе с нами работает над воплощением этого видения? Видение всегда гораздо масштабнее, чем наша индивидуальная цель. Видение – это то, что невозможно достичь одному, реализовать в течение одной человеческой жизни. Вопросы этого уровня – «Частью чего большего вы являетесь?», «Для кого или во имя чего вы живете?», «Кто еще вместе с вами работает над воплощением этого видения?» ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 5 самых распространенных мифов про НЛП Обучающий тренинговый курс «Е-НЛП Практик»: Больше, чем просто НЛП! Интенсивный обучающий курс Джека Макани Мастер НЛП + Изменение Линии Времени" О Международном центре обучения и развития Вектор Роста
Источник: http://vektor-rosta.ru/nlp-instruments
Все права защищены © vektor-rosta.ru
Все права защищены © vektor-rosta.ru