Психическая энергия — термин, предложенный З. Фрейдом для описания специфики перемещения внимания, интереса и привязанности с одного объекта (или текущей деятельности) на другой[1]. В определении Мура — Файна соответствует «гипотетически существующей и <…> количественно измеримой энергии, лежащей в основе всякой активности психического аппарата и <…> всех психических проявлений»[2]. «Психическая энергия», по Ф. Тайсону и Р. Тайсону, впсихоанализе понимается в похожем смысле, но не аналогично понятию «энергии» как физической величины[3].
Во фрейдистской трактовке термина, согласно Ч. Райкрофту (англ.)русск., перемещения [внимания, интереса, привязанности] объясняются положением, согласно которому некоторые количества энергии является вложенными в психические представления (постоянные, в определённой мере, образы нечто, ранее уже воспринимавшегося или же сам процесссоздания таких образов[4]) объектов, и эти самые количества разнятся в подвижности[1]. В соответствии с концепцией «психической энергии», основные функции последней делятся на две группы: мотивационную и инструментальную. Первая выражается посредством разрядки (когда накопление энергии достигает предельно допустимого значения), инструментальная же функция служит для формирования или выполнения разнообразных функций: к примеру, «содействия переходу бессознательных мыслей и идей в сознание»[2].
Концепция психической энергии является одной из важнейших для фрейдистской метапсихологии (для экономического идинамического её подходов), но при этом, однако, с течением времени она [концепция] выявила множество недочётов и снискала серьёзную и даже ожесточённую критику со стороны научного сообщества — в частности, ряд известных аналитиков даже требовали полного отказа от идеи существования «психической энергии», чего, в понимании Мура и Файна, в полной мере всё же так и не произошло[5].